г. Москва |
|
21 марта 2024 г. |
Дело N А41-49275/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2024 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Досовой М.В., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от финансового управляющего Земскова Павла Михайловича Чепурных Александра Александровича: представитель не явился, извещен,
от Трескова Павла Алексеевича: представитель не явился, извещен,
от Земскова Павла Михайловича: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Трескова Павла Алексеевича на определение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2023 года по делу N А41-49275/22, по ходатайству финансового управляющего Земскова Павла Михайловича Чепурных Александра Александровича о завершении процедуры реализации имущества гражданина,
УСТАНОВИЛ:
Финансовый управляющий Земскова Павла Михайловича Чепурных Александр Александрович обратился в Арбитражный суд Московской области с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества должника (т. 2, л.д. 18).
Ходатайство заявлено на основании статьи 213.28 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)".
Кредитор должника - Тресков Павел Алексеевич - ходатайствовал о неприменении к Земскову П.М. правила об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами (т. 2, л.д. 13-16).
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2023 года в удовлетворении ходатайства Трескова П.А. о неприменении к должнику правила об освобождении от исполнения обязательств было отказано, процедура реализации имущества Земскова П.М. завершена, должник освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина (т. 2, л.д. 31-32).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Тресков П.А. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение отменить в части отказа в удовлетворении ходатайства о неприменении к должнику правила об освобождении от исполнения обязательств, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела (т. 2, л.д. 35-42).
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность определения в части освобождения Земскова П.М. от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина.
Законность и обоснованность определения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Московской области от 28 сентября 2022 года Земсков П.М. был признан банкротом, в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на 6 месяцев - до 27.03.23, финансовым управляющим утвержден Чепурных А.А. (т. 1, л.д. 134-135).
Определениями Арбитражного суда Московской области от 20 марта 2023 года, от 24 мая 2023 года, от 25 июля 2023 года, от 04 сентября 2023 года, от 27 сентября 2023 года срок проведения процедуры банкротства должника неоднократно продлевался (т. 1, л.д. 139, 142, т. 2, л.д. 4, 8, 11).
Назначенное на 17.10.23 собрание кредиторов Земскова П.М. в форме заочного голосования признано неправомочным по причине отсутствия кворума (т. 2, л.д. 20).
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемым ходатайством, финансовый управляющий Чепурных А.А. указал, что в результате проведенных мероприятий у Земскова П.М, выявлены денежные средства в сумме 13 000 рублей, которые направлены на погашение требований по текущим платежам, возможность дальнейшего пополнения конкурсной массы отсутствует.
Принимая обжалуемое определение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 213.28 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)", указав, что доказательств наличия оснований для неприменения к должнику правила об освобождении от исполнения обязательств не представлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.02 "О несостоятельности (банкротстве)" и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств). Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Пунктом 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве закреплено, что освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если:
вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;
гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду, рассматривающему дело о банкротстве гражданина, и это обстоятельство установлено соответствующим судебным актом, принятым при рассмотрении дела о банкротстве гражданина;
доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В этих случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
Также в силу пункта 5 статьи 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После завершения реализации имущества гражданина на неудовлетворенные требования кредиторов, предусмотренные настоящим пунктом и включенные в реестр требований кредиторов, арбитражный суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке выдает исполнительные листы.
Правила пункта 5 настоящей статьи также применяются к требованиям о привлечении гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности (глава III.2 настоящего Федерального закона) (п. 6 ст. 213.28 Закона о банкротстве).
Таким образом, исчерпывающий перечень оснований для отказа в освобождении должника от исполнения обязательств перед кредиторами установлен в Законе о банкротстве.
В рассматриваемом случае доказательств наличия указанных обстоятельств не представлено, в связи с чем суд первой инстанции правомерно применил к должнику правило об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Земсков П.М. скрыл от финансового управляющего и суда сведения о месте своего фактического проживания, месте работы и заработной плате подлежит отклонению, как документально неподтвержденный.
Из материалов дела следует, что Земсков П.М. зарегистрирован по месту жительства по адресу: Московская область, г. Луховицы, ул. Жуковского, д. 44, кв. 33 (т. 1, л.д. 10-18).
Данный факт послужил основанием для передачи первоначально возбужденного Арбитражным судом Рязанской области дела N А54-2442/22 на рассмотрение по подсудности в Арбитражный суд Московской области (т. 1, л.д. 118-122).
В г. Рязани по адресу: ул. Стройкова, д. 65, к. 1, кв. 61, Земсков П.М. был зарегистрирован по месту пребывания на срок по 17.03.23 (т. 1, л.д. 19).
Допустимых доказательств того, что Земсков П.М. по адресу места жительства не проживает, а принадлежащее ему имущество находится в Рязанской области не представлено.
Апелляционный суд также отмечает, что финансовым управляющим об отсутствии доступа в жилое помещение, в котором проживает должник, заявлено не было. Наоборот, по результатам осмотра подлежащего реализации имущества Земскова П.М. выявлено не было.
Допустимых доказательств наличия у должника постоянного источника дохода в виде заработной платы также не имеется.
Указанные заявителем апелляционной жалобы сведения из социальных сетей не отвечают признакам относимости и допустимости доказательств.
В соответствии с пунктами 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан" целью положений пункта 3 статьи 213.4, пункта 6 статьи 213.5, пункта 9 статьи 213.9, пункта 2 статьи 213.13, пункта 4 статьи 213.28, статьи 213.29 Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.
В случае когда на должника возложена обязанность представить те или иные документы в суд или финансовому управляющему, судами при рассмотрении вопроса о добросовестности поведения должника должны учитываться наличие документов в распоряжении гражданина и возможность их получения (восстановления). Если при рассмотрении дела о банкротстве будет установлено, что должник не представил необходимые сведения суду или финансовому управляющему при имеющейся у него возможности либо представил заведомо недостоверные сведения, это может повлечь неосвобождение должника от обязательств (абзац третий пункта 4 статьи 213.28 Закона).
При этом, с учетом установленной обязанности должника по раскрытию им сведений о своем имуществе и совершенных им сделок, непредставление финансовому управляющему необходимых для формирования конкурсной массы сведений, является самостоятельным основанием для отказа в применении по отношении к должнику правила об освобождении его от дальнейшего исполнения требований кредиторов.
Однако, в рассматриваемом случае Тресков П.А. не доказал, что Земсковым П.М. от финансового управляющего и суда были сокрыты какие-либо сведения или принадлежащее ему имущество.
Учитывая изложенное, оснований для неприменения к должнику правила об освобождении от исполнения обязательств не имеется.
Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение гражданина от исполнения обязательств не допускается, в частности, если он злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, что может быть установлено в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан").
Злостное уклонение от погашения задолженности выражается в стойком умышленном нежелании должника исполнять обязательство при наличии возможности. Такое уклонение обычно не ограничивается простым бездействием; как правило, поведение должника активно, он продолжительное время совершает намеренные действия для достижения своей противоправной цели. Злостное уклонение следует отграничивать от непогашения долга вследствие отсутствия возможности, нерационального ведения домашнего хозяйства или стечения жизненных обстоятельств. Признаки злостности уклонения обнаруживаются, помимо прочего, в том, что должник:
умышленно скрывает свои действительные доходы или имущество, на которые может быть обращено взыскание;
совершает в отношении этого имущества незаконные действия, в том числе мнимые сделки (статья 170 Гражданского кодекса Российской Федерации, с тем, чтобы не производить расчеты с кредитором;
изменяет место жительства или имя, не извещая об этом кредитора;
противодействует судебному приставу-исполнителю или финансовому управляющему в исполнении обязанностей по формированию имущественной массы, подлежащей описи, реализации и направлению на погашение задолженности по обязательству;
несмотря на требования кредитора о погашении долга ведет явно роскошный образ жизни.
Таким образом, в целях неприменения к должнику правила об освобождении от исполнения обязательств перед кредиторами необходимо доказать, что он совершил такие умышленные действия, которые повлекли за собой невозможность удовлетворения соответствующих требований.
В рассматриваемом случае в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобных доказательств не представлено.
Поведение Земскова П.М. при проведении процедуры банкротства не расходилось с положениями статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доказательств обратного не представлено.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам, как при возникновении обязательств, так и в ходе проведения процедуры банкротства, не представлено, оснований для отказа в освобождении должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов не имеется.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии доказательств наличия совокупности условий для неприменения в отношении Земскова П.М. правила об освобождении от исполнения обязательств.
Апелляционный суд отмечает, что основную цель потребительского банкротства представляет социальная реабилитация добросовестного гражданина, предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым, непосильным для него обязательствам, чем всегда ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им в полном объеме.
Тот факт, что цель процедуры банкротства, под которой понимается наиболее полное погашение требований кредиторов, достигнута не была, сам по себе не свидетельствует об отсутствии оснований для применения к Земскову П.М. правил об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции по существу, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены определения суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 28 декабря 2023 года по делу N А41-49275/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в месячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
М.В. Досова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49275/2022
Должник: Земсков Павел Михайлович
Кредитор: ООО "ФЕНИКС", Тресков Павел Алексеевич, Чепурных А А