Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 5 сентября 2019 г. N Ф09-5114/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А34-11131/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпусенко С.А.,
судей Лукьяновой М.В., Ширяевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ушаковой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курганской области от 19.03.2019 по делу N А34-11131/2018 (судья Саранчина Н.А.).
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской Области (Межрайонное) (далее - УПФР в г. Кургане, Управление, истец, податель апелляционной жалобы) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению города Кургана "Гимназия N 30" (далее - МАОУ "Гимназия N 30", ответчик) о взыскании 5 172 руб. 47 коп. убытков, возникших в связи с несвоевременным предоставлением индивидуальных сведений, повлекших незаконную выплату пенсии в завышенном размере.
Арбитражным судом Курганской области на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Пимонова Ольга Николаевна (далее - Пимонова О.Н., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 19.03.2019 в удовлетворении исковых требований УПФР в г. Кургане отказано.
В апелляционной жалобе УПФР в г. Кургане просит решение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу, приняв по делу новый судебный акт, которым требования УПФР в г. Кургане удовлетворить в полном объеме.
Апеллянт отмечает, что страхователем своевременно в срок до 10.11.2016 не были представлены сведения о работе по форме СЗВ-М за отчетный период октябрь 2016 года на застрахованное лицо - Пимонову О.Н., что свидетельствовало об увольнении данного застрахованного лица, вследствие чего, руководствуясь пунктом 6 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), Управление приняло решения: от 20.12.2016 N 160000000280 о перерасчете Пимоновой О.Н. размера пенсии с 01.01.2017; от 27.07.2017 б/н о перерасчете Пимоновой О.Н. размера пенсии с 01.08.2017; от 20.10.2017 б/н о перерасчете Пимоновой О.Н. размера пенсии с 01.11.2017.
Впоследствии - в декабре 2016 года сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Пимоновой О.Н. были представлены своевременно, но у Управления не было оснований пересматривать размер суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии исходя из положений пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Управление полагает, что представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Пимоновой О.Н. не свидетельствовало о ее фактической работе в октябре 2016 года в МАОУ "Гимназия N 30". С позиции истца, суд первой инстанции ошибочно истолковал представление сведений о факте работы Пимоновой О.Н. в ноябре и декабре 2016 года, как то, что Пимонова О.Н. фактически не прекращала осуществление трудовой деятельности в октябре 2016 года.
Отмечает, что на момент принятия решения об индексации (увеличении) пенсии Управление не располагало сведениями о том, что Пимонова О.Н. в октябре 2016 года осуществляла трудовую деятельность в МАОУ "Гимназия N 30".
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о месте и времени его проведения и рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, руководствуясь пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), МАОУ "Гимназия N 30" своевременно 02.11.2016 представило в Управление сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") за октябрь 2016 года на 124 застрахованных лица (л.д. 37-39).
В связи с самостоятельным выявлением ошибки (на часть работников сведения в исходной форме представлены не были) страхователем 12.10.2017 представлены сведения по форме СЗВ-М за этот же период (тип "дополняющая") еще на 6 застрахованных лиц, в том числе на 1 работающего пенсионера, на которого своевременно сведения не представлялись - Пимонову О.Н. (л.д. 40).
Пимоновой О.Н. Управлением излишне выплачены суммы индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в сумме 5 172 руб. 47 коп. за период с 01.01.2017 по 30.11.2017.
Полагая, что указанная сумма является убытками, подлежащими возмещению ответчиком, Управление направило в адрес ответчика уведомление от 14.03.2018 N 13221 об уплате образовавшейся суммы в добровольном порядке в срок до 31.03.2018 (л.д. 14).
Неисполнение требования послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что отчетность за период ноябрь 2016 года по форме СЗВ-М представлена в Управление 06.12.2016, то есть до вынесения решения об индексации пенсии. Данная отчетность содержала сведения, в том числе о продолжении работы 1 застрахованного пенсионера - Пимоновой О.Н. Таким образом, Управление с 06.12.2016 знало о том, что Пимонова О.Н. фактически не прекратила осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.01.2017, основания для выплаты индексации указанному ранее физическому лицу у Управления отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Предъявляя требование о возмещении убытков, кредитор должен доказать их наличие, произвести расчет убытков, в том числе упущенной выгоды, доказать факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником принятого на себя обязательства (противоправность) и наличие причинной связи между поведением должника и наступившими убытками (статья 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали ОПС в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
С 01.01.2016 в силу статьи 7 Закона N 385-ФЗ факт осуществления работы устанавливался на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
С 01.04.2016 вступили в действие изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" в пункт 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми срок представления отчётности увеличен с 10-го до 15-го числа месяца. Указанные изменения, согласно статье 24 указанного закона вступили в законную силу с 01.01.2017.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно статье 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28).
Судом первой инстанции верно установлено, что МАОУ "Гимназия N 30" не представлена отчетность за октябрь 2016 года на 6 застрахованных лиц, в том числе на Пимонову О.Н. (л.д. 37-39).
В связи с отсутствием сведений о продолжении работы вышепоименованному лицу Управлением 20.12.2016 принято распоряжение о перерасчете размера пенсии Пимоновой О.Н. с 01.01.2017, 27.07.2017 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 01.08.2017 (л.д. 11-12).
В то же время суд первой инстанции обоснованно отметил, что отчетность за следующий период - ноябрь 2016 года по форме СЗВ-М представлена в Управление 06.12.2016, то есть до вынесения решения об индексации пенсии. При этом отчетность содержала сведения, в том числе о продолжении работы Пимоновой О.Н.
Таким образом, Управление с 06.12.2016 знало о том, что Пимонова О.Н. фактически не прекратила осуществление трудовой деятельности, что влечет отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.01.2017, основания для выплаты индексации указанному физическому лицу у Управления отсутствовали, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Пунктом 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии", утвержденных Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н, (далее - Правила) установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
В силу пункта 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
При этом в силу пункта 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Учитывая изложенное, при получении 06.12.2016 сведений о застрахованном лице - Пимоновой О.Н., Управление обязано было не выплачивать с 01.01.2017 пенсию с учетом индексации.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Управление заявляет иск о взыскании ущерба в виде переплаты средств УПФР в г. Кургане за период с 01.01.2017 по 30.11.2017, суд апелляционной инстанции не усматривает причинно-следственной связи между действиями ответчика и причиненным вредом в виде излишне выплаченных Управлением сумм индексаций размера пенсиИ.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что при представлении в декабре 2016 года сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Пимоновой О.Н. у Управления не было оснований пересматривать размер суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии исходя из положений пункта 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ. Представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года в отношении Пимоновой О.Н. не свидетельствовало о ее фактической работе в октябре 2016 года в МАОУ "Гимназия N 30".
Указанные доводы рассмотрены апелляционным судом и признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:
требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;
в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
После получения от ответчика 06.12.2016 сведений за ноябрь 2016 года, в которых содержалась информация о продолжении работы в МАОУ "Гимназия N 30" Пимоновой О.Н., Управление не предприняло никаких мер для уточнения ранее полученных сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Довод УПФР в г. Кургане о том, что судом первой инстанции не учтены положения части 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательства прекращения Пимоновой О.Н. трудовой деятельности в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, то обстоятельство, что страхователь несвоевременно исполнил обязанность по представлению достоверных сведений за октябрь 2016 года, в том числе на Пимонову О.Н., не является достаточным для вывода о том, что именно эти действия (бездействие) страхователя повлекли излишнюю выплату пенсии.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Управления о взыскании с ответчика 5 172 руб. 47 коп. убытков.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 19.03.2019 по делу N А34-11131/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.А. Карпусенко |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.