г. Красноярск |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А33-11615/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Хабибулиной Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания Ржихановой Е.Л.
при участии:
от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги"): Рожковой И.Е., представителя по доверенности от 23.01.2018,
от ответчика (федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Ангара" Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу): Бордюгова С.В., представителя по доверенности от 12.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения Комбинат "Ангара" Управления федерального агентства по
государственным резервам по Сибирскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" января 2019 года по делу N А33-11615/2018, принятое судьёй Бычковой Л.К.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - истец) (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к федеральному государственному казенному учреждению Комбинат "Ангара" Управления федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (далее - ответчик) (ИНН 2423005532, ОГРН 1022400878500) о взыскании компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов в размере 1 380 954 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.01.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что компенсация, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, выплачивается перевозчику только лишь в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава при нахождении его под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры, то есть по вине грузоотправителя (грузополучателя).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 15.05.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 04.04.2019, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 05.04.2019.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ФГКУ Комбинат "Ангара" (Владелец) заключен договор N 1/25 от 01.12.2015 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ФГКУ Комбинат "Ангара", примыкающего к станции Туба Красноярской железной дороги филиала ОАО "РЖД", в соответствии с которым локомотивом Перевозчика осуществляется подача вагонов со станции Курагино, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, и являющегося продолжением пути N 15 станции Туба Красноярской железной дороги.
17.08.2017 года между сторонами заключено дополнительное соглашение, согласно которому, пункт 15 договора N 1/25 от 01.12.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ФГКУ Комбинат "Ангара" примыкающего к станции Туба Красноярской железной дороги филиала ОАО "РЖД" изложен в следующей редакции: Владелец уплачивает перевозчику стоимость компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов (контейнеров) при их нахождении под грузовыми операциями и задержках в ожидании грузовых операций по причинам, независящим от перевозчика, а также компенсацию в случае отказа от погрузки, определяемую по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N1590.
Условия дополнительного соглашения распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникающих с 01 января 2017 года и является неотъемлемой частью договора от 01.12.2015 N 1/25.
В соответствии с пп. в п. 4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", стоимость компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов оплачивается, в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава, контейнеров при нахождении их под грузовыми операциями. То есть, в случае задержки вагонов под грузовыми операциями сверх технологических норм на погрузку или выгрузку вагонов, установленных договором.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, приложения N 3 "Расчет ставок при использовании вагонами для воинских и специальных перевозок", ставка за вагон-цистерну на 1 квартал 2017 года - составляет 900,00 рублей без НДС, с 1 апреля 2017 года ставка за вагон с грузом топливо для реактивных двигателей составляет 1500,00 рублей без НДС.
Как следует из искового заявления, в период с февраля 2017 года по август 2017 года ФГКУ Комбинат "Ангара" проводились грузовые операции, связанные с воинскими и специальными железнодорожными перевозками, что подтверждено памятками приемосдатчика, представленными в материалы дела, подписанными представителем владельца без возражений.
Компенсация за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов, начислена согласно накопительным ведомостям на общую сумму 1 170 300,00 рублей, с учетом НДС 18% сумма компенсации составляет 1 380 954,00 рублей.
В адрес ФГКУ Комбинат "Ангара" направлена претензия исх. N 10/1016-ТЦмю от 26.12.2017 об оплате задолженности, однако претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, правоотношения сторон регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) и нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с УЖТ РФ.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Из материалов дела следует, что 17.08.2017 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору N 1/25 от 01.12.2015 г., согласно которому, пункт 15 договора N 1/25 от 01.12.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ФГКУ Комбинат "Ангара", примыкающего к станции Туба Красноярской железной дороги филиала ОАО "РЖД" изложен в следующей редакции: Владелец уплачивает перевозчику стоимость компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов (контейнеров) при их нахождении под грузовыми операциями и задержках в ожидании грузовых операций по причинам, независящим от перевозчика, а также компенсацию в случае отказа от погрузки, определяемую по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N1590.
Условия дополнительного соглашения распространяют свое действие на правоотношения сторон, возникающих с 01 января 2017 года и является неотъемлемой частью договора от 01.12.2015 N 1/25.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N 1590 от 31.12.2016 г. определено, что до вступления в силу приказа Федеральной антимонопольной службы, устанавливающего порядок проведения аукциона и стартовую цену привлечения подвижного состава и контейнеров, привлечение производится на условиях публичной оферты.
Для обеспечения воинских и специальных перевозок железнодорожным подвижным составом на официальном сайте ОАО "РЖД" размещен договор публичной оферты, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с обеспечением организаций, заказывающих воинские и специальные железнодорожные перевозки во внутригосударственном сообщении.
В соответствии с условиями Договора публичной оферты Агент (ОАО "РЖД") обязуется за предусмотренное настоящим договором вознаграждение, по поручению Принципала (собственник подвижного состава) совершать юридические и иные действия, связанные с привлечением Вагонов для осуществления перевозок грузов Заказчика ФГКУ Комбинат "Ангара".
Время использования Заказчиками Вагонов определяется в соответствии с особенностями тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок, утвержденными постановлением правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 и параметрами начала и окончания привлечения вагонов (п. 4.2 Договора публичной оферты).
В целях подтверждения указанных обстоятельств, при рассмотрении дела в суде первой инстанции был произведён осмотр страницы www.cargo.rzd.ru.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно п. 4 постановления от 14.03.2014 N 16 Пленума Высшего арбитражного суда РФ, если норма не содержит явно выраженного запрета на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного в ней, и отсутствуют критерии императивности, указанные в пункте 3 настоящего постановления, она должна рассматриваться как диспозитивная. В таком случае отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания этого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.
Таким образом, при заключении дополнительного соглашения к договору N 1/25 от 01.12.2015 стороны были свободны в своем волеизъявлении, так ФГКУ Комбинат "Ангара" приняло на себя обязательства по оплате стоимости компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов за все время нахождения вагонов под грузовыми операциями.
Расчет стоимости компенсации истцом произведен по формуле установленной пп. в п. 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, которая состоит из следующих величин:
Сзад - стоимость компенсации;
Цар - стоимость привлечения перевозчиком подвижного состава (руб./вагон в сутки);
tnp - время нахождения привлеченного подвижного состава под грузовыми операциям(суток);
1зад - время задержки привлеченного подвижного состава в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры общего пользования (суток).
Расчет компенсации повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным.
Поскольку факт осуществления ФГКУ Комбинат "Ангара" грузовых операций, связанных с воинскими и специальными железнодорожными перевозками, подтверждается материалами дела, ответчиком приняты условия дополнительного соглашения, в том числе, его распространение на прошлый период, расчет компенсации произведен истцом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном истцом размере - 1 380 954 рублей.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Довод ответчика о том, что компенсация, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590, выплачивается перевозчику только лишь в случае задержки привлеченного перевозчиком подвижного состава при нахождении его под грузовыми операциями, а также в случае задержки в процессе перевозки или подачи под грузовые операции по причинам, не зависящим от перевозчика и владельца инфраструктуры, то есть по вине грузоотправителя (грузополучателя) является несостоятельным, поскольку требования истца вытекают из договора N 1/25 от 01.12.2015 и дополнительного соглашения от 17.08.2017 к нему.
Кроме того, судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения было обосновано учтено, что с августа 2017 года и по настоящее время ФГКУ Комбинат "Ангара" оплачивает стоимость компенсации за использование привлеченных для воинских и специальных перевозок вагонов при их нахождении под грузовыми операциями.
В связи с чем, довод ответчика о том, что об условиях публичной оферты ответчику стало известно только 29.01.2019, в момент вынесения решения, является несостоятельным.
Суд апелляционной инстанции также при отклонении доводов ответчика учитывает, что договор публичной оферты является официальным предложением ОАО "РЖД", являющегося единственным исполнителем услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок, именуемый Агент, для юридических лиц, именуемых Принципал, владеющих на праве собственности и ином законном праве железнодорожным подвижным составом и контейнерами, заключить договор публичной оферты на условиях, содержащихся в договоре, который публикуется на официальном сайте ОАО "РЖД" по адресу www.rzd.ru, и находится в свободном доступе.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" января 2019 года по делу N А33-11615/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Ю.В. Хабибулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.