Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2019 г. N Ф05-14939/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А40-273898/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Кожуховская-Инвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.02.2019 г. по делу N А40-273898/18
принятое судьей Суставовой О.Ю.
по заявлению ООО "Кожуховская-Инвест"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве
о признании недействительным решения от 13.06.2018 г. N 54916 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения"
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Чихирев М.Б. по дов. от 20.03.2019, Комисарова М.А. по дов. от 26.04.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кожуховская-Инвест" (далее - Заявитель, ООО "Кожуховская-Инвест", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, Инспекция, ИФНС России N 23 по г. Москве, налоговый орган) о признании недействительным решения от 13.06.2018 г. N 54916 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2019 г. в удовлетворении заявления ООО "Кожуховская-Инвест" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Кожуховская-Инвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
Представители ИФНС России N 23 по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей налогового органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС России N 23 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организации за 2016 год, по результатам которой составлен акт от 15.01.2018 г. N23154.
Из материалов дела, Заявителю на праве собственности принадлежит объект недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Кожуховская 7-я, д. 9 (далее - спорный объект) с кадастровым номером 77:04:0003001:15343.
ИФНС России N 23 по г. Москве в ходе проверки установлено неправомерное заявление Обществом льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, в отношении спорного объекта, что повлекло занижение подлежащей уплате суммы налога на имущество организаций.
Основанием для доначисления Заявителю налога на имущество организаций послужил тот факт, что установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством не предусмотрено.
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, материалов проверки ИФНС России N 23 по г. Москве вынесено решение от 13.06.2018 г. N 54916 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Обществу доначислен сумма налога в размере 174 457 468 руб.
Заявитель, не согласившись с указанным решением, обратился в порядке досудебного урегулирования спора в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 20.08.2018 г. N 21-19/179715 решение ИФНС России N 23 по г. Москве оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 21 статьи 381 НК РФ от уплаты налога на имущество организаций освобождаются организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
В подтверждение права применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, во исполнение требований о предоставлении документов (информации) от 27.09.2017 г. N 139337, от 28.04.2018 N 18-01/035077 Налогоплательщиком представлены следующие документы:
1. Приказ о вводе в эксплуатацию основного средства от 15.01.2015 г. N 03/1 /МОЗАИКА-ОС;
2. Проект строительства "Многофункционального центра общественного значения" по адресу г. Москва, ул.7-я Кожуховская, вл. 3А, 4 от 2007;
3. Свидетельство о государственной регистрации права N 77-77/012-77/012/002/2016-1549/1 от 01.03.2016 г.;
4. Разрешение на ввод в эксплуатацию от 15.01.2015 г. N RU77223000-006291;
5. Энергетический паспорт по результатам энергетического обследования рег.N ЭП 01/09-17;
6. Энергетический паспорт здания в проектной документации N 0234-ЭЭ от 03.11.2014 г.;
7. Отчет по энергетическому обследованию потребителя энергетических ресурсов. Составлен по результатам обязательного энергетического обследования N ЭП 01/09-17 за август 2017 года, в приложении 2 к которому содержится протокол N 232-ТК по результатам обследования тепловизионным методом;
8. Инвентарная карточка учета объекта основных средств ф. N ОС-6 N 03/1/ МОЗАИК от 15.01.2015 г. на льготируемое здание;
9. Оборотно-сальдовые ведомости по 02, 03 счету за 2016 год.
10. Проект строительства Многофункционального центра общественного значения" по адресу г. Москва, ул.7-я Кожуховская, вл. 3А, 4 от 2007 года.
Как следует из материалов дела в ходе камеральной налоговой проверки ИФНС России N 23 по г. Москве установлено, что применение Обществом налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, является неправомерным и документально не подтвержденным, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства.
Согласно инвентарной карточке от 15.01.2015 г. ф. N ОС-6 N 03/1/МОЗАИК спорный объект недвижимого имущества введен в эксплуатацию 15.01.2015 согласно приказу от 15.01.2015 г. N03/МОЗАИКА-ОС.
При этом энергетический паспорт N ЭП 01/09-17 выдан в августе 2017 года, и согласно письму Минэнерго России от 18.05.2017 г. N 04-0682, энергетический паспорт зарегистрирован в 2017 году.
Также на момент ввода (15.01.2015 г.) в эксплуатацию спорного объекта недвижимого имущества у Общества имеется энергетический паспорт здания в проектной документации N 0234-ЭЭ от 03.11.2014 г., составленный на основании проектной документации. Согласно данному отчету спорному объекту недвижимого имущества присвоен класс энергетической эффективности: В "Высокий".
На основании представленных документов Общество считает, что им правомерно применена льгота в отношении спорного объекта как вновь введенного, имеющего высокий класс энергетической эффективности.
Письмом ФНС России от 25.03.2015 г. N БС-4-11/4821@ разъяснен порядок применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности. Согласно указанным разъяснениям, класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов.
В отношении иных объектов недвижимого имущества законодательством не предусмотрено определение классов энергетической эффективности.
Правила определения класса энергетической эффективности объектов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Согласно пункту 21 статьи 381 НК РФ, налогоплательщики освобождаются от налога на имущество организаций в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.
Таким образом, обязательным для применения данной льготы является одновременное соблюдений следующих условий: объект должен быть вновь введенным; данный объект на момент его ввода в эксплуатацию должен иметь высокий класс энергетической эффективности; в отношении такого объекта законодательством предусмотрено определение класса энергетической эффективности.
Грамматическое толкование данной нормы позволяет сделать вывод о том, что слово "предусмотрено" употребляется в ней в значении "предписано", то есть, отраслевое законодательство РФ об энергосбережении должно содержать четкое и однозначное требование о том, что в отношении конкретного объекта в специально предусмотренном порядке должен быть определен класс энергетической эффективности.
В соответствии с Положением о Минэнерго России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", Минэнерго России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Из письма Минэнерго России от 17.04.2017 г. N ИА-4031/04 "Об определении классов энергетической эффективности зданий, строений, сооружений" следует, что Законом N 261-ФЗ предусмотрено определение классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов. Класс энергетической эффективности многоквартирных домов определяется в соответствии с правилами, утвержденными приказом Минстроя России от 06.06.2016 г. N 399/пр "Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (далее - Приказ от 06.06.2016 N 399/пр).
Установление класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Следует учитывать, что пунктом 5 статьи 15 Закона N 261-ФЗ установлено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с данным Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
Так, согласно пункту 3 Требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 г. N 18 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности" (далее - Постановление N 18), класс энергетической эффективности подлежит обязательному установлению в отношении многоквартирных домов, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, а также подлежащих государственному строительному надзору. Для иных зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию, класс энергетической эффективности может быть установлен по решению собственника или застройщика.
Дополнительно в письме от 08.08.2017 г. N 04-1133 Минэнерго России разъясняет следующее:
"Пункт 3 Постановления N 18 содержит упоминание о классах энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, прямых указаний на что не содержится в Законе N 261-ФЗ. Также обращаем внимание, что вопрос определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не входит в область регулирования Постановления N 18.
Таким образом, в настоящее время возможность определения классов энергетической эффективности в отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, действующим законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не предусмотрена. Принципы, порядок (правила) определения класса энергетической эффективности для таких зданий, а также полномочия по их установлению нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не определены.
Законодательством в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности маркировка зданий, не являющихся многоквартирными домами, по классам энергетической эффективности не предусмотрена. Правила определения классов энергетической эффективности для зданий, не являющихся многоквартирными домами, не утверждены.
Параметры энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не определены как в части присвоения класса энергетической эффективности, так и в части требований энергетической эффективности.
Следовательно, отличие многоквартирных домов от иных зданий в части параметров энергетической эффективности в том, что для многоквартирных домов вопрос определения классов энергетической эффективности предусмотрен Законом N 261-ФЗ и урегулирован, а для иных зданий вопрос определения классов энергетической эффективности не предусмотрен Законом N 261-ФЗ и не урегулирован".
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) в письме от 08.08.2017 г. N 28098-ЕС/04 разъяснило, что Приказ от 06.06.2016 N 399/пр принят в целях реализации положений пункта 2 Постановления N18. Применение положений указанного Приказа для целей определения класса энергетической эффективности зданий, не являющихся многоквартирными домами, не представляется возможным.
Минстрой России разъяснил, что установление классов энергетической эффективности зданий, в том числе не являющихся многоквартирными домами, предполагали нормы пункта 4.5 раздела 4 и приложений Б и Д СНиП 23-02-2003.
В соответствии с приложением Б СНиП 23-02-2003 класс энергетической эффективности - это обозначение уровня энергетической эффективности здания, характеризуемого интервалом значений удельного расхода тепловой энергии на отопление здания за отопительный период.
Данный термин использован как в отношении жилых, так и общественных зданий (пункт 4.5 СНиП 20-02-2003).
При этом согласно пункту 80 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ N 1047-р, СНиП 23-02-2003 являлись обязательными для всех типов зданий, чья проектная документация прошла экспертизу до 30.06.2015.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности - это характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Под энергетической эффективностью понимаются характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам этих ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (пункт 4 статьи 2 Закона N 261-ФЗ).
Таким образом, содержание понятия "класс энергетической эффективности", используемое в Законе N 261-ФЗ не тождественно аналогичному термину, содержащемуся в СНиП 23-02-2003, где положения указанного СНиП в части определения класса энергетической эффективности неприменимы в периоде действия Закона N 261-ФЗ.
СП 50.13330.2012 "СНиП 23-02-2003 "Тепловая защита зданий", являющийся актуализированной редакцией СНиП 23-02-2003, предусматривает установление классов энергосбережения зданий, которые не эквивалентны классам энергетической эффективности. Кроме того, раздел 10 СП 50.13330.2012 не включен в пункт 35 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства России от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"".
Следовательно, в СП 50.13330.2012 также не содержится положений, устанавливающих порядок определения классов энергетической эффективности для целей применения Закона N 261-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в письме Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгорстройнадзор) от 02.08.2017 г. N 09-5596/17-1 и в письме Минстроя России от 11.10.2017 г. N 36657-ХМ/08.
В частности, Мосгорстройнадзор сообщает, что возможность использования указанных в Правилах базовых значений показателей удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме для определения класса энергетической эффективности нежилого здания или сооружения представляется неверным как с нормативно-правовой, так и с методологической точек зрения, так как структура расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, так же как и требования к температурному режиму в жилых и нежилых зданиях (помещениях) принципиально различны. Соответственно, базовые значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов для нежилых зданий и сооружений необходимо рассчитывать исходя из структуры и объема энергопотребления на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение с учетом требований санитарных норм, требований к отоплению, вентиляции, кондиционированию и горячему водоснабжению нежилых зданий и сооружений.
При этом из-за отсутствия нормативных документов, устанавливающих требования и критерии определения классов энергетической эффективности нежилых зданий и сооружений, Мосгорстройнадзор не определяет и не указывает класс энергетической эффективности данных объектов в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Утверждение Заявителя о том, что классы энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с требованиями Технического регламента, не соответствует действительности.
Так, согласно пункту 7 части 6 статьи 3 и статье 31 Технического регламента данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе, требования энергетической эффективности зданий и сооружений. В статьи 13 Технического регламента указано, что здания и сооружения должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации обеспечивалось эффективное использование энергетических ресурсов и исключался нерациональный расход таких ресурсов.
Техническим регламентом устанавливаются минимальные стандарты, которым должны соответствовать вводимые в эксплуатацию объекты недвижимого имущества, в то время как порядок определения классов энергетической эффективности в отношении недвижимости, не относящейся к многоквартирным домам, отсутствует.
Необходимо отметить, что Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" принят в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений (статья 1). Объектом технического регулирования в данном Федеральном Законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженернотехнического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) (статья 3). Правительством Российской Федерации в Постановлении N 18 определено, что Правила определения класса энергетической эффективности устанавливаются Минстрой России, причем в отношении многоквартирных домов подлежат обязательному установлению. В отношении зданий, строений и сооружений, не являющихся многоквартирными домами, Правила определения класса энергетической эффективности до настоящего времени не установлены.
Учитывая изложенное в настоящее время, отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правила определения классов энергетической эффективности в отношении иных зданий, не являющихся многоквартирными домами, в связи с чем, льгота предусмотренная пунктом 21 статьи 381 НК РФ к вновь введенным в эксплуатацию зданиям, не являющимся многоквартирными домами, не применяется.
Соответственно, позиция Заявителя о допустимости установления классов энергетической эффективности в отношении спорного объекта недвижимого имущества, не являющихся многоквартирными домами, в период действия Закона об энергосбережении, является неправомерной и противоречащей законодательству Российской Федерации.
Судом первой инстанции правильно принята во внимание правовая позиция содержится в Определениях Верховного суда Российской Федерации N 305-КГ18-501 от 17.04.2018 г., N302-КГ18-4579 от 27.04.2018 г., N 309-КГ18-5076 от 03.08.2018 г. в которых указано, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям рассматриваемой льготы, в отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений и сооружений, является неправомерным.
В связи с вышеизложенным, по мнению суда, применение для целей налогообложения энергетических паспортов при отсутствии критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений сооружений противоречит принципу формальной определенности норм налогового права, нарушает баланс частных и публичных интересов и не соответствует основным началам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 НК РФ.
При вынесении решения судом была также учтена позиция, изложенная в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 309-КГ 18-5076 от 03.08.2018 г. по делу N А60-7484/2017, где суд отметил, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (пункт 1 статьи 56 НК РФ); применение для целей налогообложения энергетических паспортов, составленных самим налогоплательщиком в ситуации, когда законодательством не установлены критерии для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений, сооружений свидетельствует о предоставлении индивидуальных налоговых льгот, что в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 56 НК РФ недопустимо.
При таких обстоятельствах, выводы ИФНС России N 23 по г. Москве в отношении доначисления Заявителю налога на имущество организаций за 2016 год в размере 174 457 468,00 руб. правомерны, поскольку в проверяемом периоде в отношении нежилых зданий законодательно не предусмотрено определение классов энергетической эффективности. Оспариваемым решением N 54916 от 13.06.2018 мера ответственности в виде штрафа к налогоплательщику не применялась.
Таким образом, с учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности требований Общества о признании недействительным решения от 13.06.2018 г. N 54916 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ООО "Кожуховская-Инвест".
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.02.2019 по делу N А40-273898/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.