г. Пермь |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А60-60478/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Грибиниченко О.Г., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шадриной Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Куликова Д.В., паспорт, доверенность от 02.08.2018;
от заинтересованного лица - не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 января 2019 года по делу N А60-60478/2018,
вынесенное судьей Л.В. Колосовой,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью УЖК "Территория" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, департамент), изложенного в письме о рассмотрении уведомления от 30.08.2018 N 29-01-82/25937, об отказе включить многоквартирный дом N 40 по ул. Советская г. Екатеринбурга в реестр домов, которые выбрали способ формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов собственников помещений на специальный счет (с учетом ходатайства заявителя об уточнении требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого решения департамента.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о соблюдении им требований части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации; считает, что открытие банком специального счета после 01.06.2018 не может являться основанием для включения Правительством Свердловской области спорного дома в список домов, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта и не реализовали его; отмечает, что в данном случае принятие общим собранием собственников решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта имело место в пределах установленного статьей 14 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области" срока.
Заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением суда апелляционной инстанции от 08.04.2019 судебное заседание по делу отложено на 07.05.2019, на лиц, участвующих в деле, возложена обязанность по предоставлению дополнительных пояснений и документов.
После отложения судебного разбирательства в суд апелляционной инстанции заявителем представлены дополнительные пояснения по делу и приложенные к ним документы: копии счетов, выставляемых ЕРЦ для оплаты по платежным реквизитам Регионального Фонда капитального ремонта МКД (код 9801), копии чеков об оплате счетов, выставляемых ЕРЦ для оплаты по платежным реквизитам Регионального Фонда капитального ремонта МКД, копия протокола общего собрания собственников от 10.04.2019, копия письма Совета дома от 25.04.2019; заинтересованным лицом - дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с приложением копии письма Департамента от 02.07.2019 N 29-01-81/18190, копии постановления Администрации города Екатеринбурга от 3 сентября 2018 N 2157, копии информации с сайта регионального оператора.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Щеклеиной Л.Ю. на судью Грибиниченко О.Г. После замены судебное разбирательство произведено с самого начала.
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнительных пояснениях, поддержал.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.08.2018 по результатам рассмотрения направленного ООО "УЖК "Территория" уведомления (вх. от 23.08.2018 N 35572) о выборе способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме N 40 по ул. Советской в г. Екатеринбурге Департаментом принято решение (изложено в письме N 29-01-82/25937) о том, что фонд капитального ремонта указанного многоквартирного дома с 01.09.2018 подлежит формированию на счете Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - региональный оператор) ввиду несоблюдения владельцем специального счета ООО "УЖК "Территория" установленного срока для реализации решения собственников помещений, оформленного протоколом общего собрания от 22.03.2018 N 1/2018.
Не согласившись с решением департамента, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания решения незаконным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 169, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 12-1, 14 Закона Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области", исходил из того, что владельцем специального счета ООО "УЖК "Территория" в установленный законом срок не было реализовано решение собственников, оформленное протоколом общего собрания от 22.03.2018 N 1/2018, а именно специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта был открыт обществом в Банке 22.08.2018, тогда как следовало совершить все необходимые действия для реализации выбранного способа формирования названного фонда в срок до 01.06.2018.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В силу части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
В соответствии с ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 названной статьи, не выбрали способ формирования ФКР или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 названной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.
Частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 ЖК РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 данной статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области урегулированы Законом Свердловской области от 19.12.2013 N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
В силу статьи 12-1 указанного Закона обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении тридцати шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт Правительства Свердловской области, в соответствии с которым этот многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Закона.
Согласно статье 14 Закона N 127-ОЗ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Установив, что многоквартирный дом N 40 по ул. Советской в г. Екатеринбурге, введенный в эксплуатацию в августе 2014 года (разрешение на ввод от 29.08.2014 N RU 66302000-2177), включен в региональную программу капитального ремонта при актуализации в августе 2015 года (в редакции постановления Правительства Свердловской области от 19.08.2015 N 756-ПП), обоснованно заключив, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений данного дома возникает с 01.09.2018, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в срок до 01.06.2018.
Из материалов дела следует, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путем перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, собственниками многоквартирного дома N 40 по ул. Советская в г. Екатеринбурге принято на общем собрании собственников помещений 22.03.2018 (протокол N 1/2018).
Владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома выбрано ООО "УЖК "Территория".
Специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта открыт обществом в Свердловском региональном филиале АО "Россельхозбанк" 22.08.2018.
Документы, предусмотренные ч. 1 ст. 172 ЖК РФ, были представлены обществом в департамент не в полном объеме (вх. от 27.03.2018 N 11209-К), в пакете документов отсутствовала справка банка об открытии специального счета. При этом, ранее оригинал протокола общего собрания от 22.03.2018 N1/2018 был представлен обществом в департамент в рамках исполнения обязанности, установленной ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ.
Уведомление с приложением копии справки об открытии специального счета поступило в департамент 23.08.2018 (вх. N 35572), т.е. за пределами срока, установленного для принятия и реализации собственниками решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта (до 01.06.2018).
Таким образом, выбранный собственниками помещений в многоквартирном доме способ формирования фонда капитального ремонта в установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 ЖК РФ срок не был реализован, поскольку открытие специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса, в том числе справки банка об открытии специального счета, состоялось по истечения указанного срока.
Следовательно, фонд капитального ремонта дома N 40 по ул. Советской в г. Екатеринбурге с 01.09.2018 подлежал формированию на счете Регионального оператора.
На основании изложенного, департамент правомерно указал в письме о рассмотрении уведомления от 30.08.2018 на невозможность внесения сведений по указанному дому в реестр уведомлений и специальных счетов ввиду пропуска установленного законом срока его направления и включения многоквартирного дома N 40 по ул. Советская г. Екатеринбурга в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела также следует, что несоблюдение собственниками помещений указанного многоквартирного дома предусмотренного законом условия о реализации решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, явилось основанием для принятия органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Так, постановлением Администрации города Екатеринбурга от 03.09.2018 N 2157 были внесены изменения в постановлением администрации города Екатеринбурга от 06.11.2014 N 3391 "О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домом, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", на счете регионального оператора, в соответствии с которыми дом N 40 по ул. Советская включен в перечень адресов многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Екатеринбург", фонд капитального ремонта которых формируется на счете регионального оператора.
По информации с официального сайта Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области собственниками помещений многоквартирного дома N 40 по ул. Советская в г. Екатеринбурге уплата взносов на капитальный ремонт в отношении указанного дома осуществляется на счет регионального оператора, что также подтверждается платежными документами, представленными заявителем.
Доказательств того, что денежные средства собственников помещений МКД на капитальный ремонт общего имущества аккумулировались на специальном счете, открытом в банке 22.08.2018, материалы дела не содержат.
Кроме того, положениями ст. 173 ЖК РФ предусмотрен порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта, предусматривающий изменение способа формирования фонда капитального ремонта в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 173 ЖК РФ, в случае, если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, для изменения способа формирования фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме должны принять решение в соответствии с частью 4 статьи 170 настоящего Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 10.04.2019 на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома N 40 по ул. Советская в г. Екатеринбурге принято соответствующее решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома (протокол N 1/2019), в котором определены все условия, предусмотренные ч. 4 ст. 170 ЖК РФ.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела вывод о том, что решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, принятое на общем собрании собственников помещений в данном многоквартирном доме 22.03.2018 (протокол N 1/2018), собственниками не было реализовано, является правильным.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Департамента соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела обществом не представлено.
На основании изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия апелляционного суда находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на иную судебную практику во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку при рассмотрении дела суды учитывают конкретные обстоятельства каждого спора и доказательства, представленные сторонами на основании исследования и оценки которых принимается судебный акт. Фактические обстоятельства по указанным в жалобе арбитражным делам и обстоятельства настоящего спора не являются схожими.
Доводы о том, что решения собственников помещений об определении способа формирования фонда капитального ремонта и выбора способа формирования фонда капитального ремонта являются разными, регулируются специальными и общими нормами и порождают разные правовые последствия, отклоняются, поскольку основаны на неверном токовании норм права. Иное толкование заявителем норм действующего законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права.
В целом доводы жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2019 года по делу N А60-60478/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УЖК "Территория" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УЖК "Территория" (ИНН 6670067153, ОГРН 1046603531061) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 244 от 19.02.2019.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.