г. Владимир |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А11-17366/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М., без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.03.2019 по делу N А11-17366/2018,
принятое судьей Васильевым И.В.
в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью ЧОО "Гранит" (ОГРН 1133334000227, ИНН 3334019422) штрафа в сумме 1000 рублей.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью ЧОО "Гранит" (далее - Общество, страхователь) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1133334000227).
Общество 08.08.2016 представило в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области (далее - Учреждение) сведения по форме N СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 33 застрахованных лиц, а 17.02.2017 представило в Учреждение сведения по форме N СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Кроме того, 07.10.2016 Общество представило в Учреждение сведения по форме N СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 36 застрахованных лиц, а 17.02.2017 - сведения по форме N СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Учреждение провело проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления Обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений.
В отношении страхователя 14.06.2018 составлены акты N 043S18180005699 и N 043S18180005700 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Учреждения 19.07.2018 вынесены решения N 043S19180006034 и N 043S19180006035 о привлечении Общества к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которыми страхователь привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений в виде штрафа в размере 500 и 500 руб. соответственно.
На основании указанных решений Обществу направлены требования от 14.08.2018 N 043S01180012101 и N 043S01180012102 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 10.09.2018.
Поскольку финансовые санкции Обществом в добровольном порядке не уплачены, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о взыскании с Общества финансовых санкций в общем размере 1000 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 13.03.2019 Арбитражный суд Владимирской области отказал Учреждению в удовлетворении требования.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы утверждает, что 17.02.2017 Общество представило сведения за июль 2016 года и за сентябрь 2016 года еще на 2 застрахованных лиц, то есть сведения сданы с нарушением установленного срока.
Учреждение считает, что сроки и порядок привлечения к ответственности, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также срок исковой давности взыскания санкций Учреждением не нарушены.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Федеральный закон N 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (преамбула Закона).
В силу статьи 15 названного Федерального закона страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа (до 01.01.2017 - не позднее 10-го числа) месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счёта;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При этом согласно положениям статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), действующей с 19.02.2017.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передаётся в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В силу пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ранее действовавшей Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, также было предусмотрено представление корректирующих сведений (пункты 34, 41).
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить достоверные сведения.
Из материалов дела следует, что 08.08.2016 Общество представило в Учреждение сведения по форме N СЗВ-М (исходная) за июль 2016 года в отношении 33 застрахованных лиц, а 17.02.2017 - сведения по форме N СЗВ-М (дополняющая) за июль 2016 года в отношении 1 застрахованного лица. Кроме того, 07.10.2016 Общество представило в Учреждение сведения по форме N СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 36 застрахованных лиц, а 17.02.2017 - сведения по форме N СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
В данном случае Общество устранило несоответствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и представило отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за июль и сентябрь 2016 года в отношении застрахованных лиц, не указанных в исходной форме.
Таким образом, сведения о застрахованных лицах по форме N СЗВ-М за июль и сентябрь 2016 года с типом формы "исходная" представлены Обществом в установленный законом срок.
Доказательств выявления Учреждением неполноты сведений за июль и сентябрь 2016 года, а также доказательств направления Обществу уведомлений о необходимости их устранения не представлено.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Учреждением, Общество реализовало свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за указанные периоды, откорректировав их путем представления дополнительных сведений, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Приведенная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
В рассматриваемом случае у Учреждения отсутствовали основания для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что положениями Федерального закона N 27-ФЗ не предусмотрены ни порядок, ни срок взыскания задолженности.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит положения Федерального закона N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и в качестве общего правила устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Исходя из принципа равенства всех перед законом и судом, следует признать допустимым применение судом первой инстанции к данной ситуации пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, статьи 88, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии закона. На этом основании вывод суда первой инстанции о пропуске срока для обращения в суд за взысканием санкции является правильным.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал Учреждению в удовлетворении требования о взыскании с Общества штрафа в сумме 1000 руб.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
От уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы заявитель апелляционной жалобы освобожден.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 13.03.2019 по делу N А11-17366/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Муроме Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.