г. Саратов |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А12-37491/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 13.05.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 16.05.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Байкал"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 февраля 2019 года по делу N А12-37491/2018 (судья Куропятникова Т.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Байкал" (ОГРН 1093458001010, ИНН 3413010164, 404354, Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Ленина, д. 1 "А")
к Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405974811, ИНН 3413500064, 404354, Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Ленина, д. 9)
о признании незаконным решения об отказе в выкупе земельных участков.
при участии в судебном заседании:
другие участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Байкал" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения N 17-05/710 от 27.08.2018 об отказе в выкупе земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Также суд отменил обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.11.2018.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 10.04.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 12 сентября 2013 года между Котельниковским муниципальным районом Волгоградской области в лице Администрации Котельниковского муниципального района (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Байкал" (арендатор) были заключены договора аренды земельных участков N 42, N 43 и N 44.
По условиям данных договоров, арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование земельные участки (пастбища) из категории земель сельскохозяйственного назначения из фонда распределения Котельниковского муниципального района с кадастровым номером 34:13:070006:661, площадью 1235500 кв.м., с кадастровым номером 34:13:070008:1482, площадью 1246900 кв.м., с кадастровым номером 34:13:070008:1481, площадью 1213600 кв.м., расположенные по адресу: местоположение установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир обл. Волгоградская, р-н Котельниковский на территории Пимено-Чернянского сельского поселения, х. Пимено-Черни.
Срок действия договоров с 12 сентября 2013 года по 11 сентября 2018 года.
13.08.2018 ООО "Байкал" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровым номером 34:13:070006:661, с кадастровым номером 34:13:070008:1482, с кадастровым номером 34:13:070008:1481.
Администрация письмом от 27.08.2018 N 17-05/710 уведомила заявителя о принятом решении об отказе в предоставлении земельных участков в собственность за плату, по основаниям, предусмотренным статьей 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
Не согласившись с отказом в предоставлении земельных участков, ООО "Байкал" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23 июля 2052 года.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными, по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулируется главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в числе прочего на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статьям 11 и 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, обладающими правом управления и распоряжения такими земельными участками.
Частью 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Ограничения в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации. Таковыми ограничениями являются: изъятие земельных участков из оборота; установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков; резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федеральный закон N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ (в редакции на момент обращения заявителя) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения заявителя) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, определен Законом Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", пунктом 4 статьи 7 которого установлено, что выкупная цена земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", устанавливается в размере рыночной стоимости соответствующих земельных участков - для граждан и юридических лиц, за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации; 15 процентов кадастровой стоимости земельных участков - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, определенных в пункте 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" приобретение земельных участков в собственность в соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" осуществляется на территории Волгоградской области с момента начала приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, установленного статьей 10 настоящего Закона.
Согласно статье 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 23.07.2052 (в редакции закона от 10.06.2013 N 59-ОД, вступившего в действие с 01.01.2014).
Пунктом 2 Закона Волгоградской области от 10.06.2013 N 59-ОД "О внесении изменения в статью 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" предусмотрено, что действия настоящего закона не распространяются на отношения связанные с приватизацией земельных участков, заявление на приватизацию которых поданы до вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области" в редакции, действовавшей до 01.01.2014, предусматривалось, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Волгоградской области, осуществляется с 01.01.2012.
Как указывалось выше, Общество обратилось в администрацию с заявлениями о предоставлении спорных земельных участков 13.08.2018, т.е. после вступления в силу Закона Волгоградской области от 10.06.2013 N 59-ОД "О внесении изменения в статью 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области".
В качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков Администрация ссылается на ст. 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД, устанавливающей возможность приватизации земельных участков с 23.07.2052.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежит применению Закон Волгоградской области от 10.06.2013 N 59-ОД "О внесении изменения в статью 10 Закона Волгоградской области от 17.07.2003 N 855-ОД "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области", действовавшей на момент подачи Обществом заявлений о выкупе спорных земельных участков в собственность.
При обращении в арбитражный суд, ООО "Байкал" ссылается на то, что понятия "приватизация" и "выкуп" земельных участков не равнозначны. Ссылка Администрации на ст. 10 Закона Волгоградской области необоснованна, поскольку Общество обращалось с заявлениями о выкупе земельных участков, в связи с чем, указанная статья в рассматриваемой ситуации неприменима.
При рассмотрении данного довода, арбитражный суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с абзацем первым статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Кроме того, согласно части 3 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с указанной статьей приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества. Кроме этого, в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
При этом, приватизацией земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков из иного состава земель следует понимать предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков в собственность за плату или бесплатно из фонда земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, определенных в законодательстве Российской Федерации.
Согласно выпискам из единого государственного реестра недвижимости, спорные земельные участи находятся в государственной неразграниченной собственности, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции (выпаса скота и заготовки кормов).
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что термин "приватизация" охватывает все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную, как возмездную (выкуп), так и безвозмездную.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Байкал" в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к повторению утверждений исследованных и отклоненных арбитражным судом первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Байкал" не имеется.
При обращении с апелляционной жалобой ООО "Байкал" произведена оплата государственной пошлины в размере 1 500 руб.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области 04 февраля 2019 года по делу N А12-37491/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.