г. Санкт-Петербург |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А56-161565/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Третьякова Н.О.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8085/2019) ЗАО "Совмортранс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу N А56-161565/2018 (судья Корж Н.Я.), принятое
по иску ОАО "Российские Железные Дороги"
к ЗАО "Совмортранс"
о взыскании,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 190013, г. Санкт-Петербург, Подъездной пер., д. 1, ОГРН: 1037739877295 (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Совмортранс", место нахождения: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д.9 каб. 402, этаж 4; ОГРН: 1027739349076, (далее - ответчик, АО "Совмортранс") о взыскании 118 002,36 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.02.2019 с учетом определения от 25.02.2019 об исправлении опечатки, исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, с января по май 2018 года на станцию Автово в адрес Акционерного общества "Совмортранс" следовали вагоны.
На промежуточных станциях Саперная, Куколь, Шушары Октябрьской ж.д. данные вагоны были задержаны в связи с неприемом станцией Автово, по причинам, зависящим от грузополучателя.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления поездов от движения, задержанные выгоны отправлены на станцию назначения.
Данные обстоятельства подтверждаются актами общей формы N N 6/1759, 6/1761, 6/1763, 6/1765, 6/1767, 6/1768, 6/237, 6/239, 6/242, 6/243, 6/245, 6/246, 6/248, 6/250, 6/253, 6/255, 6/257, 6/259, 5/600, 6/2096, 6/2098, составленными по прибытию на станцию назначения.
О задержке вагонов в пути следования и отправлении на станцию назначения ответчику были направлены извещения.
Пунктом 4.5 Правил эксплуатации предусмотрено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Факт нарушения грузополучателем технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов подтверждается памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов и актами общей формы.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, на основании статьи 39 Устава, АО "Совмортранс" начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 118 002,36 руб.
Направленные истцом в адрес ответчика претензии от 09.06.2018 N N ИСХ324/афто-2, ИСХ-326/афто-2, ИСХ-328/афто-2 с требованием оплатить задолженность, оставлены последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования истца обоснованными и документально подтвержденными как по праву, так и по размеру, удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция, рассмотрев материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы, установила следующее.
Отношения, возникающие между перевозчиком и грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) в случае неприема грузополучателем (владельцем пути необщего пользования) прибывающих в его адрес вагонов и их простоя на путях общего пользования регулируются статьей 39 УЖТ РФ, согласно которой за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава.
Если вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждены ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения.
Согласно статье 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажиров при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Суд первой инстанции, признав АО "Совмортранс" виновным в задержке спорных вагонов на промежуточных станциях, удовлетворил иск.
Между тем, судом не учтено следующее.
Согласно Актам общей формы N 6/1759; 6/1761; 6/1763; 6/1765; 6/1767; 6/1768 от 29.04.18 года, 20.04.2018 года в 16 часов 54 минуты на станции Саперная Окт. ж.д. в составе поезда N 3876 были задержаны 6 вагонов, следовавших в адрес АО "Совмортранс" на станцию назначения Автово.
В соответствии с пунктом 21.1. Договора N 2ЭП/17/2 от 15 мая 2017 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Автово, заключенного между ОАО "РЖД" и АО "Совмортрнас", учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, которые составляются на основании подписанных сторонами памяток приемосдатчика и письменных Уведомлений Контрагента.
Согласно Памятки приема-сдатчика N 170 от 19.04.2018 года, разгрузка вагонов, поданных в этот день на железнодорожный путь АО "Совмортранс" была окончена в 21 час 00 минут; при этом, согласно Памятке приема-сдатчика N171 от 20.04.2018 следующая партия вагонов были подана Истцом под разгрузку на железнодорожный путь ответчика только на следующий день - 20.04.2018 года в 18 часов 30 минут.
Следовательно, на момент начала задержки вагонов на станции Саперная (16 часов 54 минуты 20.04.18), выгрузка вагонов ответчиком не производилась, железнодорожный путь АО "Совмортранс" был свободен.
Таким образом, 19.04.2018 ответчиком не допущено нарушение технологических норм выгрузки грузов из вагонов.
Согласно Актам общей формы N 6/2096 и 6/2098 от 13.05.18 года, 03.05.2018 года в 16 часов 21 минуту на станции Шушары ОКТ. Ж.д. в составе поезда N 3878 были задержаны 2 вагона, следовавшие в адрес АО "Совмортранс" на станцию назначения Автово.
Согласно Памятке приема-сдатчика N 187 от 03.05.2018 года разгрузка вагонов, поданных в этот день на железнодорожный путь АО "Совмортранс" была окончена в 05 час 00 минут; при этом, согласно Памятке приема-сдатчика N188 от 04.05.2018, следующая партия вагонов была подана истцом под разгрузку на железнодорожный путь ответчика только на следующий день - 04.05.2018 года в 03 часа 00 минут.
Следовательно, на момент начала задержки вагонов на станции Шушары (16 часов 21 минута 03.05.18 года) железнодорожный путь АО "Совмортранс" был также свободен; задержка подачи вагонов со стороны ОАО "РЖД" на железнодорожный путь ответчика, составила 22 часа 00 минут.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что неправомерным начисление истцом платы по 6 вагонам, задержанным 20.04.2018 (22 004,64 руб.) и по 2 вагонам, задержанным 03.05.2018 (8 507,80 руб.)
В связи с чем, требование истца подлежит удовлетворению в размере 87 489,92 руб.
Названные обстоятельства являются основанием для изменения принятого судом первой инстанции судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2019 по делу N А56-161565/2018 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Совмортранс" в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 87 489,92 руб. платы и 3 366 руб. расходов по госпошлине.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Н.О. Третьякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.