Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2019 г. N Ф08-6346/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А63-25239/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица Департамента ветеринарии Краснодарского края (ОГРН 1022301196015, ИНН 2309055979), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Растелла" (ОГРН 1152651017793, ИНН 2607003599) надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ветеринарии Краснодарского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2019 по делу N А63-25239/2018 (судья Карпель В.Л.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2019 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Растелла" (далее - общество, ООО "Растелла") к Департаменту ветеринарии Краснодарского края (далее - департамент) об оспаривании постановления от 04.12.2018 N 02-497/18-10 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на отсутствие объективной стороны вменяемого обществу правонарушения, что в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и неверное применение норм материального права. В частности, податель жалобы указывает на наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения, указывая на неисполнение законного предписания
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам анализа документов, полученных в ходе проведения внеплановой документарной проверки (письма ГБУ Ветуправление Динского района от 09.07.2018 N 887, запросов отдела госветинспекции, ветнадзора и контроля "Краснодарский" от 24.07.2018 N 65.06-02-1305/18-06 и от 30.07.2018 N 65.06-02-1305/18-07, объяснений ООО "Растелла") общество департаментом привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 10.8 КоАП РФ, а также ему выдано предписание от 02.08.2018 N 16206-18, в связи с выявленным 07.07.2018 на ярмарке выходного дня по адресу: Динской район, ст. Динская, ул. Красная, фонтанная площадь фактом перемещением фарша из мяса птицы в количестве 8 кг, без ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно предписанию от 02.08.2018 N 16206-18 ООО "Растелла" необходимо осуществлять перемещение подконтрольного товара в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 3 Ветеринарных правил организации работы по выполнению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 27.12.2016 N 589. Срок исполнения (контроль) предписания от 02.08.2018 N 16206-18 - 03 октября 2018 года.
Предписание от 02.08.2018 N 16206-18 направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением (РПО 35000013359139) по юридическому адресу ООО "Растелла", согласно информации с сайта почты России получено адресатом 23.08.2018.
В письме от 10.09.2018 N 1213 ГБУ Ветуправление Динского района информировало отдел госветинспекции, ветнадзора и контроля "Краснодарский" (вх N 02-515-06-06 от 10.09.2018), что специалистами ГБУ при проведении 08.09.2018 мониторинга ярмарки "выходного дня" - ст. Динская, ул. Красная, фонтанная площадь выявлено отсутствие у ООО "Растелла" ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий и происхождения на продукцию животного происхождения, что создает угрозу жизни, здоровью граждан (акт проведения мониторинга реализации продукции животного происхождения на ярмарке "выходного дня" от 08.09.2018).
Названное нарушение нашло отражение в акте проверки департамента от 29.10.2018 N 02-593/18-06, согласно которому в ходе анализа информации, имеющейся в распоряжении отдела госветинспекции, ветнадзора и контроля "Краснодарский" (письма ГБУ Ветуправление Динского района от 10.09.2018 N 1213, информации ФГИС "Меркурий", запроса отдела от 29.10.2018 N 65.06-02-1973/18-06, пояснения ООО "Растелла" от 29.10.2018) установлено, что 08.09.2018 на ярмарке выходного дня по адресу: Динской район, ст. Динская, ул. Красная, фонтанная площадь имел место факт перемещения ООО "Растелла" фарша из мяса птицы в количестве 14 кг, без ветеринарных сопроводительных документов, что в акте проверки оценено департаментом как невыполнение обществом пункта 1 предписания от 02.08.2018 N 162/06-18.
В связи с имевшим место 08.09.2018 фактом перемещения ООО "Растелла" фарша из мяса птицы в количестве 14 кг без ветеринарных сопроводительных документов, отраженном в акте проверки от 29.10.2018 N 02-593/18-06, административным органом в отношении ООО "Растелла" 16.11.2018 составлен протокол N 02-602П/18-10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5. КоАП РФ.
Протокол от 16.11.2018 N 02-602П/18-10 составлен в отсутствие представителя лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом по юридическому адресу общества административным органом заказным письмом с уведомлением направлено извещение от 29.10.2018 N 65.06-02-1977/18-10, о необходимости явиться законному представителю общества в госветуправление (350000, г. Краснодар, ул. Рашпилиевская, 36, тел./факс 268-53-58) для предоставления объяснений и участия в составлении протокола о совершенном административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5. КоАП РФ.
13 ноября 2018 года в отдел госветинспекции, ветнадзора и контроля "Краснодарский" поступило ходатайство общества об отложении времени составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 13.11.2018 в 10 часов 00 минут по адресу: г. Краснодар, ул. Рашпилиевская, 36, 8 этаж, кабинет N 804, на 16.11.2018 в 14 часов 00 минут, которое удовлетворено.
Также по факту выявленного нарушения начальником отдела госветинспекции, ветнадзора и контроля "Краснодарский" департамента ветеринарии Краснодарского края, являющимся главным государственным ветеринарным инспектором было вынесено постановление от 04.12.2018 N 02-497/18-10 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением от 04.12.2018 N 02-497/18-10 о привлечении к административной ответственности, ООО "Растелла" обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в невыполнении в установленный законом срок законного предписания органа государственной власти и иных лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного надзора.
Таким образом, при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности подлежит установлению, в том числе, законность и обоснованность предписания органа государственной власти, неисполнение которого послужило основанием для привлечения к административной ответственности.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание должно содержать указание на законные и конкретно определенные действия, подлежащие совершению с целью устранения выявленных нарушений, а также срок совершения таких действий.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Исходя из изложенного, предписание должностного лица должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Предписанием от 02.08.2018 N 16206-18 департамент обязал общество осуществлять перемещение подконтрольного товара в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 и 3 Ветеринарных правил организации работы по выполнению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза Российской Федерации от 27.12.2016 N 589 (далее - Ветеринарные правила).
Ветеринарными правилами, установлены формы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов, за исключением форм и порядков оформления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации (пункт 1 Ветеринарных правил).
Ветеринарные сопроводительные документы (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемой подконтрольной продукции и животных, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - подконтрольные товары), эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 N 648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (пункт 2 Ветеринарных правил).
Как следует из пункта 3 Ветеринарных правил оформление ветеринарных сопроводительных документов осуществляется, в том числе, при перемещении (перевозке) подконтрольного товара (за исключением случаев, когда их оформление не требуется в соответствии с данными Правилами) и переходе права собственности на подконтрольный товар (за исключением передачи (реализации) подконтрольного товара покупателю для личного или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ определено, что перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, соответствующая обязанность общества (перемещать подконтрольный товар при наличии оформленных ветеринарных сопроводительных документов) закреплена в нормативно правовом акте, ее невыполнение влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 10.8 КоАП РФ, и в этом случае такая обязанность не нуждается в ее дополнительном дублировании в предписании с установлением контрольного срока его исполнения.
Установление в предписании от 02.08.2018 N 16206-18 обязанности выполнять требования нормативно-правового акта со сроком контроля исполнения до 03.10.2018 не соответствует правовой природе предписания, предполагающей указание на устранение в определенные сроки именно выявленных нарушений. Суд первой инстанции обоснованно признал такие требования контролирующего органа некорректными.
С учетом изложенных норм права, анализа предписания, суд апелляционной инстанции полагает верными выводы суда о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2018 N 02-497/18-10.
С учетом того, что ошибочные выводы суда о пропуске срока давности привлечения общества к административной ответственности не привели к принятию неправильного решения, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.03.2019 по делу N А63-25239/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.