г. Москва |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А40-91198/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Яремчук Л.А. |
|
Судей Елоева А.М., Юрковой Н.В. |
|
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Жилищно-строительного кооператива "Варшава"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.01.2019 года по делу N А40-91198/18,
принятое судьей Романенковой С.В. (шифр судьи 77-616)
по иску Публичного акционерного общества
"Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092)
к Жилищно-строительному кооперативу "Варшава" (ОГРН 1037739165386)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Соболева И.С. по доверенности от 02.11.2018;
от ответчика: Савченко В.В. по доверенности от 10.07.2018.
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК", с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с ЖСК "Варшава" задолженности за потребленную тепловую энергию в сумме 397 996 руб. 71 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 24 661 руб. 78 коп., неустойки в сумме 244 941 руб. 30 коп., неустойки, начисленной на сумму основного долга за период с 21.11.2018 года по дату фактической оплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России.
Решением суда от 11.01.2019 года с ЖСК "Варшава" в пользу ПАО "МОЭК" взысканы основной долг за апрель 2015 года в сумме 397 596 руб. 71 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 16 061 руб. 38 коп., пени в сумме 244 941 руб. 30 коп., а также пени, начисленные на сумму основного долга 397 596 руб. 71 коп., рассчитанные в соответствии с пунктом 9.2. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начиная с 21.11.2018 года по дату фактической оплаты задолженности, расходы по уплате государственной пошлины по иску в сумме 16 133 руб. 32 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; ПАО "МОЭК" из дохода федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина по иску в сумме 3 953 руб., перечисленная по платежному поручению N 30284 от 19.04.2018 года.
ЖСК "ВАРШАВА" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права, отсутствие задолженности.
ПАО "МОЭК" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В обоснование заявленных требований истец ссылается на заключенный между сторонами договор на снабжение тепловой энергией жилищной организации N 44039 от 01.02.2000 года, с учетом соглашения о замене стороны в договоре от 31.12.2004 года, во исполнение условий которого истцом поставлена, а ответчиком потреблена через присоединенную сеть и не оплачена тепловая энергия за апрель 2015 года в сумме 397 996 руб. 71 коп., что подтверждается актами приемки - передачи энергоресурсов, составленными с использованием данных посуточных ведомостей с приборов учета, а при отсутствии приборов учета - в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и согласованными сторонами условиями договора, в том числе месячными протоколами учета тепловой энергии.
В соответствии со ст. ст. 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Расчет между сторонами за потребленную тепловую энергию производился в соответствии с разделом 3 договора.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации часть 9.1, 9.2., 9.3., 9.4. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пришел к выводу, что расчет начисленной истцом задолженности, учетом выставления корректировочного счета 31.07.2015 года, и неустойки за период с 01.02.2016 года по 17.10.2017 года, а также неустойки, начисленной на сумму долга 397 596 руб. 71 коп., начиная с 21.11.2018 года по дату фактического погашения задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.08.2015 года по 31.12.2015 в сумме 16 061 руб. 38 коп., является правильным и обоснованным, соответствующим обстоятельствам дела, и требованиям действующего законодательства.
Между тем выводы суда первой инстанции сделаны по неполно выясненным обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам.
Действующее нормативное регулирование отношений по теплоснабжению жилых домов допускает учет фактического потребления энергоресурсов либо по показаниям прибора учета либо расчетным путем по нормативам потребления коммунальных ресурсов, установленных для граждан (пункт 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124).
Иных способов определения стоимости коммунальных услуг (коммунальных ресурсов), поставленных в целях предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
Пунктом 2 Постановления N 124 предусмотрено, что Правила N 124 применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу указанных Правил управляющими организациями, товариществами собственников
жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Правил N 124.
Согласно подпункту "в" пункта 21 Правил N 124, объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по приведенной в пункте формуле, учитывающей, в частности, показания индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, либо (при отсутствии индивидуальных приборов учета) - нормативы потребления соответствующей коммунальной услуги.
Подпункт "в" пункта 21 Правил N 124 вступил в силу с даты вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, то есть с 01.09.2012 года. Следовательно, после вступления в силу Правил N 124 и Правил N 354 при расчетах за поставленный коммунальный ресурс стороны должны руководствоваться положениями названных Правил.
Разногласия сторон возникли по порядку определения объемов поставленного коммунального ресурса.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 ст.19 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Пунктом 1 части 3 ст. 19 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в случае отсутствия в точках учета приборов учета.
Поскольку ответчик не предоставил ресурсоснабжающей организации в установленные сроки показания индивидуальных приборов учета, установленных в многоквартирном жилом доме, истец при определении количества потребленной тепловой энергии исходил из объема (количества) коммунального ресурса, определенного за расчетный период исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Однако при наличии в спорный период у ответчика исправного прибора учета, расчет тепловой энергии расчетным способом противоречит установленному действующим законодательством правилу определения количества энергии и ее оплате, исходя из фактического потребления. Только при отсутствии приборов учета допускается определение количества ресурса расчетным путем.
Между сторонами действует договор на снабжение тепловой энергией жилищной организации N 44039 от 01.02.2000 года, в котором согласованы все существенные условия: обязательства сторон по расчетам, оплате, стоимости, учету тепловой энергии.
Материалами дела подтверждается и стороной истца не оспаривается, помещения истца оборудованы прибором учета тепловой энергии ТЭМ-106, N 1065017, который в спорный период находился в исправном состоянии.
При рассмотрении спора установлено, что рассчитанное ПАО "МОЭК" количество и стоимость коммунального ресурса (тепловой энергии для нужд отопления) значительно превышает объемы и стоимость коммунальной услуги "отопление", предоставленной исполнителем коммунальных услуг жителям многоквартирного дома и подлежащей оплате собственниками жилых помещений.
В материалах дела имеется акт приемки-передачи энергоресурсов, составленный с учетом посуточных ведомостей с приборов учета, подписанный сторонами 30.04.2015 года, согласно которым ЖСК "Варшава" потребил тепловую энергию в объеме, указанном в счете N 97980 от 30.04.2015 года за период с 01.04.2015 года по 30.04.2015 года на сумму 847 832 руб.55 коп..
Факт потребления тепловой энергии в указанном объеме подтверждается также пописанной сторонами расчетной ведомостью N 97980 от 30.04.2015 года и ведомостью учета параметров теплопотребления за период с 01.04.2015 года по 30.04.2015 года.
Оплата потребленной тепловой энергии в объеме, указанной в счете N 97980 от 30.04.2015 года, произведена ответчиком в сумме 847 832 руб.55 коп., что подтверждается платежным поручением N 121 от 21.05.2015 года и стороной истца не оспаривается.
Требование оплатить тепловую энергию в ином, повышенном размере, по новому корректировочному счету поступило в ЖСК "Варшава" со ссылкой на постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 года N 435-ПП "О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 11.01.1994 года N 41".
Однако пункт 2 Постановления N 435-ПП, позволявший распространить действие повышающего коэффициента 12/7 к нормативу на отопление на предшествующий период, решением Московского городского суда от 17.12.2015 года по делу N 3а-745/2015 признан недействительным.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку выставленный ПАО "МОЭК" корректировочный акт от 31.07.2015 года не соотносится с объемом потребленного коммунального ресурса за апрель 2015 года, нарушает условия договора и установленный законодательством порядок расчетов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования ПАО "МОЭК" необоснованные и удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.01.2019 г. по делу N А40-91198/18 отменить, в удовлетворении исковых требований Публичному акционерному обществу
"Московская объединенная энергетическая компания" отказать.
Взыскать с Публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" (ОГРН 1047796974092) в пользу Жилищно-строительного кооператива "Варшава" (ОГРН 1037739165386) расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 3 000 (три тысячи) руб..
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Яремчук |
Судьи |
А.М.Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.