г. Чита |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А10-6450/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Н. А. Корзовой, судей Л. В. Ошировой, О. В. Монаковой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е. Н. Емельяновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 февраля 2019 года по делу N А10-6450/2018 (суд первой инстанции: судья Т.Г. Серебренникова)
по исковому заявлению Администрации города Улан-Удэ к обществу с ограниченной ответственностью "УланУдэстальмост" об обязании обеспечить и поддерживать общий нормативный запас топлива в течение отопительного сезона 2018-2019 гг.
В судебное заседание в Четвертый арбитражный апелляционный суд лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями, сведениями сайта Почты России. Кроме того, они извещались о судебных заседаниях по данному делу судом первой инстанции, соответственно, были осведомлены о начавшемся процессе.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123, частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Судом установлены следующие обстоятельства.
Администрация города Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" об обязании обеспечить и поддерживать общий нормативный запас топлива в декабре 2018 года - 7 642 тонны, в январе - 7 642 тонны, в феврале - 7,642 тонны, в марте - 4,3 тонн, в апреле - 2,75 тонн, в мае - 2,75 тонн для его котельной в течение отопительного сезона 2018- 2019 гг.
Определением от 26.12.2018 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, закрытое акционерное общество "Улан-Удэстальмост" в лице конкурсного управляющего Никонова Юрия Тимофеевича.
Истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика обеспечить и поддерживать общий нормативный запас топлива в феврале - 7,642 тонны, в марте - 4,3 тонн, в апреле - 2,75 тонн, в мае - 2,75 тонн для его котельной в течение отопительного сезона 2018-2019 гг. Уточнения приняты судом.
В обоснование исковых требований истец ссылается на обязанность ответчика обеспечивать запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 февраля 2019 года иск удовлетворен. Суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" обеспечить и поддерживать для котельной общий нормативный запас топлива в феврале 2019 года в количестве 7,642 тонн, в марте 2019 года в количестве 4,3 тонн, в апреле 2019 года в количестве 2,75 тонн, в мае 2019 года в количестве 2,75 тонн. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственная пошлина.
Общество с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 февраля 2019 года по делу N А10-6450/2018, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Общество с ограниченной ответственностью "Улан-Удэстальмост" в апелляционной жалобе указывает, что ЗАО "Улан-Удэстальмост" является собственником котельной, согласно свидетельства о государственной регистрации права 03-АА 447160 от 27.01.2014 г., от которой осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение поселков Солнечный, Новый Солнечный, Новый Зеленый, Зеленый города Улан-Удэ (288 жилых домов, в том числе 40 многоквартирных). Согласно ст.4 ФЗ "О естественных монополиях" ЗАО "Улан- Удэстальмост" осуществляет свою деятельность в сфере естественных монополий, а именно - услуги по передаче тепловой энергии, что также подтверждается документами об осуществлении деятельности в условиях естественной монополии.
ЗАО "Улан-Удэстальмост" является единственным производителем и поставщиком тепловой энергии в определенных районах г. Улан-Удэ, пос. Зеленый, Светлый, ДРСУ ул. Шевцова.
Котельная ЗАО "Улан-Удэстальмост" является единственным источником теплоснабжения жилых домов и социально - значимых объектов вышеперечисленных поселков.
Указывает, что в целях экономии топливно - энергетических ресурсов на предприятии ЗАО "Улан-Удэстальмост" были отключены ряд объектов от системы теплоснабжения предприятия. Суточный расход с учетом теплоснабжения предприятия составляет 40 тонн в летний период и до 180-200 тонн в зимний период (в зимний максимум).
Полагает, что арендатор ООО "Улан-Удэстальмост" добросовестно и надлежащим образом исполняет свои обязанности по предоставлению услуг ПАО "ТГК-14" по договору на поставку тепловой энергии (мощности) в горячей воде, горячей воды на нужды горячего водоснабжения (ГВС) и теплоносителя в целях компенсации технологических потерь. Таким образом, ООО "Улан-Удэстальмост" осуществляет продажу тепловой энергии и теплоносителя горячей воды теплоснабжающей организации ПАО "ТГК - 14", а не физическим лицам.
Приобретение топлива осуществляется предприятием на денежные средства, подекадного перечисления ПАО "ТГК-14" в рамках договора.
Считает, что судом не учтен тот факт, что предприятием заключен договор на поставку угля от 01 сентября 2018 года между ООО "ТрансУголь" и ООО "Улан-Удэстальмост", уголь доставляется автотранспортом напрямую со складов ООО "Транс Уголь", так как расстояние до угольного склада небольшое, это позволяет быстро доставить уголь до покупателя. Срывов отопительного сезона, связанных с несвоевременной доставкой угля не было. Считает, что для нормальной работы котельной достаточно суточного запаса угля. Специального склада для хранения угля у ООО "Улан-Удэстальмост" нет, можно найти место для его складирования, но это может привести к порче угля, так как уголь склонный к возгоранию, а также возможны случаи расхищения запаса топлива определенной частью населения.
Указывает, что судом первой инстанции не учтен тот факт, что подвоз угля осуществляется автомобильным транспортом ежесуточно, согласно заключенному договору с ООО "ТрансУголь", что подтверждается накладными. Полагает, что данный объем поставленного твердого топлива позволил обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2018 - 2019 годов.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Улан-Удэстальмост" является собственником здания котельной и земельного участка, с использованием которых осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение поселков Солнечный, Новый Солнечный, Новый Зеленый, Зеленый г. Улан-Удэ.
14.08.2017 между ЗАО "Улан-Удэстальмост" (арендодатель) и ООО "Объединенная Мостостроительная Компания-Восток" (арендатор, в последующем наименование изменено на ООО "Улан-Удэстальмост") заключен договор аренды недвижимого имущества N 1 о передаче в аренду единого имущественного комплекса ЗАО "Улан-Удэстальмост", в том числе котельной и земельного участка.
Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 договора аренды арендатор обязался пользоваться арендованным имуществом в соответствии с назначением имущества, поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание.
С учетом дополнительного соглашения от 18.11.2018 срок действия договора аренды продлен по 25.05.2019.
10.10.2018 между ООО "Улан-Удэстальмост" и ПАО "ТГК-14" заключен договор на поставку тепловой энергии (мощности) в горячей воде, горячей воды на нужды горячего водоснабжения (ГВС) и теплоносителя в целях компенсации технологических потерь.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от 02.10.2018 No06-ПР106/18 утвержден нормативный запас топлива на источниках тепловой энергии организации ООО"Улан-Удэстальмост".
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 04.10.2018 Администрацию г. Улан-Удэ суд обязал выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по организации мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона 2018-2019 гг. общего нормативного запаса топлива для котельной ЗАО "Улан-Удэстальмост". Указанное решение отменено судом вышестоящей инстанции, дело направлено на новое рассмотрение.
Ссылаясь на то, что ответчик не предпринимает мер по обеспечению в соответствии Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 предприятий (котельных) нормативным запасом топлива, Администрация г. Улан-Удэ обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по формированию нормативного запаса топлива и содержанию котельной лежит на ООО "Улан-Удэстальмост".
С данным выводом суда первой инстанции соглашается апелляционный суд и полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 23).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
По правилам части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4).
Согласно части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;
7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;
8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Согласно пунктам 2, 15 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива. Основные нормативы запаса топлива определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.
Предоставление коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода (подпункт "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).
ООО "Улан-Удэстальмост" является арендатором котельной, в силу договора принявшим на себя обязательство поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на его содержание, также является теплоснабжающей организацией, для которой на 2019 год установлен тариф (приказ РСТ РБ от 12.10.2018 N 2/13).
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия N 06-ПР106/18 от 02.10.2018 утвержден норматив запасов топлива. Согласно указанному приказу нормативный запас топлива для ООО "Улан-Удэстальмост" в феврале 2019 года установлен в количестве 7,642 тонн, в марте 2019 года в количестве 4,3 тонн, в апреле 2019 года в количестве 2,75 тонн, в мае 2019 года в количестве 2,75 тонн.
Правомерными являются выводы суда первой инстанции о том, что отсутствие нормативного запаса топлива может привести к аварийной ситуации, прекращению подачи теплоснабжения и горячего водоснабжения жителям поселков Солнечный, Новый Солнечный, Новый Зеленый, Зеленый г. Улан-Удэ.
Материалы дела не содержат доказательств создания на котельной общего нормативного запаса топлива в требуемых в соответствии с Приказом N 06-ПР106/18 от 02.10.2018 объемах.
Сам по себе договор поставки угля не может являться единственным и безусловным доказательством исполнения обязанности по созданию нормативного запаса.
В связи с чем судом первой инстанции сделан верный вывод об обоснованности требования истца, поскольку на ответчика возложена обязанность по созданию общего нормативного запаса топлива по указанной котельной.
Согласно части 1 статьи 46.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф "Об электроэнергетике" собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Ответчик владеет котельной на праве аренды, следовательно, обязан исполнять требования закона.
Приказом Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия N 06-ПР106/18 от 02.10.2018 утвержден норматив запасов топлива. Согласно указанному приказу нормативный запас топлива для ООО "Улан-Удэстальмост" в феврале 2019 года установлен в количестве 7,642 тонн, в марте 2019 года в количестве 4,3 тонн, в апреле 2019 года в количестве 2,75 тонн, в мае 2019 года в количестве 2,75 тонн.
Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих создание на котельной общего нормативного запаса топлива в требуемых в соответствии с Приказом N 06-ПР106/18 от 02.10.2018 объемах.
Довод заявителя апелляционной жалобы относительно того, что объем поставленного твердого топлива позволил обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона 2018 - 2019 год, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку не опровергает установленных фактических обстоятельств, связанных с отсутствием доказательств исполнения ответчиком обязанности по созданию общего нормативного запаса топлива по указанной котельной.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Все остальные доводы заявителя апелляционной жалобы учтены судом апелляционной инстанции при принятии настоящего судебного акта, однако, существенного влияния на выводы суда не имеют с учетом фактически установленных обстоятельств.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 258, статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 февраля 2019 года по делу N А10-6450/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Корзова |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.