город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2019 г. |
дело N А53-1524/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем Коноплевым И.А., при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - представитель Чернявский В.А., доверенность от 09.01.2019, паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2019 по делу N А53-1524/2019 по иску акционерного общества "Теплокоммунэнерго" (ОГРН 1166196063307, ИНН 6165199445) к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745) о взыскании задолженности, пени принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплокоммунэнерго" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 160 970,27 руб. задолженности за тепловую энергию, потребленную в августе-сентябре 2018 года, 9 212,48 руб. пени за период с 21.09.2018 по 11.01.2018.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2019 с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Теплокоммунэнерго" взыскано 160 970,27 руб. задолженности за тепловую энергию, потребленную в августе-сентябре 2018 года, 9 212,48 руб. пени за период с 21.09.2018 по 11.01.2018, а также 6 105 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в соответствии с ч. 9.3 статьи 15 ФЗ N 190 "О теплоснабжении", применить ставку в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы. Ответчик имеет статус не как потребителя, а как организации, осуществляющей теплоснабжение, истцом неверно применен и рассчитан размер пени с учетом положений ч. 9.1 статьи 15 ФЗ N 190 "О теплоснабжении". К ответчику подлежит применению не положения части 9.1 статьи 15 ФЗ N 190 "О теплоснабжении", а положения части 9.3, так как ФГБУ "ЦЖКУ" не относится к потребителю тепловой энергии, а имеет статус организации, осуществляющей теплоснабжение. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение для объектов Минобороны России, что подтверждается Приказом Министра обороны N 155 от 02.03.2017, актом приема-передачи объектов, а также заключенным с истцом государственным контрактом. Расчет истца исходя из ставки 1/130 является необоснованным. Кроме того, ответчик подлежит освобождению от оплаты государственной пошлины, что подтверждается позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации N 307-ЭС16-15395 от 09.03.2017 по делу N А21-6452/2015.
В отзыве на апелляционную жалобу акционерное общество "Теплокоммунэнерго" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Как следует из отзыва, истец исполнил свои обязательства по поставке тепловой энергии, ответчик обязан оплатить истцу пени согласно части 9.1 статьи 15 ФЗ "О теплоснабжении". ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеет статус управляющей компании (организации) и не является исполнителем коммунальных услуг для граждан, проживающих в МКД. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД в Государственной жилищной инспекции Ростовской области не получало. На официальном сайте ГЖИ РО в перечне управляющих компаний (организаций) - лицензиатов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Ростовской области организация ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отсутствует. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлены документы, свидетельствующие о наличии каком-либо законном праве у ответчика источника тепловой энергии, либо при отсутствии такого, договоры о приобретении тепловой энергии в целях её дальнейшей продажи потребителям и (или) документы, свидетельствующие о наличии у ответчика тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителей - точек поставки, также не представлены доказательства оказания коммунальных услуг в качестве управляющей организации. С 05.12.2015 при расчете неустойки необходимо руководствоваться положениями пункта 9.1 статьи 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Кроме того, если учреждение находится в договорных отношениях, выступает в качестве истца (ответчика) по требованиям, вытекающим из обязательственных правоотношений, не выполняет функции государственного органа, органа местного самоуправления, а является государственным (муниципальным) заказчиком, то такое учреждение не подлежит освобождению от оплаты государственной пошлины на основании пп. 1 п.1 статьи 333.37 НК РФ.
Истец в судебное заседание явки не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанного лица.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, 12.10.2018 между АО "Теплокоммунэнерго" (теплоснабжающая организация) и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (абонент) заключён государственный контракт N 235/5, по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель и горячую воды по каждому адресу на условиях договора, а абонент обязуется оплачивать потребленные тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду в установленные сроки, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в их ведении энергетических систем и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потребителем тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды.
Согласно пункту 6.1 договора N 235/5 расчеты за потребленную тепловую энергию и теплоноситель производятся по тарифам, утвержденным Региональной службой по тарифам Ростовской области. Расчетным периодом за отпущенную абоненту тепловую энергию является один календарный месяц (пункт 6.2. контракта).
Окончательный расчет за фактически потребленные энергоресурсы производится ответчиком до 20 числа месяца, следующего за расчетным, на основании платёжно-расчётных документов (счёт-фактура, акт приема-передачи), выставленных истцом (пункт 6.2 договора).
Во исполнение принятых на себя обязательств в период август - сентябрь 2018 года истцом поставлена тепловая энергия ответчику на общую сумму 160 970,27 руб., что подтверждается ведомостями отпуска тепловой энергии, актами.
Ответчиком потребленная тепловая энергия не оплачена.
Нарушение обязательства по оплате тепловой энергии, потреблённой в августе - сентябре 2018 года послужило основанием для обращения акционерного общества "Теплокоммунэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности в сумме 160 970,27 руб., пени, рассчитанной в размере, предусмотренном ч. 9.1 ст. 15 ФЗ "О теплоснабжении" в сумме 9 212,48 руб. за период с 21.09.2018 по 11.01.2018.
Договор, заключенный между сторонами является договором энергоснабжения, отношения по которому регулируются нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом (потребителем) количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Факт надлежащего исполнения истцом своих обязательств по контракту и наличие у ответчика задолженности в заявленном размере подтверждается представленным в материалы дела договором теплоснабжения, ведомостями отпуска тепловой энергии, актами.
Поскольку доказательств оплаты тепловой энергии, потребленной в спорный период, ответчик не представил, постольку суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в части основного долга в сумме 160 970,27 руб.
Требования истца о взыскании пени за период с 21.09.2018 по 11.01.2018 в размере 9 212,48 руб., судом также рассмотрены и обоснованно признаны подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в соответствии с которой потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридпатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Указанием ЦБ РФ от 11.12.2015 N 3894-У, значение ставки рефинансирования Банка России с 1 января 2016 года приравнено к значению ключевой ставки Банка России.
Расчет пени судом проверен и признан верным. Оснований для снижения размера пени согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлено и ответчиком об этом не заявлено.
В апелляционной жалобе ответчик указал, что расчет пени необходимо рассчитывать исходя из части 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Расчет пени исходя из части 9.3. статьи 15 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" применим для управляющих организаций, приобретающих тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, а ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" не является исполнителем коммунальных услуг населению, в связи с вышеизложенным расчет суммы пени с данным абонентом производится согласно части 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с которой потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области теплоснабжения в Российской Федерации определены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 настоящего закона, к отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С 05.12.2015 вступили в действие изменения, внесенные в статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Данная статья дополнена пунктом 9.1, в соответствии с положениями которого, потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Данный закон принят в целях усиления платежной дисциплины потребителей энергоресурсов и содержит необходимый комплекс мер, позволяющих системно воздействовать на негативную ситуацию в сфере расчетов за теплоснабжение.
Таким образом, данные нормы с 05.12.2015 являются обязательными для применения всеми субъектами, заключающими договор теплоснабжения, при том, что они учитывают и регулируют вопросы, в том числе, статуса субъектов этих отношений.
При толковании новой редакции нормы статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" законодатель установил общее правило об ответственности потребителей в виде пени в размере одной стотридцатой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Фактически позиция ответчика сводится только к письменным пояснениям без представления доказательств в обоснование своей позиции.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не представлены документы, свидетельствующие о наличии на каком-либо законном праве у ответчика источника тепловой энергии, либо при отсутствии такого, договоры о приобретении тепловой энергии в целях ее дальнейшей продажи потребителям и (или) документы, свидетельствующие о наличии у ответчика тепловых сетей, с помощью которых обеспечивается передача такой тепловой энергии до потребителей - точек поставки.
В связи с чем, доводы ответчика о применимости к спорным отношениям размера пени, установленного пункта 9.3. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отклоняются апелляционным судом.
Приведенная обществом судебная практика не имеет отношения к рассматриваемому спору и касается иной правовой ситуации.
На основании изложенного с 05.12.2015 при расчете неустойки необходимо руководствоваться положениями пункта 9.1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" исходя из расчета 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что аналогичные выводы суда первой инстанции сделаны на основании анализа представленных сторонами доказательств с учетом принципа состязательности сторон в рамках судебного процесса.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы в части необоснованного взыскания судом первой инстанции судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления подлежат отклонению, поскольку из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" следует, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.03.2019 по делу N А53-1524/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации в арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.Л. Новик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.