г.Москва |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А40-135644/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Веклича Б.С.,
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-135644/18, принятое судьей Жбанковой Ю.В. (шифр 131-1039) в порядке упрощенного производства
по иску АО "ФПК"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании убытков,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 17 701 руб. 20 коп.
Решением суда от 18.02.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке ст.272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, истец оказывал услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 года по субъекту продажи: Архангельская область, Костромская область, Вологодская область и Республика Коми.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром сумме, размере неполученных средств.
Также факт предоставления льгот инвалидам и участникам ВОВ подтверждается копиями купонов кассира, подтверждающих продажу билетов, и копиями талонов, предоставленных в железнодорожные кассы в обмен на льготный проездной документ (билет).
Согласно учетным данным АСУ "Экспресс", сформированным по месту продажи льготных проездных документов (билетов), истцом при оказании услуг при перевозке железнодорожным транспортом граждан, в соответствии с Соглашением, недополучены доходы по субъекту продажи: Архангельская область, Костромская область, Вологодская область и Республика Коми в сумме 17 701,20 руб.
В добровольном порядке ответчиком требования истца не удовлетворены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что неисполнение Российской Федерацией в полном объёме своих обязательств по возмещению затрат, произведённых АО "ФПК" в связи с реализацией законно установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов, возложивших ответственность на Министерство РФ за счёт средств казны Российской Федерации, размер убытков истцом доказан.
Рассматривая спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и применил нормы материального права.
Доводы ответчика о неправильном применении условий Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993, отклоняются судом.
Действительно, с 01.01.2005 льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте дальнего следования внутреннего и международного сообщения российских граждан были заменены ежемесячными денежными выплатами в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Однако в силу ст.7 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставление льгот по льготному проезду некоторым категориям лиц, сохраняется в соответствии с действующим Соглашением стран СНГ "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним" от 12.03.1993.
Ответчик указывает, что правовых оснований для предоставления истцом ветеранам льготного проезда по территории РФ на основании листов талонов не имеется.
Между тем первично понятие самого права на пользование льготами у определённых категорий граждан, подтверждённое соответствующим документом удостоверением и их обращение в АО "ФПК" за его реализацией, а также правильность оформления процедуры предоставления льгот перевозчиком.
Талон - лишь дополнительный документ, предоставляющийся гражданами вместе с документом, удостоверяющим право на льготу, и подшивающийся к купону кассира. Номер удостоверения указан в проездном документе и в купоне кассира. Обязанность перевозчика оставлять копии удостоверений и проверять талоны никакими нормативно - правовыми актами не установлена.
Также, факт предоставления льгот по проезду льготных категорий граждан подтверждается данными автоматизированной системы продажи билетов "Экспресс" (АСУ - "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира; паспортных данных; категории льготы; номере удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки; номере проездного документа; маршруте поезда; общей стоимости проезда; сумме, подлежащей компенсации и т.п., а также платежными документами.
Использование данной системы для продажи проездных документов (билетов) предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473.
Целью Соглашения от 12.03.1993, как следует из его преамбулы и содержания, явилось взаимное признание государствами-участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, на льготы по проезду на соответствующих видах транспорта для обеспечения их передвижения по территории государств-участников Соглашения. Речь шла об обязательстве каждого государства-участника Соглашения признавать на территории своего государства право на льготный проезд соответствующими видами транспорта инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному Соглашению независимо от их места жительства. Это означало, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и при передвижении из одного государства в другое.
Кроме того, Экономический совет СНГ в своём решении об изготовлении льготных талонов на 2006 - 2010 годы для проезда по территориям государств -участников СНГ инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, а также лиц, приравненных к ним от 16.12.2005 считает целесообразным осуществить централизованное изготовление льготных талонов на 2006 - 2010 годы по заявкам и за счёт средств заинтересованных государств; просить правительства государств - участников Соглашения, осуществивших замену натуральных льгот на денежные выплаты, обеспечить реализацию данного Соглашения на территории их государств.
Российская Федерация, подписав Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность полного возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счёт средств федерального бюджета. Указанная обязанность обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путём его исполнения.
Бездействие государства заключается в том, что не был установлен порядок возмещения расходов, связанных с реализацией нормативных положений и не приняты соответствующие меры по полному возмещению таких расходов, и выражается в неисполнении обязанностей по компенсации АО "ФПК" (как организации исполнившей обязанности, установленные нормативным актом РФ) затрат по предоставлению упомянутых льгот, которые для АО "ФПК", являются реальным ущербом.
В соответствии со ст.ст.16 и 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счёт средств казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.1071 Гражданского кодекса РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п.3 ст.125 Гражданского кодекса РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Неисполнение Российской Федерацией в полном объёме своих обязательств по возмещению затрат, произведённых АО "ФПК" в связи с реализацией законно установленных льгот, свидетельствует о неправомерном бездействии государственных органов, возложивших ответственность на Министерство РФ за счёт средств казны Российской Федерации.
Главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с п.3 ст.158 БК РФ выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" споры о взыскании задолженности по предоставленным льготам являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
В соответствии с п.17 Постановления от 22.06.2006 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично - правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично - правовое образование (а не его органы либо должностные лица этих органов).
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Ответчиком же доказательств, свидетельствующих о необоснованности требований АО "ФПК" не представлено.
Данная позиция соответствует сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда РФ N 305-ЭС15-20067 от 08.04.2016 по делу N А40-212276/14, N 305-ЭС16-6554 от 13.05.2016 по делу N А40-143947/15, N 305-ЭС16-1077 от 22.03.2016 по делу N А40-26851/15, N 305-ЭС16-1430 от 31.03.2016 по делу N А40-67643/15).
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-135644/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.