г. Тула |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А54-5368/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Большакова Д.В.,
судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С.,
при участии в судебном заседании от истца - управления транспорта администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1156234007203, ИНН 6234144601) - Сидоровой Н.В. (доверенность от 04.10.2018 N 12), Феколкиной М.А. (доверенность от 04.10.2018 N 11), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Автогарант" (г. Рязань, ОГРН 1026200799162, ИНН 6220004788), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр по Рязанской области" (г. Рязань, ОГРН 1126234014961, ИНН 6234111370), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автогарант" на решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2018 по делу N А54-5368/2018 (судья Медведева О.М.),
УСТАНОВИЛ:
управление транспорта администрации города Рязани (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автогарант" (далее - ООО "Автогарант", общество, ответчик) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 58М2 серии 00062С N 000105, сроком действия 5 лет с 16.05.2017 по 15.05.2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Региональный навигационно-информационный центр по Рязанской области" (далее - АО "РНИЦ по Рязанской области").
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2018 исковые требования удовлетворены, действие свидетельства серии 00062С N 000105 об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, сроком действия 5 лет с 16.05.2017 по 15.05.2022, выданного ООО "Автогарант", прекращено.
Не согласившись с решением суда, ООО "Автогарант" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление и АО "РНИЦ по Рязанской области" отзывы на апелляционную жалобу не представили. Представители управления в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, полагали решение суда законным и обоснованным.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили. Судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Автогарант" выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 58М2 "ЗАО "Русская кожа" - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", серии 00062С N 000105, сроком действия на 5 лет с 16.05.2017 по 15.05.2022, на 30 единиц автобусов, а также карты маршрута регулярных перевозок серии 00062Р NN 002157-002186 (взамен оригинала утраченной 10.07.2017 карты маршрута серии 00062Р N 002164, признанной недействующей, 01.08.2017 выдан дубликат карты маршрута серии 00062Р N 002224, взамен оригинала утраченной 10.07.2017 карты маршрута серии 00062Р N 002170, признанной недействующей, 01.08.2017 выдан дубликат карты маршрута серии 00062Р N 002225).
Между АО "РНИЦ по Рязанской области" и ООО "Автогарант" 28.12.2015 заключен договор N 133 на подключение к региональной навигационно-информационной системе Рязанской области и оказание услуг в сфере навигационной деятельности.
Согласно пункту 1.1 договора заказчик поручает и обязуется своевременно оплачивать, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг в сфере навигационной деятельности в отношении транспортных средств заказчика, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, абонентскими терминалами ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках функционирования Региональной навигационно-информационной системы Рязанской области, в том числе общей системы диспетчеризации транспорта Рязанской области, в течение всего периода работы транспортных средств, указанных заказчиком.
В письме от 05.06.2018 N 06/2-09-1405-исх истец просил АО "РНИЦ по Рязанской области" представить в управление транспорта сведения о передаче в режиме реального времени мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождении транспортных средств, в подсистему РНИС за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 в отношении муниципального маршрута N 58М2 (перевозчик - ООО "Автогарант"), а также на бумажном носителе подписанные (за каждый день с 01.10.2017 по 31.12.2017) сведения о работе транспортных средств предприятия ООО "Автогарант" на муниципальном маршруте N 58М2.
В соответствии со сведениями, представленными АО "РНИЦ по Рязанской области", за период с 01.10.2017 по 31.12.2017 зафиксированы факты неоднократного (более двух раз) необеспечения ответчиком в течение одного календарного месяца передачи мониторинговой информации, в отношении хотя бы одного транспортного средства в течение рабочего дня на маршруте N 58М2, а именно:
- в октябре не обеспечена передача информации в течение всего месяца, при этом 27 дней в отношении двух и более машин;
- в ноябре не обеспечена передача информации в течение всего месяца, при этом 29 дней в отношении двух и более машин;
- в декабре не обеспечена передача информации в течение всего месяца, при этом 27 дней в отношении двух и более машин.
Как указывает истец, в период с 01.10.2017 по 31.12.2017 ответчик на маршруте регулярных перевозок нарушил обязательство по обеспечению передачи мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождении транспортных средств на маршруте N 58М2, используемых для осуществления регулярных перевозок и оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GOS, в подсистему мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области.
Несоблюдение ответчиком требований в сфере организации регулярных перевозок, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Рязанской области, послужило основанием для обращения управления транспорта администрации города Рязани в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регламентируются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 220-ФЗ определено, что под уполномоченным органом местного самоуправления в целях настоящего Федерального закона понимается орган местного самоуправления, уполномоченный муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения городского округа согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
На основании подпункта "р" пункта 3 части 1 статьи 39 Устава муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области, принятого решением Рязанского городского Совета от 30.06.2006 N 470-111, к полномочиям администрации города Рязани в лице ее органов и подразделений относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа, в том числе администрация города является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом N 220-ФЗ на органы местного самоуправления.
В силу положения об управлении транспорта администрации города Рязани, утвержденного решением Рязанской городской Думы 26.03.2015 N 80-II, управление является структурным подразделением администрации города Рязани, обладающим статусом юридического лица, реализующим задачи, в том числе по обеспечению полного и своевременного удовлетворения потребностей граждан в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортном и наземным электрическим транспортом в городском сообщении (подпункт 1 пункта 2.1 Положения).
В соответствии с подпунктами 43, 48 и 60 пункта 3.1 раздела 3 "Функции Управления" названного Положения управление транспорта осуществляет: выдачу свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок (далее - документы о перевозках), переоформление документов о перевозках и инициирует прекращение их действия; мониторинг работы наземного электрического и автомобильного транспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок; иные функции в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственной, власти Российской Федерации и Рязанской области, муниципальными правовыми актами.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок.
Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.
Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок оформляется на бланке или в виде электронной карты. Бланк свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок является документом строгой отчетности, защищенным от подделки (статья 27 Закона N 220-ФЗ).
Форма бланка свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и порядок его заполнения утверждены приказом Минтранса России от 10.11.2015 N 331.
Частью 1 статьи 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 N 27-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Рязанской области" (далее - Закон N 27-03) установлено требование к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, согласно которому юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны обеспечить передачу в режиме реального времени мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождении транспортного средства, используемого для осуществлении регулярных перевозок, оснащенного в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в подсистему мониторинга и управлении пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области.
Аналогичное требование о наличии аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на всех транспортных средствах, используемых для осуществления пассажирских перевозок, с обеспечением их работы в региональной навигационно-информационной системе Рязанской области и передачи данных о месте нахождения транспортных средств в указанную информационную систему предусмотрено пунктом 1.1 Требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по маршрутам регулярных перевозок на территории города Рязани, утвержденных постановлением администрации города Рязани от 12.12.2016 N 5463.
Постановлением Правительства Рязанской области от 10.12.2014 N 369 "Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Рязанской области" создана региональная навигационно-информационная система Рязанской области (далее - РНИС) на базе технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которая предназначена для формирования навигационных сигналов, передачи, приема, обработки, хранения и визуализации навигационной информации о параметрах движения и местонахождении транспортных средств в режиме реального времени.
Учитывая вышеизложенное, ответчик обязан соблюдать требования в сфере организаций регулярных перевозок, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Рязанской области, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 29 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращает действие данного свидетельства, в частности, в случае вступления в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства.
Также в силу пункта 5 части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, обращается в суд с заявлением о прекращении действия указанного свидетельства при наступлении иных обстоятельств, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных, маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
На основании статьи 7 Закона N 27-ОЗ уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, помимо обстоятельств, указанных в части 5 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, имеет право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано указанное свидетельство, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона N 27-О3, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку.
Таким образом, истец, как уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, имеет право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, которому выдано указанное свидетельство, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона N 27-ОЗ, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку.
В силу части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, статьи 7 Закона Рязанской области N 27-ОЗ в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 настоящего Закона, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
ООО "Автогарант" выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 58М2 ЗАО "Русская кожа" - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", серии 00062С N 000105, сроком действия на 5 лет с 16.05.2017 по 15.05.2022, на 30 единиц автобусов, а также карты маршрута регулярных перевозок серии 00062Р NN 002157-002186, что подтверждается реестром выданных перевозчикам свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок (по состоянию на 06.04.2018), журналом выдачи свидетельств об осуществлении регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок.
В период с 01.10.2017 по 31.12.2017 ООО "Автогарант" допущены неоднократные (более двух раз) необеспечения передачи мониторинговой информации в течение рабочего дня на маршруте. Данное обстоятельство подтверждается письменными пояснениями третьего лица, сведениями о количестве транспортных средств, заявленных коммерческим перевозчиком ООО "Автогарант" в АО "РНИЦ" по Рязанской области, и сведениями о передаче в режиме реального времени мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона Рязанской области от 06.06.2016 N 27-ОЗ, в подсистему мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области, письмами о работе транспортных средств, передающих телематические данные в АО РНИЦ по Рязанской области.
Доказательств передачи в установленном порядке мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождении транспортного средства в указанных период ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно заключил, что ООО "Автогарант", являясь держателем свидетельства серии 00062С N 000105 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 58М2, неоднократно (более двух раз) в течение одного календарного месяца, не обеспечило передачу мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождении транспортных средств, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Довод жалобы о том, что в соответствии с изменением части 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ, действовавшей в редакции с 29.12.2017, у управления отпали основания для обращения в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства, несостоятелен.
Частью 4 статьи 17 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что допускается установление законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. Согласно пункту 3 указанной части, в том числе исходя из обязанности передачи в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок.
Эта норма права не исключает применение части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ, которая не изменена.
Как указано выше, статьей 7 Закона N 27-03 предусмотрено, что уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, имеет право обратиться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в случае неоднократного (более двух раз) в течение одного календарного месяца необеспечения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества, которым выдано указанное свидетельство, передачи мониторинговой информации, предусмотренной частью 1 статьи 6 Закона N 27-О3, хотя бы в отношении одного транспортного средства в течение рабочего дня со времени выезда транспортного средства с места парковки до времени заезда его на указанную парковку.
Ссылка общества на то, что информация, подтверждающая непредставление мониторинговой информации, которая представлена в материалы дела третьим лицом АО "РНИЦ по Рязанской области", то есть форма сведений, не может быть рассмотрена судом в качестве доказательства, поскольку это лишь сведения, полученные истцом от третьего лица, а не результаты проверки, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду того, что обществом не приведено норм права, которые бы устанавливали требования к подобным проверкам.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушений по количеству выпущенных на маршрут автобусов в спорный период не имелось, отклоняется судебной коллегией, поскольку существенное значение для разрешения спора имеет лишь вопрос о предоставлении или не предоставлении мониторинговой информации о параметрах движения и местонахождения транспортных средств, используемых для осуществления регулярных перевозок и оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS на указанном маршруте, в подсистему мониторинга и управления пассажирскими перевозками на территории Рязанской области региональной навигационно-информационной системы Рязанской области.
Аргумент заявителя жалобы о том, что в настоящем споре подлежит применению Приказ Минавтотранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 "О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах", целью которого является установление порядка контроля, учета и отчетности и качеству исполненного движения автобусов общего пользования на маршрутах, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельный, так как требования истца о прекращении свидетельства основаны исключительно на установленном факте не передачи мониторинговой информации в подсистему РНИС. В данной категории спора вопрос выполнения рейсов и точность выполнения расписаний не относится к существу спора.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.09.2018 по делу N А54-5368/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.