Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2019 г. N Ф06-51217/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А55-24885/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Сергеевой Н.В., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя публичного акционерного общества "АВТОВАЗ" - Здорновой Е.А (доверенность от 03.10.2018),
представитель Государственного учреждения - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 - не явился, извещен надлежащим образом,
представитель Вчасова М.А. - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2019 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2019 года по делу N А55-24885/2018 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Государственного учреждения - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10, г.Тольятти Самарской области,
к публичному акционерному обществу "АВТОВАЗ" (ИНН 6320002223, ОГРН 1026301983113), г.Тольятти, Самарской области,
третье лицо:
Вчасов М.А.,
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 10 (далее - Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "АВТОВАЗ" (далее - общество, ПАО "АВТОВАЗ") о взыскании излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности в сумме 1 473,11 руб. (л.д.4-8).
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Вчасов М.А. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.02.2019 по делу N А55-24885/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.96-103).
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.110-115).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Фонда социального страхования и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ПАО "АВТОВАЗ" в силу положений статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) является страхователем и состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 10 Государственного учреждения - Самарского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации.
В рамках реализации пилотного проекта в 2016 году Обществом в адрес Фонда социального страхования направлен реестр на оплату листка нетрудоспособности N 205338545432 на Вчасова М.А. (СНИЛС 05800982665), для расчета пособий по которым использовался заработок работника за 2014 год в размере 440 574,39 руб. и за 2015 год в размере 634 793,05 руб. (с учетом данных сумм среднедневной заработок для оплаты листов нетрудоспособности составил 1 473,11 руб.).
В ходе проведения проверки Фондом социального страхования установлена переплата в сумме 1473,11 руб. в связи с тем, что работодатель - ПАО "АВТОВАЗ" в реестре сведений неверно указал средний заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, а также не отразил дни по простою, в результате чего произошли излишне понесенные страховщиком затраты.
Из рассматриваемого заявления следует, что 18.05.2016 в филиал N 10 ГУ-СРО ФСС РФ страхователем ПАО "АВТОВАЗ" направлен реестр на оплату листка нетрудоспособности на Вчасова М.А.
Фонд социального страхования в обоснование требований ссылается на следующие данные и расчет убытков в виде переплаты пособия по нетрудоспособности: N 205338545432, за период оплаты 01.05.2016-10.05.2016 начислено 14731,1 р., платежным поручением N 790591 от 20.05.2016, итого сумма переплаты 1473,11 руб.
Как указывает Фонд социального страхования, в данном реестре не были отражены дни нахождения застрахованного лица в простое, страхователь оплатил за свой счет не 3 дня болезни, как положено по законодательству, а только 2 дня.
В 2017 году ПАО "АВТОВАЗ" письмом от 23.03.2017 N 42530/354 направило уточняющие сведения по некоторым своим работникам, в том числе и по Вчасову М.А.
Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда, а в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 9 пособие по временной нетрудоспособности за период простоя, начавшегося ранее периода временной нетрудоспособности, застрахованному лицу не назначается.
Исходя из вышеизложенного, пособие по временной нетрудоспособности по л/н N 205338545432 Вчасову М.А. (период нетрудоспособности с 28.04.2016 по 10.05.2016) ПАО "АВТОВАЗ" рассчитывало следующим образом:
- с 28.04.2016 по 28.04.2016 (1 календарный день -неоплачиваемый простой);
- с 29.04.2016 по 30.04.2016 (2 календарных дня - оплата за счет средств работодателя) в сумме 2 946,22 руб.;
- с 01.05.2016 по 03.05.2016 (3 календарных дня - оплата за счет средств Фонда) в сумме 4 419,33 руб.;
- с 04.05.2016 по 05.05.2016 (2 календарных дня - неоплачиваемый простой);
-с 06.05.2016 по 10.05.2016 (5 календарных дней - оплата за счет средств Фонда) в сумме 7 365,55 руб.
Указанный порядок расчета пособий, в части оплаты первых трех дней нетрудоспособности, совпавших со временем простоя, соответствовал подходу, изложенному Фондом социального страхования в письме N 03- 43/03/12471 от 30.04.2013 (приложение 1), в связи с чем применялся в Обществе, а также принимался Фондом социального страхования на протяжении длительного периода времени.
В данном письме Фонд социального страхования разъяснил, что в случае, если листок нетрудоспособности выдан с 4 по 19 апреля включительно, а дни - 4,5 апреля являются для работников временем простоя, пособие по временной нетрудоспособности назначается за период с 6 апреля, при этом 6 апреля является 3-м днем нетрудоспособности, в связи с чем оплачивается за счет средств работодателя, а с 7 апреля соответственно днями нетрудоспособности, пособие за которые выплачивается за счет средств бюджета ФСС РФ.
В ответ на обращение ПАО "АВТОВАЗ" от 12.04.2018 за разъяснениями о порядке расчета пособий по нетрудоспособности в связи с простоем, Государственное учреждение - Самарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации письмом от 24.04.2018 (приложение 2) отменило дальнейшее применение письма филиала N 10 ФСС от 30.04.2013 и указало на необходимость исчисления первых 3-х дней нетрудоспособности, оплачиваемых за счет средств работодателя, в период, следующий за днями простоя, тем самым косвенно подтвердив правомерность распространения разъяснений филиала на правоотношения, имевшие место в период до 24.04.2018.
Доводы заявителя о том, что факт выдачи листка нетрудоспособности на период с 28.04.2016 по 10.05.2016 был обнаружен лишь после осуществления оплаты пособия, а также о том, что в ходе проведенного мониторинга было выяснено, что оплата за счет работодателя была произведена только за два рабочих дня, то есть после получения уточнений от Общества, не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Вся информация по листкам нетрудоспособности отражается в информационной системе, используемой для расчета выплачиваемых пособий, сведения из которой направляются в Фонд социального страхования в соответствующих реестрах.
Информация по л/н N 205338545432 в полном объеме была отражена и передана Страховщику в реестре сведений от 18.05.2016, где также указано, что общая сумма пособия составила 14 731,10 руб., из которых 2946,22 руб. подлежали оплате за счет средств работодателя (что соответствует двум дням оплаты) и 11 784,88 руб. - за счет средств Фонда социального страхования.
Таким образом, реестр сведений по л/н N 205338545432, направленный в адрес Фонда социального страхования, не содержал какой-либо недостоверной информации относительно общего количества дней нетрудоспособности работника, а также относительно количества дней, подлежащих оплате за счет средств работодателя.
Поскольку спецификация на обмен данными в электронном виде о факте, параметрах нетрудоспособности и других сведениях для расчета пособий и осуществления их выплат (версия 1.7.2), разработанная Фондом и действующая до 13.07.2016, не предусматривала возможности отражения в них неоплачиваемых периодов, расхождения в суммах назначаемых и подлежащих выплате пособий регулировались между Страхователем и Страховщиком согласно п.7 Положения, а именно путем направления Фондом (в течение 5 рабочих дней после получения реестра сведений) запроса в адрес Страхователя и предоставления последним дополнительной информации, влияющей на размер пособия.
Запрос Фонда социального страхования о необходимости подтвердить заработную плату Вчасову М.А., а также уточнить период оплаты по листку нетрудоспособности N 205338545432 от 28.04.2016 был направлен в ПАО "АВТОВАЗ" 01.03.2017 и 23.03.2017 (приложение 4), в связи с чем Общество незамедлительно письмами N 42530/316 от 02.03.2017 и N 42530/354 от 23.03.2017 (приложение 5) направило в адрес Фонда социального страхования дополнительную истребуемую информацию.
Данный факт послужил основанием для предъявления Фондом социального страхования обществу претензии от 09.07.2018 N 07-11/01/1869 о возмещении расходов в виде излишне перечисленных по обязательному социальному страхованию в сумме 1 473,11 руб., которая обществом оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Фонда социального страхования в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2016 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Самарская область с 01.07.2015 участвует в реализации пилотного проекта, предусматривающего особый порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, с 01.07.2015 в Самарской области был изменен порядок осуществления страхового возмещения застрахованным лицам, а именно отношения между Страхователем и Страховщиком регулируются Постановлением Правительства от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление).
Данным Постановлением утверждено Положение "Об особенностях назначения и выплаты в 2012-2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом социального страхования Российской Федерации.
Страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, у которых среднесписочная численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют в пятидневный срок в территориальный орган ФСС по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным Фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются Фондом (п.4).
Реестр сведений заполняется в соответствии с Приказом ФСС РФ от 15.06.2012 N 223 "Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения" (далее - ФСС РФ от 15.06.2012 N 223).
В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.
Согласно пункта 4 и 8 Положения решение о назначении и выплате соответствующего вида пособия принимается Фондом после получения от страхователя заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений, форма и порядок заполнения которых утверждаются Фондом.
Пунктом 16 Положения установлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при заболевании выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета ФСС РФ.
Исходя из статьи 15.1 Закона N 255-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведении, содержащихся в документах, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, а в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу, в том числе, за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.
В пункте 5 части 1 статьи 9 Закона N 255-ФЗ указано, что также пособие по временной нетрудоспособности не назначается за период простоя, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 7 данного Федерального закона.
В силу части 7 статьи 7 Закона N 255-ФЗ в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
Согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые 3 дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда, а в соответствии с подпункта 5 пункта 1 статьи 9 пособие по временной нетрудоспособности за период простоя, начавшегося ранее периода временной нетрудоспособности, застрахованному лицу не назначается.
В соответствии с пунктом 16 Положения ответственность за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера, несет страхователь в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона N 255-ФЗ установлено, что в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб.
В соответствии со статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Данная норма указывает на то, что выплата пособия по временной нетрудоспособности носит компенсационный характер и выплачивается, в том числе, вместо причитающейся работнику заработной платы (в рассматриваемом случае - это оплата двух третей средней заработной платы работника за простой по вине работодателя).
Выплата одновременно заработной платы и пособия за период временной нетрудоспособности законом не предусмотрена, поскольку и заработная плата, и пособие по временной нетрудоспособности - это выплаты в пользу работника, имеющие одинаковые цели.
Пунктом 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Поскольку листок нетрудоспособности работнику выдан, начиная с того дня, за который он получил две трети средней заработной платы, это не изменяет общий порядок определения периода нетрудоспособности, который начинается с даты открытия больничного листа, то есть, за первые три дня нетрудоспособности заработная плата (в соответствующем размере) или пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателя, за остальные дни - за счет средств Фонда обязательного социального страхования.
В рассматриваемом случае факт наступления страхового случая подтвержден листком нетрудоспособности, выданным Вчасову М.А. лечебным учреждением, правомерность выдачи листка нетрудоспособности Фондом социального страхования не оспаривается.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что факт нахождения указанного лица в простое в период его временной нетрудоспособности не изменяет порядок исчисления периода нетрудоспособности, следовательно, требование Фонда социального страхования о необходимости оплатить сумму излишне выплаченного пособия в сумме 1 473,11 руб. суд первой инстанции правомерно признал необоснованным, поскольку указанная переплата у Фонда социального страхования возникла не по вине ПАО "АВТОВАЗ".
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу статьи 15 ГК РФ для того, чтобы наступила гражданско-правовая ответственность за причинение вреда, в частности, в виде возмещения убытков, необходимо установить факт наступления вреда, его размер, противоправность поведения причинителя вреда, его вину, а также причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
Следовательно, убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его неимущественного или имущественного права. Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков или причиненного вреда, возможна при наличии определенных условий гражданско-правовой ответственности: совершение причинителем вреда незаконных действий (бездействия); наличие у субъектов гражданского оборота убытков с указанием их размера; наличие причинной связи между неправомерным поведением и возникшими убытками или вредом; наличие вины лица, допустившего правонарушение. Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены в главе 59 ГК РФ.
Таким образом, при обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в результате неисполнения или ненадлежащего выполнения физическим и юридическим лицами обязанностей по представлению сведений, содержащихся в документах, необходимых для установления и выплаты пособий, Фонду необходимо доказать совокупность следующих условий: факт причинения вреда; противоправность действий причинителя вреда в виде неисполнения или ненадлежащего исполнение обязательств по представлению сведений (представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений); юридически значимую причинную связь между поведением причинителя вреда и наступившим вредом. Из указанного следует, что требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при наличии всей совокупности указанных выше условий.
Основанием для применения указанной ответственности является обязательное наличие состава правонарушения, включающего противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного ущерба и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и неблагоприятными последствиями, возникшими у истца. Отсутствие одного из названных условия влечет отказ в возмещении убытков.
В рассматриваемом случае действия общества не находятся в причинно-следственной связи с фактом излишне выплаченного Фондом социального страхования пособия по временной нетрудоспособности Вчасова М.А., поскольку сумма пособия, рассчитанная ПАО "АВТОВАЗ" с учетом дней неоплачиваемого простоя и указанная в реестре сведений направленном, в адрес Фонда социального страхования, составляла 14731,10 руб., что в свою очередь свидетельствует об отсутствии противоправности действий ПАО "АВТОВАЗ", а недостоверность представленных сведений, на которую ссылается Фонд, не подтверждается материалами дела.
Расчет пособия с помощью программного обеспечения не снимает обязанности с Фонда социального страхования правильно рассчитать и выплатить пособие, им должны приниматься надлежащие и своевременные меры по проверке расчета и выплате пособия до его выплаты физическому лицу - работнику в случаях расхождения сумм пособия, рассчитанных Фондом и представленным размером пособия, отраженным страхователем в реестре. То обстоятельство, что строки "Сумма пособия за счет средств работодателя", "За счет средств ФСС РФ" не являются обязательными, не снимает обязанности с Фонда социального страхования учитывать и принимать во внимание отраженные в них сведения в случае их отражения страхователем, иначе теряется смысл того, что в форме реестра, подлежащей заполнению страхователем, предусмотрены соответствующие разделы. Суд полагает, что данные графы реестра хотя и не являются обязательными для заполнения, однако их введение направлено как раз на обеспечение контроля со стороны Фонда и возможного исключения излишней выплаты пособия застрахованному лицу.
Ссылка Фонда социального страхования на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием других лиц.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Фонд социального страхования вопреки требованиям части 1 статьи 65 АПК РФ не доказал правомерность и обоснованность заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод Фонд социального страхования, изложенный в апелляционной жалобе, что в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ Страхователем не выполнено обязательство по оплате первых трех дней временной нетрудоспособности Вчасова М.А.
ПАО "АВТОВАЗ" указывает, что первый день нетрудоспособности указанного лица совпал с днем простоя в организации, что не может изменить порядок исчисления периода нетрудоспособности.
Действительно, подпунктом 1 пункта 2 статьи Закона N 255-ФЗ установлено, что пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пособие по временной нетрудоспособности, равно как и оплата двух третей средней заработной платы работника за простой по вине работодателя - это выплаты в пользу работника, имеющие одинаковые социальные цели, носящие компенсационный характер и выплачиваемые, в том числе, вместо причитающейся работнику заработной платы.
Поскольку листок нетрудоспособности работнику выдан, начиная с того дня, за который он получил две трети средней заработной платы, это не изменяет общий порядок определения периода нетрудоспособности, который начинается с даты открытия больничного листа, то есть, за первые три дня нетрудоспособности заработная плата (в соответствующем размере) или пособие по временной нетрудоспособности выплачиваются за счет средств работодателя, за остальные дни - за счет средств Фонда обязательного социального страхования.
Таким образом, первый день нетрудоспособности (28.04.2016), когда был открыт больничный лист, был оплачен за счет средств работодателя в виде двух третей заработной платы, а за второй и третий дни временной нетрудоспособности (29.04.2016 и 30.04.2016), когда работник фактически не вышел на работу и утратил заработок в связи с болезнью, работодателем было выплачено пособие по временной нетрудоспособности.
Следовательно, ПАО "АВТОВАЗ" оплатил три первых дня временной нетрудоспособности своего работника, после чего его обязанность по оплате следует признать оконченной согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона N 255-ФЗ, а далее (с 01.05.2016) пособие по временной нетрудоспособности должно выплачиваться за счет средств Фонда обязательного социального страхования.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования Фонда социального страхования не подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 февраля 2019 года по делу N А55-24885/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.