г. Владимир |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А38-8300/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ИНН 5260200603, ОГРН 1075260020043), публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" (ИНН 1215099739, ОГРН 1051200000015) и муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" (ИНН 1215011170, ОГРН 1021200770634) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2019 по делу N А38-8300/2018, принятое судьей Камаевой А.В. по заявлениям публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" и муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 04.07.2018 N 03-24/07-2018.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" - Штурко О.Н. по доверенности от 01.01.2019 N 7 сроком действия до 01.06.2019, Краснощёков А.Ю. по доверенности от 01.01.2019 N 5 сроком действия до 01.06.2019;
публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" - Муравьева Е.А. по доверенности от 28.12.2018 серия 12АА N 0700722 сроком действия до 31.12.2019.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Милосердие" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) поступило обращение садоводческого некоммерческого товарищества "Милосердие" на действия публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" и муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола", связанные с незаконным ограничением поставки электрической энергии на объекты, расположенные в СНТ "Милосердие".
По результатам рассмотрения Управлением было вынесено решение от 04.07.2018 по делу N 03-24/07-2018, которым публичные акционерные общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", "ТНС энерго Марий Эл" и муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" признаны нарушившими пункт 4 часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, публичные акционерные общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", "ТНС энерго Марий Эл" и муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" обратились в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлениями о признании его недействительным.
Решением от 11.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Полагает, что в его действиях нет признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку СНТ "Милосердие" не осуществляет предпринимательскую деятельность и на определенный момент времени можно вполне конкретно определить каждое лицо, интересы которого могут быть затронуты фактом ограничения поставки электрической энергии.
По мнению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" поскольку субисполнитель не уведомлял его о наличии таких потребителей, в его действиях отсутствуют признаки противоправности и вина.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" в апелляционной жалобе ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
По мнению публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл", граждане, вне зависимости от членства в СНТ "Милосердие", не являются хозяйствующими субъектами и в числе граждан - членов СНТ образуют четко определенный круг лиц. В связи с этим бездействие гарантирующего поставщика и сетевых организаций по непринятию организационно-технических мер, позволяющих ввести ограничение режима потребления электроэнергии в отношении СНТ при одновременном обеспечении энергоснабжения членов товарищества, не может рассматриваться на предмет соответствия части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Указывает, что перерыв в энергоснабжении составил 22 часа, то есть менее 24 часов, допускаемых законодательством, в связи с чем он не может квалифицироваться в качестве нарушения антимонопольного законодательства.
В апелляционной жалобе муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что при получении заявки от инициатора введения ограничения - публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" и исполнителя - публичного акционерного общества "МРСК Центра и Приволжья" было установлено, что отсутствуют третьи лица, подключенные к сетям потребителя. Письмо СНТ "Милосердие" от 24.03.2016 также подтверждает, что потребителей, подключенных опосредовано к сетям товарищества, не имеющих задолженности за электроэнергию нет. Следовательно, оснований для проведения дополнительных организационно-технических мер по обеспечению поставки электрической энергии добросовестным потребителям не было.
Муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" полагает, что антимонопольным органом не представлено неоспоримых доказательств ущемления интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем не доказано нарушение в действиях предприятия при исполнении заявки гарантирующего поставщика на введении ограничения поставки электрической энергии в СНТ "Милосердие" пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
СНТ "Милосердие" отзыв на апелляционную жалобу в установленном законом порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционные жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" и публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" являются сетевыми организациями. Приказами Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл от 29.12.2015 N 283т от 29.12.2016 N 198 т и от 27.12.2017 N 160т для указанных организаций установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Республика Марий Эл на 2016, 2017 и 2018 годы.
Следовательно, муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" и публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" занимают доминирующее положение на товарном рынке по передаче электрической энергии.
Таким образом, на публичные акционерные общества "ТНС энерго Марий Эл", "МРСК Центра и Приволжья" и муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", как на субъектов, занимающих доминирующее положение, возложена обязанность по соблюдению требований антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах ограничения N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.
Подпунктом "а" пункта 4 Правил ограничения N 442 в редакции установлено, что ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных, в том числе в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 данных Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил ограничения N 442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении обстоятельства, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, звергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о СНТ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества. Товарищество в силу положений Закона о СНТ осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые и являются непосредственными потребителями электроэнергии.
Таким образом, применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного гражданина-садовода, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами, являющееся потребителем исключительно в части использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).
Понимание правовой природы отношений между СНТ и его членами имеет существенное значение для разрешения дела, поскольку непосредственно влияет на процедуру ограничения режима потребления электроэнергии, не допускающую процедуру отключения добросовестного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к сети иного потребителя, подлежащего отключению от источника электропитания.
Как следует из материалов дела, между публичным акционерным обществом "ТНС энерго Марий Эл" и СНТ "Милосердие" заключен договор энергоснабжения от 29.12.2012 N 21309. Согласно договору СНТ "Милосердие" обязано осуществлять оплату электрической энергии (мощности) в следующем порядке: до 10-го числа расчетного месяца - 30 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в расчетном месяце; до 25-го числа расчетного месяца - 40 % стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки, в расчетном месяце; 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата - окончательный расчет.
По состоянию на 18.03.2016 задолженность товарищества перед гарантирующим поставщиком составила 72 498 рублей 85 копеек, что превысило задолженность за один период платежа, в связи с чем публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" направило в адрес СНТ "Милосердие" уведомление об ограничении режима потребления электрической энергии от 18.03.2016 N 31/1965.
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" 23.03.2016 направило заявку N 3606ф на введение ограничения режима потребления электроэнергии СНТ "Милосердие" в публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" и в муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1". Публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" направило 23.03.2016 N 09-14/1940 в адрес муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" заявку N 3606ф на ограничение объектов СНТ "Милосердие".
Энергоснабжение всего садового товарищества было частично прекращено 04.04.2016, 05.04.2016 поставка электрической энергии была возобновлена.
Указанные действия совершены муниципальным унитарным предприятием "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" на основании подпункта "б" пункта 2 Правил ограничения N 442 и в соответствии с договором от 19.11.2009 N 282/09 оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) между смежными сетевыми организациями, заключенным МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" и публичным акционерным обществом "МРСК Центра и Приволжья", согласно которым исполнитель обязуется выполнять заявки гарантирующего поставщика или заказчика по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) потребителям и по возобновлению их электроснабжения. То есть в правоотношениях по ограничению поставки электрической энергии публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" является исполнителем, а муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" - субисполнителем.
Управлением установлено, что отдельные члены СНТ "Милосердие" на постоянной основе оплачивали потребленную электрическую энергию, в том числе в период с января по март 2016 года. В частности, Малышева Т.В. осуществляла оплату 07.02.2016, 09.03.2016; Азаев B.C. - 12.01.2016, 09.02.2016, 12.03.2016; Дружинина Е.В. -17.01.2016, 14.02.2016, 19.03.2016, Голубев Е.С. - 12.01.2016, 10.02.2016, 14.03.2016; Бирюков В.Н. - 16.01.2016, 16.02.2016, 21.03.2016; Иванов В.В. - 14.01.2016, 14.02.2016, 14.03.2016; Четкарев В.Н. - 11.01.2016, 16.02.2016, 12.03.2016; Патрушева А.Г.- 12.01.2016, 10.02.2016, 09.03.2016, Григорьева Э.Г. - 07.02.2016, 27.03.2016 и другие. Свидетель Малышева Т.В. - член СНТ "Милосердие" также подтвердила постоянность оплаты электроэнергии и отсутствие задолженности в 2016 году.
Доказательством наличия добросовестных плательщиков за электрическую энергию в спорный период является частичная, но ежемесячная оплата СНТ "Милосердие" электрической энергии: 30.11.2015 в сумме 47 286 рублей 13 копеек, 25.12.2015 - 43 200 рублей, 29.12.2016 - 25 000 рублей, 15.02.2016 - 34 500 рублей, 21.03.2015 - 35 000 рублей.
Товариществом представлены пояснения, что плата за электроэнергию вносилась за счет оплаты членами товарищества потребленной энергии и за счет членских взносов.
Письмом от 14.05.2018 N 4319 СНТ "Милосердие" также указало, что в период с 01.01.2016 по 31.03.2016 товариществом оплачено в адрес публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" сумма в размере 94 500 рублей, из которых 33 786 рублей оплачено членами товарищества. Кроме того, потребителем указано, что задолженности за потребленную электроэнергию за садоводами не числится. Доказательства наличия задолженности членов товарищества отсутствуют.
Следовательно, материалами дела доказано, что в СНТ "Милосердие" имелись добросовестные потребители электрической энергии.
При таких обстоятельствах, гарантирующий поставщик, получая ежемесячную плату от СНТ "Милосердие" за электрическую энергию, прежде чем направлять в сетевые организации заявку на введение ограничения потребления энергии, обязан был выяснить, имеются ли члены товарищества, получающие электрическую энергию через СНТ, у которых отсутствует задолженность за потребленную энергию. Из материалов дела следует, что публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" никаких мер по выяснению добросовестных плательщиков не принимало. В договоре энергоснабжения от 29.12.2012 N 21309 отсутствуют какие-либо условия, учитывающие особый статус потребителя - СНТ, членами которого являются граждане, непосредственно получающие электрическую энергию.
Публичное акционерное общество "МРСК Центра и Приволжья" и муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1", являясь исполнителями по инициированному публичным акционерным обществом "ТНС энерго Марий Эл" введению ограничения режима потребления электроэнергии СНТ "Милосердие", могли и обязаны были предпринять все необходимые меры по обеспечению соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей-членов СНТ либо в противном случае не исполнять направленное уведомление гарантирующего поставщика по причине, установленной в пункте 27 Правил ограничения N 442, в редакции, действующей на момент ограничения режима потребления электроэнергии СНТ "Милосердие".
При изложенных обстоятельствах, Управление и суд первой инстанции пришли к верному выводу, что заявители незаконно ограничили поставку электрической энергии в СНТ "Милосердие", чем нарушили пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мари Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", публичное акционерное общество "ТНС энерго Марий Эл" и муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
Публичному акционерному обществу "ТНС энерго Марий Эл" и публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 11.02.2019 по делу N А38-8300/2018 оставить без изменения.
Апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", публичного акционерного общества "ТНС энерго Марий Эл" и муниципального унитарного предприятия "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1 муниципального образования "Город Йошкар-Ола" оставить без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ТНС энерго Марий Эл" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 06.03.2019 N 2425.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.02.2019 N 17921.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.