г. Москва |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А41-98589/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Игнахиной М.В., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания Калужиной Ю.К.,
при участии в заседании:
от истца - Белов А.В. представитель по доверенности от 21.01.2019,
от ответчика - Федоров А.В. представитель по доверенности от 29.04.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юниделл-Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019, принятое судьей Горшковой М.П., по делу N А41-98589/18 по иску общества с ограниченной ответственностью "Юниделл-Строй" (ИНН 7730164438, ОГРН 1037730006709) к муниципальному бюджетному учреждению "Благоустройство Сергиев Посад" (ИНН 5042134510, ОГРН 1145042004007) о внесении изменений в муниципальный контракт,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юниделл-Строй" (далее - истец, ООО "Юниделл-Строй") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к муниципальному бюджетному учреждению "Благоустройство Сергиев Посад" (далее - ответчик, МБУ "Благоустройство Сергиев Посад") о внесении изменений в условия муниципального контракта N 0148200005417001285 от 19.12.2017, а именно:
- изложить пункт 3.2 в следующей редакции: "Общая продолжительность работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта определяется графиком производства работ (приложение N 5 к контракту), составляет 17,5 (семнадцать с половиной) месяцев с момента заключения контракта и включает проведение испытательных, пуско-наладочных и иных работ, выполнение которых необходимо для ввода в эксплуатацию объекта.";
- исключить приложение N 5 к контракту в редакции дополнительного соглашения N 2 от 27.04.2018;
- признать и включить "Календарный график строительства" (новая редакция) приложение N 5 к муниципальному контракту;
- изложить пункт 17.1 статьи 17 муниципального контракта в следующей редакции: "Настоящий контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует по "31" июля 2019".
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 по делу N А41-98589/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Юниделл-Строй" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ответчика не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 19.12.2017 МБУ "Архитектура и градостроительство" и ООО "Юниделл-Строй" заключили муниципальный контракт N 018200005417001285, согласно условиям которого генеральный подрядчик обязуется выполнить строительство многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г.Сергиев Посад, ул.Леонида Булавина, уч.9, в соответствии с нормами действующего законодательства и в соответствии с проектной документацией, титульного списка на выполнение работ по строительству объекта, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 4) и передать результат работ заказчику в сроки, указанные в статье 3 контракта и в графе производства работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 5).
Согласно п. 1.4 контракта заказчик обязуется создать генеральному подрядчику необходимые условия для выполнения работ по настоящему контракту, принять их результат и уплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
Финансирование строительства объекта, указанного в п. 1.1 настоящего контракта, осуществляется за счет средств бюджетного учреждения за счет субсидий из бюджета городского поселения Сергиев Посад и бюджета Московской области.
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 142.139.460 руб., в том числе НДС 18% - 21.682.290 руб. 51 коп, в том числе: в 2017 году - 36.229.732 руб., в том числе НДС 18 % - 5.526.569 руб. 29 коп; в 2018 году - 105.909.728 руб., в том числе НДС 18 % - 16.155.721 руб. 22 коп.
Цена контракта определена на весь срок выполнения работ, указанных в п. 1.1 настоящего контракта, в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта).
Согласно п. 2.3 контракта цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 контракта начальный, конечный сроки выполнения работ по настоящему контракту определяются в соответствии с графиком производства работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение N 5 к контракту).
Общая продолжительность работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта определяется графиком производства работ (приложение N 5 к контракту), составляет 7, 5 (семь с половиной) месяцев с момента заключения контракта и включает проведение испытательных, пусконаладочных и иных работ, выполнение которых необходимо для ввода в эксплуатацию объекта.
Согласно графика производства работ срок окончания выполнения работ - 15.08.2018.
Постановлением Главы Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 12 января 2018 г. N 16-ПГ "О реорганизации муниципального бюджетного учреждения "Благоустройство Сергиев Посад" МБУ "Архитектура и градостроительство" присоединено к МБУ "Благоустройство Сергиев Посад".
Постановлением Главы Сергиево-Посадского района Московской области от 29 января 2018 г. N 112-ПГ "О назначении заказчиком на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: г. Сергиев Посад, ул. Л. Булавина, д. 9" заказчиком назначено МБУ "Благоустрой СП".
27.04.2018 подписано дополнительное соглашение N 2 к муниципальному контракту о замене заказчика МБУ "Архитектура и градостроительство" на МБУ "Благоустройство СП" и изменении общей продолжительности работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта.
В соответствии с данным дополнительным соглашением N 2 общая продолжительность работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта определяется графиком производства работ (приложение N 5 к контракту), составляет 11,5 (одиннадцать с половиной) месяцев с момента заключения контракта и включает проведение испытательных, пусконаладочных и иных работ, выполнение которых необходимо для ввода в эксплуатацию объекта.
В ходе исполнения условий муниципального контракта ООО "Юниделл-Строй" выявлены дополнительные работы, не указанные в проектно-сметной документации.
25.09.2018 истец письмом исх. N 62 уведомил МБУ "Благоустройство СП" о дополнительных объемах работ, не предусмотренных в проектно-сметной документации, и не указанных в конкурсной документации.
17.10.2018 письмом исх. N 77 ООО "Юниделл-Строй" уведомило МБУ "Благоустройство СП" о невозможности своевременного выполнения работ по муниципальному контракту в виду выявленных, не предусмотренных в проектно-сметной документации дополнительных работ, предложив подписать дополнительное соглашение N 3 к контракту о внесении изменений в условия муниципального контракта, изложив пункт 3.2 в следующей редакции: "Общая продолжительность работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта определяется графиком производства работ (приложение N 5 к контракту), составляет 14,5 (четырнадцать с половиной) месяцев с момента заключения контракта и включает проведение испытательных, пусконаладочных и иных работ, выполнение которых необходимо для ввода в эксплуатацию объекта.".
26.10.2018 МБУ "Благоустройство СП" направило в адрес ООО "ЮниделлСтрой" письмо с отказом во внесении изменений в контракт, указав, что оснований для продления срока выполнения работ не имеется.
29.10.2018 ООО "Юниделл-Строй" в адрес МБУ "Благоустройство СП" направлена претензия о внесении изменений в условия муниципального контракта, оставленная последним без ответа.
30.11.2018 МБУ "Благоустройство СП" в адрес ООО "Юниделл-Строй" направило письмо о согласовании новых условий исполнения контракта, в частности, установить цену контракта в размере 140.628.571 руб. 72 коп. без изменения объемов работ и иных условий исполнения контракта, в связи с неполучением МБУ "Благоустройство СП" бюджетных средств, как заказчиком строительства.
30.11.2018 письмом ООО "Юниделл-Строй" сообщило МБУ "Благоустройство СП" об отказе в согласовании новых условий муниципального контракта, предложив заказчику согласовать условие контракта по увеличению общего срока выполнения работ до 17,5 (семнадцать с половиной) месяцев.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Исковые требования предъявлены в соответствии со ст.ст. 450-452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что в ходе исполнения муниципального контракта истцом выявлены дополнительные работы не указанные в проектно-сметной документации, о чем было сообщено заказчику, который отказал в продлении срока выполнения работ.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Спорные правоотношения регулируются общими нормами Гражданского кодекса РФ (ст.ст. 309-328 ГК РФ), специальными нормами материального права, содержащимися в параграфах 1, 3, 5 главы 37 ГК РФ (ст. ст. 702 - 729, 740 - 757, 763 - 778), а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, при этом, лицо, обратившееся за судебной защитой, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также тот факт, что избранный способ защиты приведет к его восстановлению.
Статья 11 ГК РФ закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в ст. 12 ГК РФ способами.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем.
Однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Избранный способ защиты права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
Согласно статье 740 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 статьи 767 Кодекса, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Пунктом 2 статьи 451 ГК РФ закреплено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При отсутствии одного из совокупности условий, предусмотренных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ, договор не может быть изменен.
В пункте 4 статьи 451 ГК РФ закреплено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях.
В пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) указано, что стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий государственного контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
В связи с чем при заключении сторонами дополнительного соглашения, предусматривающего изменение сроков исполнения контракта, последнее подлежало бы признанию ничтожным (пункт 2 статьи 168 ГК РФ, часть 2 статьи 8, пункт 2 статьи 34, пункт 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В статье 95 Федерального закона N 44-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения условий заключенного контракта по взаимному соглашению.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии с нормами ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Как следует из материалов дела, изменения контракта в части финансирования выполнения генеральным подрядчиком работ, сторонами в установленном порядке не согласованы.
Доказательств изменения общей суммы финансирования согласованного объема работ в материалы дела также не представлено.
Кроме того, вопрос выполнения дополнительных работ, а также вопрос о необходимости изменения проектной и сметной документации и, как следствие, прохождения ими государственной экспертизы находится на согласовании между сторонами.
Таким образом, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства в совокупности с фактическими обстоятельствами по делу, учитывая отсутствие доказательств уменьшения лимитов бюджетных обязательств ответчика, равно как и иных оснований для изменения условий муниципального контракта, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Довод истца о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение суда первой инстанции, истец повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в исковом заявлении, поданном в суд первой инстанции.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 года по делу N А41-98589/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.