г. Пермь |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А60-67776/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Конюхов В.Е., паспорт, доверенность от 01.01.2019 N 16-08/02;
от заинтересованного лица: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, акционерного общества "Малышевское рудоуправление"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 февраля 2019 года по делу N А60-67776/2018,
вынесенное судьей И.В. Хачевым,
по заявлению акционерного общества "Малышевское рудоуправление" (ОГРН
1026600626612, ИНН 6603003813)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Акционерное общество "Малышевское рудоуправление" (далее - заявитель, АО "МРУ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 03-17/222-2018 об административном правонарушении (ст. 9.15 КоАП РФ) от 19.10.2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.02.2019 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части привлечения Акционерного общества "Малышевское рудоуправление" к административной ответственности в виде штрафа, размер которого превышает 100 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, АО "МРУ" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда изменить, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить полностью.
В апелляционной жалобе заявитель приводит доводы том, что оспариваемое постановление вынесено неуполномоченным государственным органом, поскольку контроль за соблюдением форм раскрытия информации в соответствии со Стандартами, в том числе утвержденных Приказом Минэнерго России N 186 от 15.04.2014, осуществляет Министерство энергетики РФ, а не Свердловское УФАС России; также ссылается на недоказанность в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.15 КоАП РФ, считает, что несоблюдение субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии формата раскрытия информации, как и нераскрытие сведений по форме в установленный срок не образует состав вмененного правонарушения.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Свердловское УФАС России по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Антимонопольный орган о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления государственного контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области был проведен осмотр в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" официального сайта Акционерного общества "Малышевское рудоуправление" по адресу: www.OAO-МРУ.РФ, в ходе которого установлено, что на официальном сайте общества не раскрыта информация, предусмотренная пп. "б" п. 9, пп. "л" п. 11 Стандартов в установленные сроки по утвержденной форме, что зафиксировано актом осмотра интернет-сайта от 07.08.2018 и скриншотами страниц интернет-сайта.
По факту выявленного нарушения должностным лицом Свердловского УФАС России 02.10.2018 в отношении АО "МРУ" составлен протокол об административном правонарушении по делу N 03-17/222-2018, которым действия (бездействие) общества квалифицированы по ст. 9.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела Свердловским УФАС России вынесено постановление (резолютивная часть объявлена 16.10.2018, в полном объеме изготовлено 19.10.2018) о привлечении АО "МРУ" к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, вместе с тем, усмотрел основания для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, снизил размер назначенного заявителю административного штрафа до 100 000 руб. и признал оспариваемое постановление незаконным в соответствующей части.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу части 3 статьи 24 Закона N 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", пунктом 5.3.1.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках своих полномочий осуществляют государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 9.15 настоящего Кодекса, рассматривает федеральный антимонопольный орган.
Исходя из совокупности вышеприведенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным государственным органом и в пределах его компетенции. Соответствующие доводы жалобы отклоняются судом как несостоятельные.
В ч. 5. ст. 8 Закона N 147-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты), путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" основным принципом государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступа потребителей электрической энергии к информации о функционировании оптового и розничного рынков, а также о деятельности субъектов электроэнергетики. Требования к составу информации, раскрываемой субъектами электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, а также к порядку, способам и срокам её раскрытия установлены Постановлением об утверждении стандартов раскрытия информации.
Согласно п. 2 Стандартов субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящими Стандартами.
В силу п. 3 Стандартов субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); опубликования в электронных средствах массовой информации; предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации; опубликования на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с п. 3(1) Стандартов субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в сети "Интернет", где информация размещается в полном объеме.
Согласно п. 4 Стандартов фактическая информация раскрывается по окончании отчетного периода. Прогнозная информация раскрывается до начала отчетного периода. Отчетный период для отдельных видов информации определяется в соответствии с настоящим документом, а в случае, если для каких-либо видов информации отчетный период не определен, - в зависимости от характера информации, но не более 1 календарного года.
Сетевая организация в соответствии со Стандартами обязана раскрывать, в том числе информацию:
о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (пп. "б" п. 9 Стандартов) по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 9(1) Стандартов) на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля (пп. "а" п. 10(1) Стандартов);
о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации - по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. "л" п. 11 Стандартов) на официальном сайте сетевой - организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 11(6) Стандартов).
Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) (пп. "б" п. 9 Стандартов) раскрываются по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 9(1) Стандартов).
Формы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии и мощности, являющимися субъектами естественных монополий, на федеральном уровне утверждены приказом ФСТ России от 24.10.2014 N 1831-э (Зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2015 N 35535).
Сведения, раскрываемые в соответствии с утвержденными приказом ФСТ России от 24.10.2014 N 1831-э формами, по содержанию отличаются от сведений, раскрываемых Обществом по форме, утвержденной Постановлением РЭК Свердловской области от 26.03.2014 N 26-ПК.
Вышеуказанной формой (утв. Постановлением РЭК Свердловской области от 26.03.2014 N 26-ПК), в отличие от формы, утвержденной приказом ФСТ России от 24.10.2014 N. 1831-э, не раскрываются, в частности, следующие сведения:
- недополученный по независящим причинам доход/избыток средств, полученный в предыдущем периоде регулирования;
- натуральные (количественные) показатели, используемые при определении структуры и объемов затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии сетевыми организациями;
- цена покупки электрической энергии сетевой организацией в целях компенсации технологического расхода электрической энергии;
- общее количество точек подключения на конец года;
- и другие сведения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.02.2014 N 119 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования определения показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии" Министерству энергетики Российской Федерации в 6-месячный срок со дня вступления в силу единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций было поручено утвердить формы раскрытия информации о качестве обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций в качестве приложения к указанным единым стандартам.
Приказом Министерства энергетики РФ от 06.04.2015 N 217 "О внесении изменений в Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденные приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186" в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 17.02.2014 N 119 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в целях совершенствования определения показателей надежности и качества услуг по передаче электрической энергии" утверждены изменения, которые вносятся в Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций.
Согласно п. 10 Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (утв. приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32761, далее - Единые стандарты) сетевая организация в соответствии со Стандартами раскрытия информации обеспечивает раскрытие информации о качестве обслуживания потребителей услуг сетевой организации за предшествующий год согласно приложению N 7 к настоящим Единым стандартам на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации.
При этом сведения, раскрываемые в соответствии с приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 формами, по содержанию отличаются от сведений, раскрываемых Обществом по форме, утвержденное приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256.
Так, формами, утвержденными приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256, в отличие от формы, утвержденной приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186, не предусмотрено раскрытие, в частности, информации о количестве случаев нарушения качества электрической энергии, подтвержденных актами контролирующих организаций и (или) решениями суда, с выделением количества случаев нарушения качества электрической энергии по вине сетевой организации, подтвержденных актами контролирующих организаций и (или) решениями суда. Кроме того, в раскрытой Обществом информации отсутствовали данные, позволяющие определить качество обслуживания потребителей, в частности, отсутствовали сведения о категории обращений потребителей и формах обслуживания.
Методические указания (утв. Приказом Минэнерго России от 29.11.2016 N 1256) предназначены для использования, в том числе при определении показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг при установлении долгосрочных тарифов для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций (далее - сетевые организации) (п. 1.2 Методических указаний).
В соответствии с п. 1.3 Методических указаний для сетевых организаций показатели надежности и качества услуг определяются в отношении оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии потребителям услуг по передаче электрической энергии, в том числе потребителям электрической энергии, обслуживаемым сбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками, в интересах которых заключены договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии, непосредственно или опосредованно присоединенным к объектам электросетевого хозяйства данной сетевой организации, за исключением коммунальных потребителей, проживающих в многоквартирных жилых домах (далее - потребители услуг сетевой организации), а также осуществляемого технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства соответствующей сетевой организации энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций и иных лиц (далее - оказываемые услуги).
Из материалов дела следует, что АО "МРУ" является территориальной сетевой организацией - субъектом электроэнергетики, осуществляющим деятельность на рынке по передаче электрической энергии в границах своих сетей и раскрывает информацию на официальном сайте с доменным именем www.OAO-МРУ.РФ
Как установлено судом, подтверждается материалами дела (актом осмотра интернет-сайта от 07.08.2018 с приложенными к нему скриншотами страниц интернет-сайта) и не опровергнуто заявителем, при осмотре 07.08.2018 интернет-сайта АО "МРУ" Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области установлено, что информация, подлежащая раскрытию в соответствии с пп. "б" п. 9, пп. "л" п. 11 Стандартов на официальном сайте общества по утвержденным приказом ФСТ России от 24.10.2014 N 1831-э, а также приказом Минэнерго России от 15.04.2014 N 186 формам не была опубликована.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, выразившегося в бездействии общества относительно раскрытия на официальном сайте в сети "Интернет" информации, предусмотренной пп. "б" п. 9, пп. "л" п. 11 Стандартов, в установленные сроки по утвержденной форме.
Доводы жалобы о том, что вменяемое нарушение подлежало квалификации не по ст. 9.15 КоАП РФ, а по ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ отклоняются апелляционным судом, поскольку в ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса.
Правомерность квалификации правонарушения, выразившегося в нарушении субъектом рынка электрической энергии Стандартов раскрытия информации, по ст. 9.15 КоАП, подтверждается позицией, изложенной, в частности, в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2014 N 305-АД14-4106, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.08.2017 N 309-АД17-10281.
По указанным основаниям доводы жалобы о недоказанности в действиях общества события вмененного правонарушения отклоняются апелляционным судом как основанные на ошибочном толковании норм права.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При наличии возможности для соблюдения установленных Стандартами раскрытия информации порядка и сроков опубликования информации общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению норм права, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Доказательств объективной невозможности исполнения требований закона материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие в действиях (бездействии) заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ, доказано.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
Постановление вынесено с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом фактических обстоятельств дела, принимая во внимание, что существенных негативных последствий в результате допущенного обществом бездействия по не раскрытию предусмотренной Стандартами информации не возникло, коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о возможности применения в данном случае положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного административного штрафа до 100000 рублей. Выводы суда в данной части заявителем не оспариваются.
С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд находит правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления в полном объеме не имеется, суд первой инстанции принял законный и обоснованный судебный акт.
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права, не опровергают верных выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании и понимании норм материального права, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 февраля 2019 года по делу N А60-67776/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Малышевское рудоуправление" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.