г. Челябинск |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А07-29289/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Костина В.Ю., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонченко Д.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ленинградская 31" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2019 по делу N А07-29289/2018 (судья Искандаров У.С.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" - Аюпов Ш.Т. (паспорт, доверенность от 03.07.2018).
Товарищество собственников жилья "Ленинградская 31" (далее - заявитель, ТСЖ "Ленинградская 31", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - заинтересованное лицо, Госкомитет, Госкомжилстройнадзор РБ) о признании незаконными действия (бездействия) Госкомитета в части нарушения установленного порядка действий при поступлении сведений о прекращении договора управления многоквартирным домом с лицензиатом - обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - ООО "Жилкомзаказчик") от другого лица в связи с изменением способа управления многоквартирного домом, в том числе бездействия, выразившегося в непроведении внеплановой проверки и неисключении многоквартирного дома N 31 по ул. Ленинградская в г. Салават из реестра лицензий Республики Башкортостан из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик" и обязать Госкомитет провести внеплановую проверку по факту поступления сведений от Товарищества о прекращении договора управления многоквартирным домом с лицензиатом - ООО "Жилкомзаказчик", в связи с изменением способа управления многоквартирным домом N 31 по ул. Ленинградская в г. Салават на способ управления - Товарищество собственников жилья, и по результатам проведенной внеплановой проверки принять законное и обоснованное решение по вопросу исключения многоквартирного дома N 31 по ул. Ленинградская в г. Салават из реестра лицензий Республики Башкортостан из перечня многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Жилкомзаказчик".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик" (далее - третье лицо, ООО "Жилкомзаказчик").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.01.2019 (резолютивная часть решения объявлена 24.01.2019) в удовлетворении требований отказано.
ТСЖ "Ленинградская 31" (далее также - податель жалобы) не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ТСЖ "Ленинградская 31" учитывая непредставление ООО "Жилкомзаказчик" в орган жилищного надзора в установленный ч.2 ст.198 ЖК РФ срок сведений о прекращении договора управления с собственниками многоквартирного дома N 31 по ул.Ленинградская в г.Салават, а также на основании поступившего в орган жилищного надзора письменного заявления от Товарищества собственников жилья "Ленинградская 31" об изменении способа управления многоквартирным домом N 31 по ул.Ленинградская в г.Салават, Государственный Комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обязан был провести внеплановую проверку и по ее результатам внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений.
Также податель жалобы считает, что указание суда первой инстанции на то, что на обращение ТСЖ "Ленинградская 31" от 28.08.2018 Госкомитетом направлен ответ N 25813 от 31.08.2018 и исходя из этого несогласие заявителя с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий Госкомитета, необоснованно, так как ТСЖ "Ленинградская 31" не согласно не с содержанием ответа Госкомитета, а не согласно с бездействием органов Госкомитета, выражающимся в невыполнении требований части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, так как суд не удовлетворил ходатайство представителя заявителя об объединении дел по рассматриваемому заявлению и по заявлению ТСЖ "Ленинградская 31" о признании незаконным и отмене Приказа Государственного Комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору Республики Башкортостан от 12.11.2018, которым отказано во внесении изменений в реестр лицензий РБ (дело N А07-36365/2018), поданному уже в процессе рассмотрения первого заявления ТСЖ "Ленинградская 31".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции ООО "Жилкомзаказчик" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заявитель, заинтересованное лицо не явились. С учетом мнения третьего лица в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель третьего лица, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав пояснения третьего лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ТСЖ "Ленинградская 31" обратилось в Госкомжилстройнадзор РБ с заявлением N 18225 от 28.08.2018 о том, что изменен способ управления многоквартирного дома (далее - МКД) N31 по ул. Ленинградская в г.Салават. Собственники отказались от договора управления с ООО "Жилкомзаказчик" с 01.09.2018 и выбрали способ управления МКД - товарищество собственников жилья. В этом же обращении просило исключить данный МКД из реестра лицензий ООО "Жилкомзаказчик" (л.д.44).
Письмом N 25813 от 31.08.2018 Госкомитет сообщил заявителю, что для внесения изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан, управляющей организации необходимо направить в Госкомитет заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан (л.д.46).
14.09.2018 N 19652 заявитель также обратился в Госкомитет с заявлением об исключении МКД N 31 по ул. Ленинградская г. Салават РБ из перечня МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "Жилкомзаказчик" из реестра лицензий по тем же доводам.
Письмом N 30361 от 12.10.2018 Госкомжилстройнадзор РБ сообщил о необходимости соблюдения части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3 Порядка о внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N938/пр (л.д.57).
Полагая, что Госкомитет бездействует и не исполняет требования части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Товарищества, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии со стороны Госкомитета бездействия, действия Госкомжилстройнадзора РБ соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поступившие заявления Госкомитетом рассмотрены и на них даны ответы, нарушение установленного порядка действий не установлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 7 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
В соответствии со статьей 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1). В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2). Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3). При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи (часть 4). Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 этого Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 Кодекса (часть 6).
Согласно пункту 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В пункте 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе.
В соответствии с частью 2 названной статьи в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 7 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) копию договора управления многоквартирным домом;
г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществлен.
Таким образом, поскольку заявителем не было представлено в Госкомитет заявление о внесении изменений в реестр лицензий Республики Башкортостан и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Порядка N 938/пр, внеплановую проверку в отношении лицензиата - ООО "Жилкомзаказчик" провести не представлялось возможным.
Вышеприведенные нормы обязывают заявителя исполнить требования Порядка N 938/пр. Госкомитет обязан провести внеплановую проверку только после того, как заявителем будут исполнены требования части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как уже отмечалось выше, в соответствии с частями 7, 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Порядка N 938/пр, проверка, а также изменения в реестр вносятся только на основании заявления, то есть действующим законодательством установлен определенный порядок, регулирующий внесение и исключение из реестра лицензий Республики Башкортостан.
Как установлено судом первой инстанции, указанный порядок заявителем не соблюден.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию также относится нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что на обращение ТСЖ "Ленинградская 31" от 28.08.2018 N 18225 Госкомитетом направлен ответ N 25813 от 31.08.2018, на обращение от 14.09.2018 N 19652 - направлен ответ N 30361 от 12.10.2018.
Таким образом, Госкомжилстройнадзор РБ рассмотрел обращения ТСЖ "Ленинградская 31" и дал на них ответы, в установленные законом сроки.
Несогласие заявителя с содержанием ответов не свидетельствует о незаконности действий Госкомитета при рассмотрении обращений.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно не установлено наличие несоответствующего действующему законодательству, в том числе статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, бездействия со стороны Госкомитета и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, действия Госкомжилстройнадзора РБ соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поступившие заявления Госкомитетом рассмотрены и на них даны ответы, нарушение установленного порядка действий не установлено.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном отказе судом первой инстанции в объединении дел N А07-29289/2018 и А07-36365/2018 в одно производство, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в материалы дела отсутствует ходатайство ТСЖ "Ленинградская 31" об объединении указанных дел в одно производство.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату апеллянту из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.01.2019 по делу N А07-29289/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Ленинградская 31" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Ленинградская 31" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.02.2019 N 1.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.