г. Санкт-Петербург |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А56-117192/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: Григорьева А.С. по доверенности от 29.12.2018
от заинтересованного лица: Лазарев М.С. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4938/2019) ГЖИ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2019 по делу N А56-117192/2018 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению СПб ГКУ "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга"
к ГЖИ
о признании недействительным предписания
установил:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" (ОГРН 1027808760484, адрес: 196650, Санкт-Петербург, г. Колпино, пр-кт Ленина, д. 70; далее - Колпинское РЖА, Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, корп. А; далее - Инспекция, ГЖИ, административный орган) от 08.08.2018 N 06/11756-Р-4.
Решением от 24.01.2019 суд первой инстанции признал недействительным предписание ГЖИ от 08.08.2018 N 06/11756-Р-4, выданное Колпинскому РЖА; взыскал с ГЖИ в пользу Колпинского РЖА 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ГЖИ обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Податель апелляционной жалобы ссылается на наличие в жилых помещениях бытового газового оборудования, в связи с чем во исполнение договоров социального найма Колпинское РЖА обязано заключить договоры со специализированной организацией на обслуживание внутриквартирного газового оборудования.
В судебном заседании представитель ГЖИ поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Колпинского РЖА возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в Инспекцию 26.07.2018 (вх. N 02- 00 1549-18) от ООО "ПетербургГаз" поступило письмо со сведениями о заключенных договорах на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный проспект, д. 20, лит. А.
В ходе документарной проверки, проведенной 07.08.2018 Инспекцией на основании распоряжения от 01.08.2018 N 06/11756-р, установлено, что многоквартирный дом по указанному адресу оборудован системой газоснабжения, а также трубопроводами от источника газа до газоиспользующего оборудования.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в нарушение требований пункта 17 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410) и пункта 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), газоснабжение потребителей квартир N 1, 3, 6, 7, 8, 11 по указанному адресу осуществляется при отсутствии договоров на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования.
Данные обстоятельства отражены в акте проверки от 07.08.2018 N 06/11756-р (далее - акт проверки).
По результатам проверки Инспекцией вынесено предписание от 08.08.2018 N 06/11756-Р-4 об устранении выявленных нарушений, согласно которому заявителю предписано в срок до 08.10.2018 заключить договор со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования по адресу: Санкт-Петербург, поселок Петро-Славянка, Совхозный проспект, д. 20, лит. А.
Не согласившись с предписанием, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения но договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410), которые устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (пункт 6 Правил N 410).
Согласно пункту 16 Правил N 410 техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пос. Петро-Славянка, Совхозный проспект, д. 20, газоснабжение осуществляется от индивидуальных баллонных установок сжиженного углеводородного газа.
В пункте 2 Правил N 410 раскрыто понятие: "внутриквартирное газовое оборудование" - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что квартиры N 1, 3, 6, 7, 8, 11 в спорном МКД находятся в собственности города Санкт-Петербурга, представителем которого в спорных правоотношениях выступает Учреждение (представитель собственника и наймодатель по договорам социального найма).
Следовательно, в силу пункта 16 и подпункта "в" пункта 17 Правил N 410 на Учреждение возлагается обязанность по заключению со специализированной организацией договоров о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования в отношении вышеуказанных квартир.
Действительно, в соответствии с пунктом а) пункта 131 Правил N 354 газоснабжение потребителя производится в отношении внутриквартирного газового оборудования, установленного в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда: с нанимателем такого жилого помещения - в части технического обслуживания и текущего ремонта такого оборудования, а с собственником такого жилого помещения - в части капитального ремонта такого оборудования.
Вместе с тем, из логического толкования положения пункта 18 Правил N 410 и пункта 131 Правил N 354 следует, что договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования в помещениях государственного или муниципального жилищного фонда должен был заключен либо собственником, либо фактическим пользователем помещений (нанимателем). При этом отношения между собственником и нанимателем таких помещений регулируются договором социального найма, где должны быть прописаны права и обязанности сторон, в том числе в отношении расходов на содержание и техническое обслуживание газового оборудования.
Заявитель, выступающий от имени собственника помещений социального найма, обязан урегулировать данные вопросы, заключив такой договор самостоятельно, либо возложив данную обязанность на нанимателей.
Устранение от решения вопросов технического обслуживания внутриквартирного газового оборудования может привести к негативным последствиям не только для жильцов конкретного жилого помещения, но и остальных жителей многоквартирного жилого дома.
В связи с изложенным, не могут быть приняты во внимание доводы заявителя об отсутствии в некоторых жилых помещениях внутриквартирного газового оборудования, отсутствие доступа в жилые помещения, так как данные вопросы должны решаться собственником помещения в целях обеспечения безопасных условий проживания всех граждан, проживающих в МКД.
Также в силу вышеизложенного не имеет правового значения отсутствие в жилом доме централизованного газоснабжения, так как газоснабжение внутриквартирное также должно находиться на соответствующем техническом обслуживании на основании договора с собственником (пользователем) жилого помещения, что прямо следует из содержания пункта 17 Правил N 410, пункта 131 Правил N 354.
Кроме того, согласно пункту 22 раздела 8 Технико-экономического паспорта на спорный МКД, дом оснащен системой газооборудования, а именно: внутридомовыми газопроводами, газовыми плитами, что подтверждается показателями физического износа системы газоснабжения: 48,22% (л.д.81).
Не могут быть признаны состоятельными также ссылки заявителя на статью 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает лишь порядок распределения обязанности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, и не исключает возложения обязанности на нанимателя жилого помещения производить плату за обслуживание внутриквартирного газового оборудования, что должно быть прописано в договоре социального найма с собственником такого помещения. При этом именно собственник должен прописать в договоре социального найма положения, касающиеся обслуживания внутриквартирного газового оборудования и несения расходов за такое обслуживание.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд признает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Требования предписания Инспекции по заключению договоров со специализированной организацией на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования реальны и исполнимы.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 24.01.2019 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 января 2019 года по делу N А56-117192/2018 отменить.
В удовлетворении требований Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Колпинского района Санкт-Петербурга" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.