г. Самара |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А72-20162/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
без участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2019 года по делу N А72-20162/2018 (судья Овсяникова Ю.А)
по заявлению Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1047796607650, ИНН 7709561778), г. Ульяновск,
к Муниципальному казённому предприятию "Комхоз" муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области (ОГРН 1177325018518, ИНН 7309006931), пгт.Чуфарово, Вешкаймский район, Ульяновская область,
третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ИНН 7327012462), г. Ульяновск,
о привлечении к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Муниципального казённого предприятия "Комхоз" муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области к административной ответственности по ст.14.61 КоАП РФ.
Определением от 09.01.2019 заявление принято к производству, к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго".
Решением от 21.03.2019 г. Арбитражный суд Ульяновской области отказал в удовлетворении заявления Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении Муниципального казённого предприятия "Комхоз" муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение. В жалобе ссылается на то, что управление, составляя протокол об административном правонарушении, исходило из того, что МКП "Комхоз" не было предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии, а также не была произведена оплата задолженности. Размер задолженности подтверждался актом сверки расчетов. По состоянию на 19.03.2019 г. общая задолженность МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение перед ПАО "Ульяновскэнерго" составляет 1 231 769,09 руб. за период с мая 2018 г. по февраль 2019 г. Считает, что суд первой инстанции не исследовал доказательства в полном объеме, тем самым нарушил нормы материального и процессуального права.
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" предоставило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Муниципальное казённое предприятие "Комхоз" муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Заявителем было заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в другом судебном процессе.
Суд апелляционной инстанции, совещаясь на месте, определил, отказать в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку отсутствуют основания, предусмотренные статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Занятость представителя в других судебных заседаниях не является уважительной причиной неявки в судебное заседание. При этом заявитель не указал обстоятельств, которые он имел намерение довести до суда апелляционной инстанции через своего представителя, не обосновал свое ходатайство необходимостью представления новых доказательств, которые он не имел возможности по объективным причинам представить в суд первой инстанции. Суд апелляционной инстанции учитывает необходимость соблюдения баланса интересов сторон, заинтересованных в рассмотрении судом дел в пределах установленных процессуальных сроков без необоснованного затягивания судебного разбирательства.
Позиция заявителя, изложенная в апелляционной жалобе, ясна суду и понятна. Суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся материалам дела.
В случае необходимости дать дополнительные пояснения по делу, при отсутствии возможности участвовать представителю в судебном заседании Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявитель не лишен возможности реализовать свои права, в соответствии со ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ПАО "Ульяновскэнерго" обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением о привлечении МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение к административной ответственности в связи с неисполнением предприятием обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
13.11.2018 на основании указанного выше заявления ПАО "Ульяновскэнерго" государственным инспектором Ульяновского регионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Цызыровым П.Ю. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение.
По результатам административного расследования 03.12.2018 государственным инспектором составлен протокол N 11536/788-539-Ю об административном правонарушении в отношении МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение по признакам состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.61 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии и.о. директора предприятия Тюрина А.В.
Материалы дела в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ направлены в суд первой инстанции для решения вопроса о привлечении МКП "Комхоз" к административной ответственности по ст. 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении Муниципального казённого предприятия "Комхоз" муниципального образования Чуфаровское городское поселение Вешкаймского района Ульяновской области к административной ответственности по ст. 14.61 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ст. 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Порядок предоставления обеспечения обязательств по оплате электроэнергии установлен нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442).
Согласно пункту 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности). При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые не имеют неисполненных обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями.
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В случае если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 255 Правил N 442 потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым настоящего пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
Документами, свидетельствующими о признании потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком, являются документы, в которых содержится явно выраженное согласие потребителя с фактом наличия задолженности перед гарантирующим поставщиком и с размером такой задолженности (соглашение между гарантирующим поставщиком и потребителем, акт сверки взаимных расчетов, письмо, подписанное уполномоченным лицом потребителя, или иной документ).
Гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (п. 256 Правил).
Величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, определяется гарантирующим поставщиком и не может превышать размер задолженности потребителя по оплате электрической энергии (мощности), послуживший основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств (пункт 257 Правил N 442).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Правил N 442).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Правил N 442).
В случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 настоящего документа уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), как указано в пункте 264 Правил N 442.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, осуществляет, в том числе, полномочия по рассмотрению сведений о нарушении установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (5.3.23 Положения); рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.61 (в части нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате) КоАП РФ (ст. 23.30 Кодекса).
По материалам административного дела в соответствии с уставом МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение является социально-значимым предприятием, осуществляющим деятельность по выполнению работ, оказанию услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Для осуществления своей деятельности предприятие заключило с ПАО "Ульяновскэнерго" контракт на энергоснабжение N 133238ЭО от 25.01.2018 на поставку электроэнергии.
В связи с наличием задолженности ПАО "Ульяновскэнерго" направило МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение уведомление (исх.5226/12 от 18.07.2018) о предоставлении обеспечения исполнения обязательства по оплате электрической энергии по контакту на энергоснабжение N 133238ЭО от 25.01.2018 в сумме 723,7 тыс. руб. в виде банковской гарантии не позднее чем через 60 дней с момента получения уведомления, которое 26.07.2018 было вручено непосредственно директору должника.
Поскольку обеспечение МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение не было представлено в установленный срок, ПАО "Ульяновскэнерго" обратилось с соответствующим заявлением в Управление Ростехнадзора о привлечении МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение к административной ответственности, на основании которого и было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.14.61 КоАП РФ.
В соответствии со ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведении административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Согласно ст.28.7 КоАП РФ административное расследование проводится в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, а также в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.1.1, 7.27 настоящего Кодекса.
Определением от 13.11.2018 должностным лицом Ростехнадзора было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МКП "Комхоз" по заявлению ПАО "Ульяновскэнерго" и принято решение о проведении административного расследования, однако никаких процессуальных действий (направление запросов, истребование доказательств, иных) не было совершено, обстоятельства административного правонарушения не выяснены, при этом 27.11.2018 должнику направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Пунктами 262-264 Правил N 442 предусмотрена информация и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов), которые должны быть приложены к заявлению гарантирующего поставщика о привлечении потребителя к административной ответственности:
а) заявление гарантирующего поставщика, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в том числе информацию о размере задолженности потребителя, послужившем основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, а также расчет размера указанной задолженности и среднемесячной величины обязательств по оплате электрической энергии (мощности);
б) обоснование отнесения потребителя к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, с приложением подтверждающих документов (акты уполномоченных органов государственной власти и (или) акты уполномоченных органов местного самоуправления, в том числе акты, запрещающие введение ограничения режима потребления электрической энергии, учредительные документы потребителя, документы, подтверждающие право владения потребителя энергопринимающими устройствами, выписка из опубликованного перечня потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, акты согласования технологической и (или) аварийной брони и иные документы, подтверждающие, что ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) такого потребителя может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям);
в) фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место жительства руководителя и (или) иного должностного лица потребителя (при наличии такой информации);
г) договор, по которому потребителем были нарушены обязательства по оплате электрической энергии (мощности);
д) вступившие в законную силу судебные решения, подтверждающие наличие задолженности потребителя, и (или) документы, подтверждающие признание потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком;
е) счета на оплату электрической энергии (мощности) или иные платежные документы, в связи с неоплатой которых у потребителя имеется задолженность, послужившая основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств;
ж) справка, подписанная уполномоченным лицом гарантирующего поставщика и подтверждающая отсутствие полной оплаты задолженности, послужившей основанием для направления уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, и факт непредоставления данного обеспечения в установленный срок, и (или) иные документы, подтверждающие факт неисполнения потребителем обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности);
з) уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) или информация, содержащаяся в таком уведомлении;
и) документы, подтверждающие факт и дату получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности);
к) документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявления.
Как установлено судом первой инстанции, к заявлению ПАО "Ульяновскэнерго" от 08.10.2018, поданному в Управление Ростехнадзора, не были приложены подтверждающие документы, обосновывающие отнесение потребителя к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (как не были такие документы представлены и в процессе рассмотрения дела судом), а также документы, подтверждающие признание потребителем задолженности перед гарантирующим поставщиком - к заявлению был приложен акт сверки расчетов между МКП "Комхоз" и ПАО "Ульяновскэнерго" по состоянию на 25.09.2018, тогда как уведомление было направлено 18.07.2018.
Между тем, данные сведения не были установлены административным органом и в процессе проведения административного расследования, данные обстоятельства не были исследованы и не отражены в протоколе об административном правонарушении: ПАО "Ульяновскэнерго" указывало в заявлении об обязанности должника предоставить обеспечение в срок до 27.09.2018, однако в протоколе дата совершения правонарушения указана 25.09.2017. Полномочия представителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, должностным лицом Ростехнадзора при составлении протокола не проверялись (таких сведений материалы дела не содержат, заявителем представлена только выписка из ЕГРЮЛ, датированная 14.03.2019), документ - приказ о назначении на должность от 6.09.2018 - был представлен суду самим ответчиком только в судебном заседании 20.03.2019, а акт сверки по состоянию на 16.07.2018. - третьим лицом в судебном заседании 27.02.2019.
Согласно абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В протоколе об административном правонарушении от 03.12.2018 N 11536/788-539-Ю событие административного правонарушения - размер задолженности, доказательства ее признания покупателем, обязанность предоставить обеспечение исполнения и срок предоставления обеспечения, а также вина МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение - должным образом не исследованы и не установлены; обстоятельства, свидетельствующие о виновном совершении правонарушения, не изложены.
Между тем, судом установлено, что значительная часть задолженности за спорный период на момент возбуждения административным органом дела об административном правонарушении МКП "Комхоз" с момента получения уведомления была погашена; остаток задолженности за спорный период на момент составления протокола (463 392,88 руб.) и рассмотрения дела судом (182 455,79 руб.) не только не превышает двойной среднемесячный размер обязательств потребителя (среднемесячная величина обязательств согласно уведомлению составляет 290 тыс.руб.), а составляет значительно меньшую сумму.
Между тем, пунктом 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что в случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Однако данные обстоятельства не были исследованы административным органом и не отражены в протоколе об административном правонарушении, материалы дела вообще не содержат доказательств, что ответчик является потребителем, который должен предоставить обеспечение.
Частью 2 статьи 2.1. Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 16 Постановления Пленума от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Как следует из нормы ст.14.61 КоАП РФ и сложившейся правоприменительной практики, для привлечения потребителя к административной ответственности по данной статье недостаточно одного факта наличия задолженности за потребленные энергоресурсы и непредоставления в установленный срок обеспечения исполнения обязательств; необходимо доказать отнесение потребителя к специальным субъектам ответственности, а также нарушение им установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, при выполнении кредитором (в данном случае - гарантирующим поставщиком) всех установленных таким порядком обязательных условий для привлечения потребителя к административной ответственности.
Исходя из общедоступных сведений сети "Интернет" об условиях выдачи банковских гарантий, содержащихся на сайтах российских банках, необходимым условием предоставления банковской гарантии является финансовая стабильность компании, отсутствие задолженности и просроченных платежей, положительная кредитная история, отсутствие убытков.
Между тем, исходя из представленных суду отчетов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, размер убытков МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение составил более 2 миллионов руб. за 2018 год и порядка 266 тыс.руб. за январь-февраль 2019 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии объективной возможности исполнения должником требований Правил N 442 и уведомления ПАО "Ульяновскэнерго" от 18.07.2018, а, следовательно, об отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.61 КоАП РФ, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности, а возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление либо составивший протокол об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события или состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 28.9 при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 КоАП.
В соответствии с п.2 ст. 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Проанализировав вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности административным органом состава административного правонарушения, вменяемого МКП "Комхоз" МО Чуфаровское городское поселение, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является самостоятельным обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных административным органом требований отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции по настоящему делу. Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы рассматриваться в качестве основания для отмены оспариваемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 марта 2019 года по делу N А72-20162/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.