г. Чита |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А78-16861/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Барковской О.В., Корзовой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вохмяниной О.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2019 года по делу N А78-16861/2018 по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, адрес: 672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, 23) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, дом 2Б) о взыскании задолженности и неустойки,
(суд первой инстанции: И.В. Леонтьев)
при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле:
от ПАО "ТГК N 14" - Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 09.01.2019,
и установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, с последующим уточнением, к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности за тепловую энергию с 01.08.2018 г. по 31.08.2018 г. в размере 1197728,39 руб.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2019 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель в своей апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на разногласия сторон в отношении определения объема поставленной тепловой энергии на нужды ГВС в общежитии по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, д. 39, к.2. Истцом, объем тепловой энергии рассчитывается с учетом норматива, установленного приказом РСТ Забайкальского края N 392 от 01.11.2013 для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством - 3,26 куб.м/мес. на 1 чел. Ответчик, по спорному объекту объем тепловой энергии определял с учетом норматива для общежитий секционного типа - 2,73 кубм/мес. Спорные помещения не оборудованы приборами учета горячего водоснабжения, поэтому объем потребленного коммунального ресурса подлежит определению расчетным способом, в соответствии с нормами жилищного законодательства. Суд при вынесении решения основывался на акте обследования объекта, который ответчиком не подписывался. Ответчик полагает, что сумма за поставленную тепловую энергию на нужды ГВС в общежитии по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, д. 39, к.2, не подлежит взысканию.
Ответчик считает, что судом необоснованно не удовлетворено его ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины, ссылаясь на то, что относится к органам военного управления.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы апеллянта отклонил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчик, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ПАО "ТГК-14" в адрес ответчика был направлен проект государственного контракта N 02008585 от 29.12.2017 г. на отпуск и потребление тепловой энергии в горячей воде на объекты теплоснабжения - общежития по адресам: ул. Бабушкина. 111; ул. Кастринская, 36; ул. Лермонтова, 11; ул. Трактовая, 51; ул. Летная, 26; ул. Ленинградская, 51; ул. Смоленская, 39; Полковой проезд, 6а, 66; ул. Автогенная, 4; ул. Е.Гаюсана, 30б, 32а, 36; ул. Красной Звезды, 18; ул. Чкалова, 1 в; жилой дом по адресу ул. Космонавтов, 22.
До настоящего времени сторонам не удалось согласовать необходимые условия контракта на поставку тепловой энергии, в связи, с чем он не является заключенным. Однако, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, несмотря на отсутствие в спорном периоде заключенного договора, между истцом (ресурсоснабжающая организация) и ответчиком (исполнитель коммунальных услуг) сложились фактические договорные отношения по отпуску и потреблению тепловой энергии и теплоносителя в горячей воде на объекты ответчика.
Поставка тепловой энергии осуществлялась на объекты жилого фонда, находящиеся в управлении ответчика.
В связи с тем, что оплата ответчиком поставленной тепловой энергии производилась несвоевременно и не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности за тепловую энергию за период с 01.08.2018 г. по 31.08.2018 г. в сумме 1197728,39 руб., согласно представленному расчету.
Судом требования истца удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям, не урегулированным нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) под теплоснабжающей организацией понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Статьей 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что истец обладает статусом ресурсоснабжающей организации, а ответчик является управляющей организацией жилищного фонда.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К правоотношениям сторон подлежат применению положения Закона о теплоснабжении, статьи 155, 157, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями"), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что потребителем и лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая организация. В свою очередь, потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
Ответчик, будучи управляющей организацией, во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг и лицом, обязанным приобретать коммунальные услуги при предоставлении их потребителям, на что правильно указал суд первой инстанции.
Согласно абзацу 6 пункта 38 Правил N 354 при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно расчетам истца, ответчик потребил тепловой энергии на сумму 1197728,39 руб.
Стоимость потребленной тепловой энергии определена с учетом тарифов, установленных приказом РСТ Забайкальского края для соответствующих периодов.
Ответчик факт потребления тепловой энергии в спорный период не оспаривает.
Вместе с тем, разногласия сторон касаются объема поставленной тепловой энергии на нужды ГВС в общежитии по адресу: Забайкальский край, г. Чита, ул. Смоленская, д. 39, к.2. и Гаюсана 30б.
Судебной коллегией доводы апелляционной жалобы ответчика рассмотрены и отклоняются по следующим основаниям.
В силу пункта 52 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме, то есть в соответствии с пунктом 42 названных Правил.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к названных Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
По объекту - общежитие ул. Смоленская, 39 суд первой инстанции правомерно применил норматив, установленный приказом РСТ Забайкальского края N 392 от 01.11.2013 для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством - 3,26 куб. м/мес. на 1 чел., так как материалами дела подтверждено, что указанное общежитие является общежитием квартирного типа и представляет отдельные квартиры, в которых имеются индивидуальные санузлы и кухни.
Приказом РСТ Забайкальского края N 392 от 01.11.2013 для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения в жилых помещениях на 1 чел. равен 3,26 куб. м/мес.
При таких обстоятельствах истец правомерно рассчитывает объем энергии по нормативу, установленному приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 N 392 для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством в размере 3,26 куб. м / мес. на 1 чел.
По дому Гаюсана 30 б для комнат без душевых, санузлов и кухонь истец применяет норматив 1,69 куб.м/мес. на 1 чел.; для комнат в состав которых входит кухни, ванные комнаты, истец применяет норматив 3,26 куб.м/мес. на 1 чел., как для жилых домов квартирного типа с полным благоустройством.
Доводы ответчика о том, что по спорным объектам объем тепловой энергии следует определять с учетом норматива для общежитий секционного типа - 2,73 куб.м/мес. судом отклоняются как противоречащие представленным в материалы дела документам.
Истец представил в материалы дела технические паспорта на спорные дома.
Из технического паспорта по дому ул. Смоленская, д. 39, к.2. следует, что в нем находятся жилые помещения, в состав которых входит коридор, санузел, кухня, комната.
В двустороннем акте обследования объекта указано, что общежитие по адресу: Смоленская, 39, корп. 2, является общежитием квартирного типа и представляет собой отдельные квартиры, в которых имеются индивидуальные санузлы и кухни.
Из технического паспорта по дому Гаюсана 30 б следует, что на первом этаже расположены комнаты без кухонь и санузлов. Данные помещения относятся к помещениям общежитий коридорного типа. Ответчик не высказал возражений относительно примененного для данных помещений норматива 1,69. Жилые помещения, расположенные на втором этаже включают в себя коридоры жилые комнаты, кухни и ванные комнаты.
Паспорт здания является первичным документов отражающим технические характеристики здания. Ответчик не опроверг сведения указанные в техническом паспорте, следовательно, данные сведения подлежат применению при расчете поставленной энергии.
На основании изложенного вывод суда первой инстанции о том, что жилые помещения, включающие коридоры жилые комнаты, кухни и ванные комнаты либо санузел, являются помещениями с полным благоустройством, следовательно, при определении объема поставленной горячей воды необходимо применять норматив 3,26, является правильным.
Расчет истца судом проверен, признан верным.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование о взыскании основного долга в заявленном размере.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно не освободил ответчика от уплаты госпошлины, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Особенности уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды регламентируются статьей 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом положений статей 333.35, 333.37 названного Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
Удовлетворив требование истца, суд взыскал с ответчика не государственную пошлину в доход федерального бюджета, а компенсировал судебные расходы истца.
Освобождение государственного органа либо иного органа, не входящего в систему государственных органов или органов местного самоуправления, но выполняющего публично-правовые функции от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок взыскания судебных расходов на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче апелляционной жалобы ответчик заявил ходатайство об освобождении его от уплаты государственной пошлины, рассмотрев которое апелляционный суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в том случае, если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 (далее - Положение), установлено, что, являясь федеральным органом исполнительной власти, оно осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также полномочия в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят службы Министерства обороны Российской Федерации и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы и им равные подразделения, и иные подразделения.
Согласно пункту 5 Положения Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон об обороне), Вооруженные Силы Российской Федерации создаются в целях обороны Российской Федерации, выполняют задачи в области обороны. Согласно статье 11.1 Закона об обороне управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения.
Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в перечень органов военного управления ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждением (приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 N 520), внесены изменения путем дополнения пунктом следующего содержания: "76 Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации".
Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 13 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации).
Соответственно, обладая статусом органа военного управления, и входящего в структуру Министерства обороны Российской Федерации, а также являясь ответчиком по рассматриваемому делу, учреждение является лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 19 февраля 2019 года по делу N А78-16861/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Л.В. Оширова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.