город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2019 г. |
дело N А53-42074/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от МИ ФНС N 4 по РО: Топчиев С.Н., по доверенности от 25.02.2019 N 05-21/03927,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Орлова Олега Анатольевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.02.2019 по делу N А53-42074/2018,
принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Орлова Олега Анатольевича Орлова Олега Анатольевича
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное)
о признании незаконным отказа возвратить излишне уплаченные страховые взносы, об обязании устранить нарушения,
при участии третьих лиц: Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Ростовской области,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Орлов Олег Анатольевич (далее - ИП Орлов О.А.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в г. Волгодонске) со следующими требованиями:
* признать незаконным отказ ГУ УПФР в г. Волгодонске (далее - Управление) в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год и 2015 год, выраженный в письме от 29.11.2018 N 507/ОПУиВС;;
- обязать Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путём принятия решения о возврате индивидуальному предпринимателю Орлову О.А. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 год в размере 98470 руб. 72 коп., за 2015 год в размере 101183 руб. 30 копеек;
- взыскать с Управления в пользу индивидуального предпринимателя Орлова О.А. судебные расходы: по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате юридических услуг в размере 30000 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Ростовской области.
Решением от 20.02.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд ошибочно не учел, что рассматриваются взаимоотношения по платежам за 2014 и 2015 года.
В судебное заседание не явились представители предпринимателя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От ГУ УПФР в г. Волгодонске в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие управления.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие предпринимателя Орлова О.А. и ГУ УПРФ в г. Волгодонске.
Представитель МИ ФНС N 4 по Ростовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Орлов О.А. осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения: доходы, уменьшенные на величину расходов.
Орлов О.А. состоит на учёте в Управлении: в качестве плательщика страховых взносов - регистрационный номер 071-043-029 300; в качестве страхователя - регистрационный номер 071-043-027 116.
Согласно налоговой декларации заявителя за 2014 год общая сумма доходов составила 24 435 357 руб., общая сумма расходов составила 21 852 493 рубля.
За 2015 год общая сумма доходов составила 31 792 315 руб., общая сумма расходов - 28 583 085 рублей.
23.11.2018 индивидуальный предприниматель Орлов О.А. обратился в Управление с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 81 142 руб. 88 коп., за 2015 год в размере 85 272 руб. 50 копеек.
Письмом от 29.11.2018 N 507/ОПУиВС Управление отказало заявителю в возврате излишне исчисленных и уплаченных страховых взносов.
Считая незаконным решение управления, индивидуальный предприниматель Орлов О.А. обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, предусмотрено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частью 1.1 названной статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьёй:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчётный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчётный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Как следует из пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона N 212 -ФЗ, в целях применения положений части 1.1 названной статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход определяется в соответствии со статьёй 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют суммы налога по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом, исходя из положений статьи 225 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, процентная доля налоговой базы.
Пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации, с учётом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Толкование статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что, поскольку понятие "величина дохода плательщика страховых взносов" не определена нормами указанного федерального закона, страховые взносы, наряду с налогами и сборами, являются обязательными платежами в государственные внебюджетные фонды, принципы их исчисления, уплаты и взыскания являются одинаковыми, поэтому при определении величины дохода плательщика страховых взносов, уплачивающего налог на доходы физических лиц, следует руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации, к которым отсылает положение части 8 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ и определять доход плательщика страховых взносов в соответствии со статьями 227, 225, 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
Иное толкование привело бы к нарушению прав индивидуального предпринимателя и повлекло его обязанность дважды уплатить с одного и того же дохода обязательные платежи в соответствующий бюджет (НДФЛ) и государственные внебюджетные фонды (страховые взносы) без учёта уже произведённых расходов по оплате, в данном случае НДФЛ, что является недопустимым и противоречащим конституционному принципу однократности налогообложения.
Такой вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления N 27-П указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ, и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Кодекса, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Кодекса (пункт 1 статьи 221 Кодекса).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Кодекса подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Кодекса, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ, и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьёй 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчётный период для индивидуальных предпринимателей на упрощённую систему налогообложения, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчётный период. Расходы, предусмотренные статьёй 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в этом случае не учитываются.
Положения подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого специального налогового режима (система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, упрощённая система налогообложения, патентная система налогообложения и т.д.).
Налоговым кодексом Российской Федерации вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчётный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц.
Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Из материалов дела следует, что заявитель в 2014 и 2015 годы применял упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
При этом, предпринимателем в 2014-2015 годах производились выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Данное обстоятельство подтверждено и не оспаривается предпринимателем.
В связи с этим, с учетом приведенных разъяснений Конституционного Суда, доход заявителя за 2014 и 2015 годы не подлежит уменьшению на величину фактически произведённых им и документально подтверждённых расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в целях исчисления сумм страховых взносов.
Таким образом, представленный Управлением расчёт страховых взносов, уплаченных предпринимателем, произведён в соответствии с нормами законодательства и является верным.
Исходя из суммарных годовых доходов за 2014-2015 годы подлежит уплате сумма страховых взносов в размере 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчётный период.
С учетом изложенного, судом не установлены предусмотренные ст.ст. 198-201 АПК РФ основания для удовлетворения заявления предпринимателя, признания недействительным решения управления от 29.11.2018 N 507/ОПУиВС.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 20.02.2019. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20 февраля 2019 года по делу N А53-42074/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.