Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф08-6972/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
16 мая 2019 г. |
дело N А32-27879/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ИП Корж Н.Н. - лично, паспорт и Васильченко В.П. ордер N 718067 от 08.05.2019, удостоверение адвоката от 08.04.2003 N 206;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корж Николая Николаевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04.02.2019 по делу N А32-27879/2018, принятое судьей Шкира Д.М.,
по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
к индивидуальному предпринимателю Корж Николаю Николаевичу
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Спецстройгрупп"
о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя главы крестьянско-фермерского хозяйства Корж Николая Николаевича (далее - ответчик, ИП Корж Н.Н., предприниматель) стоимости вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения в сумме 2 183 040 рублей в доход государства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 с ИП Корж Н.Н. взыскана стоимость вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения в размере 2 183 040 (два миллиона сто восемьдесят три тысячи сорок) рублей. С ИП Корж Н.Н. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 915 рублей 20 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Корж Николай Николаевич обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что земельный участок на котором ООО "СпецСтройГрупп" производило работы по изъятию грунта не принадлежит ответчику и не находится в его пользовании. Апелляционная жалоба также мотивирована тем, что приведенный управлением расчет не может быть принят в обоснование размера ущерба.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу управлении просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд протокольным определением удовлетворил ходатайство управления о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В судебном заседании представители предпринимателя просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, ООО "Спецстройгрупп", извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24.10.2016 по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район при проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:31:0701000:1047 и разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью 164 га, выявлено отсутствие плодородного слоя в результате проведения земляных работ, глубина образовавшегося котлована примерно 3 м. По краям котлована отсыпаны земляные отвалы высотой 2 м, в которых плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, глиной. Размещение данных отвалов произведено непосредственно на плодородный слой. Площадь перекрытия плодородного слоя составляет 2274 кв.м. Произошло уничтожение плодородного слоя почвы. Указанный земельный участок расположен по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5. Данный земельный участок используется по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (при множественности лиц на стороне арендодателя) от 02.03.2012. Географические координаты места нарушения указаны в приложении к письму от 26.10.2016 N 01-24/1696 Врио директора ФГБУ "Краснодарская МВЛ" В.А. Тимченко (от 27.10.2016 N 28Ф-23/141), определены с использованием спутникового геодезического оборудования: приемник Leica GS10 (заводской номер: 1852816, свидетельство о поверке N 4200716 до 08.07.2017).
Также в рамках проведения проверки экспертами ФГБУ "Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория" произведен расчет ущерба причиненного вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, на земельном участке сельскохозяйственного значения с кадастровым номером 23:31:0701000:1047, выявленного перекрытия плодородного слоя почвы, на площади: отвал N 1 - 1310 кв.м., отвал N 2 - 964 кв.м. (общая площадь перекрытия 2274 кв.м.).
03.11.2016 выдано предписание N 2043 и N 2043-1 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 03.05.2017.
Постановлениями от 17.11.2016 предприниматель привлечен к административной ответственности по части 1, 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Указанные постановления оставлены без изменения решениями Тимашевского районного суда Краснодарского края.
18.05.2017 в ходе проведения внеплановой выездной проверки по ранее выданному предписанию от 03.11.2016 N 2043 и N 2043-1 установлено, что комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенного слоя почвы, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5 с кадастровым номером 23:31:0701000:1047, общей площадью 164 га, не выполнен. Материалы проверки направлены в суд.
16.06.2017 выдано предписание N 324 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 16.09.2017.
Решением мирового судьи судебного участка N 213 Тимашевского района Краснодарского края предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
12.10.2017 в ходе проведения внеплановой выездной проверки по ранее выданному предписанию от 16.06.2017 N 324 установлено, что комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенного слоя почвы, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5 с кадастровым номером 23:31:0701000:1047, общей площадью 164 га, не выполнен. Материалы проверки направлены в суд. 23.10.2017 выдано предписание N 1046 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 23.01.2018.
Решением мирового судьи судебного участка N 213 Тимашевского района Краснодарского края предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
05.02.2018 в ходе проведения внеплановой выездной проверки по ранее выданному предписанию от 23.10.2017 N 1046 установлено, что комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенного слоя почвы, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5 с кадастровым номером 23:31:0701000:1047, общей площадью 164 га, не выполнен. Материалы проверки были направлены в суд. 05.02.2018 выдано предписание N 89 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации в срок до 05.05.2018.
Расчет вреда произведен в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 07.09.2010 N 18364) и составил 2 183 040 рублей.
Управление направило в адрес предпринимателя письмо от 19.04.2018 N 09-18-17/763 с предложением оплатить в добровольном порядке размер вреда, причиненного окружающей среде. Однако, ответчик не оплатил указанную сумму, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном по- рядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружаю- щей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охран земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Согласно статье 4 указанного закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со статьей 76 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно статье 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В силу части 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, при обращении с иском о взыскании убытков истец должен доказать факт причинения вреда и его размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшим вредом и действиями указанного лица и вину причинителя вреда.
В соответствии с абз. 21 статьи 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере обеспечения плодородия почв и земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Свою деятельность Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в силу пункта 4 вышеуказанного Положения осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы.
Территориальным органом Россельхознадзора согласно пункту 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, утвержденного Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 220 является Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республики Адыгея, которое создается для осуществления функций по контролю и надзору, в том числе, в сфере обеспечения плодородия почв и земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде- рации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Довод предпринимателя о том, что расчет не может быть принят в обоснование размера вреда, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела следует, что 24.10.2016 по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район при проведении внеплановой выездной проверки в отношении предпринимателя установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:31:0701000:1047 и разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства, общей площадью 164 га, выявлено отсутствие плодородного слоя в результате проведения земляных работ, глубина образовавшегося котлована примерно 3 м. По краям котлована отсыпаны земляные отвалы высотой 2 м, в которых плодородный слой перемешан с подстилающими грунтами, глиной. Размещение данных отвалов произведено непосредственно на плодородный слой. Площадь перекрытия плодородного слоя составляет 2274 кв.м. Произошло уничтожение плодородного слоя почвы. Указанный земельный участок расположен по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5. Данный земельный участок используется по договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения (при множественности лиц на стороне арендодателя) от 02.03.2012.
Согласно терминам Межгосударственного стандарта, ГОСТ 17.5.1.01-83 "Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения":
Вскрышные породы - горные породы, покрывающие и вмещающие полезное ископаемое, подлежащие выемке и перемещению как отвальный грунт в процессе открытых горных работ.
Вмещающие породы - вскрышные горные породы, в которые включены полезные ископаемые.
Нарушение земель - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательских, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и другим качественным изменениям состояния земель.
Нарушенные земли - Земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду
Рекультивация земель - Комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества
Плодородный слой почвы - Верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и биологическими свойствами
Потенциально плодородные породы - Горные породы, обладающие ограниченно благоприятными для роста растений физическими и (или) химическими свойствами
В соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 N 3-15/582:
деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель;
под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе агросистем) и существования природных ландшафтов;
нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа, строительными и геолого-разведочными работами.
К нарушенным землям относятся все земли со снятым или перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, то есть земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность.
Грунты, образовавшиеся при проведении землеройных работ, не загрязненные опасными веществами, относятся к V классу опасности для окружающей природной среды (приказ от 02.12.2002 N 786 Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов").
В соответствии с законодательством Российской Федерации грунты должны быть утилизованы. Для хранения плодородного слоя почвы под бурты должны быть отведены непригодные для сельского хозяйства участки или малопродуктивные угодья, на которых исключается подтопление, засоление и загрязнение промышленными отходами, твердыми метами, камнем, щебнем, галькой, строительным мусором (ГОСТ 17.4.3.02-85 "Охрана природы. Почвы. "Требования к охране плодородного"слоя"почвы при производстве земляных работ").
Согласно пункту 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29.03.1994 N 3-14-1/404, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв. Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без соответствующего разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Из материалов дела следует, что в отсутствие разрешения на производство земляных работ заявителем произведено самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы, перекрытие почв и захламление их насыпями грунта, что привело к деградации, нарушению земель сельскохозяйственного назначения и снижению их природно-хозяйственной значимости.
Для наступления негативных последствий и оснований для ответственности достаточно факта снятия и перемещения плодородного слоя, так как в результате этого происходит ухудшение его свойств, частичное разрушение структуры, изменение его физических и химических, биологических свойств, изменение всей экосистемы земельного участка, нарушение растительного покрова, предохраняющего почву, влаго- и воздухо- проницаемости, то есть утрата природных свойств плодородного слоя почвы. В результате чего причиняется вред окружающей среде - почвам как объекту окружающей среды.
Методика N 238 предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Названной Методикой исчисляется в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам в результате, в том числе: в) порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами.
Предпринимателем допущены различные по типу нарушения, а именно: самовольное перекрытие плодородного слоя почвы, а также самовольно произвело снятие и перемещение плодородного слоя почвы.
Согласно расчету, заявитель допустил самовольное (незаконное) перекрытие поверхности почв насыпями земляными отвалами высотой 2 метра на части земельного участка на площади 2274 кв.м.
Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемент природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
Под природно-хозяйственной значимостью понимается качество земель, лимитирующее характер и эффективность их хозяйственного использования, участия почвенного покрова в обеспечении функционирования экосистем (в том числе и агро-экосистем) и существования природных ландшафтов.
Земли - территории, ограниченные однотипным хозяйственным использованием или назначением в рамках естественных или искусственных оконтуривающих границ и обладающие тем или иным почвенным покровом.
Выделяются следующие наиболее существенные типы деградации почв и земель с учетом их природы, реальной встречаемости и природно-хозяйственной значимости последствий:
- технологическая (эксплуатационная) деградация', в т.ч.:
а) нарушения;
б) физическая (земледельческая) деградация;
в) агроистощение;
- эрозия, в т.ч.:
а) водная,
б) ветровая,
- засоление, в т.ч.:
а) собственно засоление,
б) осолонцевание;
- заболачивание.
Под технологической (эксплуатационной) деградацией понимается ухудшение свойств почв в результате избыточных технологических нагрузок при всех видах землепользования, разрушающих почвенный покров, ухудшающих его физическое состояние и агрономические характеристики почв, приводящих к потере природно-хозяйственной значимости земель.
Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых и торфа; строительными и геологоразведочными работами и др. К нарушенным землям относятся все земли со снятым ИЛИ перекрытым гумусовым горизонтом и непригодные для использования без предварительного восстановления плодородия, т.е. земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность (ГОСТ 17.5.1.01 - 83),
Из письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231, следует, что порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
На земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:31:0701000:1047 выявлена технологическая (эксплуатационная) деградация земель в виде нарушения в результате проведения земляных работ (образование котлована, отсыпка отвалов непосредственно на плодородный слой).
Деградация почвы произошла вследствие деятельности по добыче полезных ископаемых, а именно:
- снятия, перемешивания и уничтожения плодородного слоя почвы;
- выкапывания выемок (котлованов) разного размера на поверхности земельного участка;
- формирования насыпей, отвалов из вынутого грунта на поверхности земельного участка;
-перекрытием поверхности почвы искусственным покрытием в виде отвалов.
Деградация земель выражается в утрате почвенным покровом земельного участка функций почвы, как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению прирподгно-хозяйственной значимости земель.
При производстве деятельности по добыче полезных ископаемых
нарушены следующие нормы по охране окружающей среды:
1. Плодородный слой почвы не сохранен.
2. Произошла порча почвы в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв.
3. Сформирован искусственный рельеф, препятствующий использованию земельного участка, как объекта сельскохозяйственного производства.
Восстановление деградированного слоя почвы естественным путем невозможно, вследствие образования нового рельефа на нарушенных участках карьерной выработки и перекрытия почвы искусственным перекрытием.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что причинно-следственная связь нарушения с виновными действиями ответчика установлена материалами дела, в том числе вступившими в законную силу Решениями Краснодарского краевого суда от 22.12.2016 по жалобам Корж Н.Н. на постановления заместителя начальника по фитонадзору Тимашевского МО ВФН Ивахно М.В. от 17.11.2016 N 28Ф-21/2016-826, от 17.11.2016 N28Ф-21/2016-825, постановления оставлены без изменения, а жалоба Главы КФХ Корж Н.Н. - без удовлетворения.
Довод предпринимателя о том, что нарушение допущено ООО "Спецстройгрупп" не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку внеплановая выездная проверка в отношении ИП Главы КФХ Корж Н.Н. проведена на основании распоряжения заместителя руководителя управления от 19.10.2016 N 09-09/ВП 2043, по решению о согласовании проведения внеплановой прокуратуры Тимашевского района Краснодарского края от 20.10.2016 проверка проводилась с целью проверки (установления) фактов нарушений земельного законодательства РФ, выявленных при проведении административного обследования должностными лицами управления (акт административного обследования от 19.03.2016 N 15) земельного участка расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ЗАО "Красносельская" секция 2, контур 1,5, кадастровый номер 23:31:0701000:1047, общей площадью 164 га.
Довод ИП Корж Н.Н. о том, что земельный участок ему не принадлежит, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку принадлежность земельного участка с кадастровым номером 23:31:0701000:1047 подтверждается договором аренды з/у сельскохозяйственного назначения (при множественности лиц на стороне арендодателя от 02.03.2012 б/н от 02.03.2012), а также выпиской из ЕГРН от 16.09.2016 N 90-24870969 (т. 1 л.д. 41, л.д. 76-83).
Таким образом, к проводимой управлением внеплановой выездной проверке в отношении ИП Главы КФХ Корж Н.Н., ООО "Спецстройгрупп", не имеет отношение, в связи с чем, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что ООО "Спецстройгрупп" не является объектом данных правоотношений; возникших на основании абз. 21 ст. 5, ст. 77, ст. 78 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды", ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 15, ст. 1064 Гражданского кодекса РФ.
Довод предпринимателя о том, что ООО "Спецстройгрупп" привлечено к административной ответственности, по факту забора грунта на земельном участке с кадастровым номером 23:31:0701000:1047, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку является предметом самостоятельного судебного разбирательства, не имеющим отношения к исковому заявлению о взыскании с предпринимателя вреда, причиненного землям сельскохозяйственного назначения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.02.2019 по делу N А32-27879/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.