г. Москва |
|
16 мая 2019 г. |
Дело N А40-315970/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2019 по делу N А40-315970/18, принятое судьей Лежневой О.Ю., по иску ООО "Мосрегионтранс" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 444 273 рублей 26 копеек,
без вызова сторон,
УС Т А Н О В И Л:
Иск заявлен обществом с ограниченной ответственностью "Мосрегионтранс" (далее - истец, ООО "Мосрегионтранс") к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании пени за нарушение нормативных сроков доставки грузов в размере 444 273 рубля 26 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2019 исковые требования удовлетворены частично в размере 230 000 рублей с учетом применения положений статьи 333 ГК РФ.
Судебный акт мотивирован тем, что ответчиком как перевозчиком нарушены нормативные сроки доставки грузов, что является основанием для взыскания установленной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта неустойки.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда города Москвы изменить, в удовлетворении исковых требований в части взыскания 234 215 рублей 37 копеек отказать.
Податель апелляционной жалобы указал, что судом первой инстанции необоснованно отклонен довод ответчика о неправомерном начислении пени в связи с задержкой вагонов, связанной с устранением технической неисправности; в связи с увеличением срока доставки связанной с прохождением вагонов через станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность вынесенного решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2019 года не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, ОАО "РЖД" по железнодорожным накладным приняло к перевозке 70 вагонов.
Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза в период июнь 2018 года, вагоны прибыли на станции назначения с нарушением нормативного срока доставки груза, что подтверждается представленными в дело железнодорожными накладными.
В связи с нарушением ответчиком срока доставки груза, истцом начислены пени в размере 444 273 рубля 26 копеек.
23.11.2018 ответчику была передана претензия N 89/ПК от 23.11.2018, а поскольку она не была удовлетворена, последовало обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт просрочки доставки грузов по спорным железнодорожным накладным, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования с учетом ходатайства ответчика о применении статьи 333 ГК РФ.
Довод апелляционной жалобы об увеличении срока доставки вагонов в соответствии с пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов N 245 подлежит отклонению ввиду следующего.
Пунктом 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N245) предусмотрено, что срок доставки грузов увеличивается на все время задержки грузов в пути следования, связанной с исправлением их технического и коммерческого состояния, возникшего по не зависящим от перевозчика причинам.
В соответствии со статьей 20 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик. Поэтому именно перевозчик отвечает за техническую неисправность; для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать то, что техническая неисправность возникла по причине, от него независящей.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.
В силу статьи 29 Устава к таким обстоятельствам относятся обстоятельства непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ наличие такого рода обстоятельств обществом "РЖД" не доказано.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11637/12 самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза недостаточно. Выявление технической неисправности вагона в пути следования, обоснованность задержки вагона для его необходимого ремонта не освобождает перевозчика от ответственности за техническую неисправность. Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую (коммерческую) пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать техническую исправность (коммерческую пригодность) вагонов в пути следования.
Доказательств того, что неисправность вагонов возникла по причинам, не зависящим от перевозчика, ответчиком не представлено.
Довод ответчика о том, что истцом не учтен факт следования вагонов через станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла, суд апелляционной инстанции признает необоснованным в виду следующего.
Согласно пункту 2 Правил N 245 нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные.
В пункте 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 39 расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
В соответствии с пунктом 5.9 Правил N 245, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных настоящими Правилами, увеличиваются на одни сутки при отправлении грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы.
В спорных железнодорожных накладных указан срок доставки груза, рассчитанный перевозчиком в соответствии с Правилами N 245.
Для применения пункта 5.9 Правил N 27, допускающего увеличение сроков доставки грузов на 1 сутки при отправке грузов с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытии грузов на железнодорожные станции этих узлов или при следовании грузов транзитом через эти узлы, перевозчик (ответчик) должен доказать, что маршрут следования грузов транзитом через станции Московского и Санкт-Петербургского узлов является кратчайшим маршрутом. Отклонение перевозчика от кратчайшего маршрута не должно влиять на сроки доставки грузов; в случае такого отклонения с целью следования через станции Московского и Санкт-Петербургского узлов правило об увеличении сроков доставки грузов на 1 сутки не подлежит применению.
По перевозкам, перечисленным заявителем апелляционной жалобы в связи с необходимостью применения пункта 5.9 Правил N 27, ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что маршрут следования порожних вагонов транзитом через станции Санкт-Петербургского железнодорожного узла являлся кратчайшим маршрутом, на основании чего довод жалобы подлежит отклонению.
Увеличение срока доставки груза по причинам, не зависящим от истца, не должно влиять на срок доставки груза, поскольку, по сути, является односторонним изменением договора.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и принял законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2019 года по делу N А40-315970/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.