г. Саратов |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А06-8495/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Степуры С.М.,
судей Веряскиной С.Г., Каплина С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разгильдяевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2019 года по делу N А06-8495/2018 (судья Плеханова Г.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (414000, г. Астрахань, ул. Августовская, 11 В, ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321)
к Управлению Роспотребнадзора по Астраханской области (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, д.138, ОГРН 1053001131248, ИНН 3017042156)
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью УК "Спутник" (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 171), Кодкин Анатолий Степанович (414000, г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 227, кв.58)
о признании незаконным и отмене постановления от 14.08.2018 N 04/344
при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью - Чагарова А.Ш., действующая по доверенности N 5 от 01.01.2019;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Астраханской области (далее - Управление, административный орган) от 14.08.2018 N 04/344 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Астраханские тепловые сети" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных ООО "Астраханские тепловые сети" требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ООО "Астраханские тепловые сети" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление Роспотребнадзора по Астраханской области, общество с ограниченной ответственностью УК "Спутник", Кодкин Анатолий Степанович в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.06.2018 в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступило обращение гражданина Кодкина А.С. по вопросу отсутствия в тексте нового договора теплоснабжения (оферта, направленная ООО "Астраханские тепловые сети", исх. N 10-01/820 от 03.04.2018), содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, информации, установленной Приложением N 1 Требования к качеству коммунальных услуг (VI. Отопление (15) "Обеспечение нормативной температуры воздуха в жилье и других помещениях) к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), в нарушение абзаца 7 подпункта "п" пункта 31 Правил.
Административный орган, рассмотрев гражданина Кодкина А.С. в отношении ООО "Астраханские тепловые сети" выявило признаки нарушений требований действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно в нарушение абзаца 7 подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в договоре теплоснабжения тепловой энергией и горячей водой N 90026188 от 05.09.2014 между ООО "Лукойл-ТТК" и потребителем Кодкиным А.С. отсутствует информация о показателях качества коммунальных услуг, установленная Приложением 1 Требования к качеству коммунальных услуг, VI. Отопление (15) "Обеспечение норматива температуры воздуха в жилых и других помещениях" Правил, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 43 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" договор теплоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении либо о заключении договора на иных условиях. Административный орган пришел к выводу, что договор теплоснабжения тепловой энергией и горячей водой N 90026188 от 05.09.2014, заключенный между ООО "Лукойл-ТТК" и потребителем Кодкиным А.С. считается пролонгированным, что также подтверждается пунктом 16 данного договора.
На основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО "Лукойл-ТТК" от 25 марта 2016 года N 6 ООО "Лукойл-ТТК" реорганизовано в форме выделения в ООО "Астраханские тепловые сети".
Согласно Уставу Общества оно является правопреемником части прав и обязанностей ООО "Лукойл-ТТК" в отношении его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, в соответствии с передаточным актом, утвержденным внеочередным Общим собранием участников ООО "Лукойл-ТТК" (Протокол от 25.03.2016 N 6).
Так к Обществу в числе прочего перешли все права и обязанности по договору теплоснабжения тепловой энергией и горячей водой от 05 сентября 2014 года N 90026188.
По факту выявленных нарушений 01.08.2018 Управлением в отношении ООО "Астраханские тепловые сети" составлен протокол N04/232 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ. О месте и времени составления протокола об административном правонарушении общество уведомлено надлежащим образом (л.д. 31-32).
Постановлением Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 14.11.2018 N04/344 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
ООО "Астраханские тепловые сети" с указанными постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, в том числе по основанию, что судом первой инстанции не учтены нормы пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, не является лицом, ответственным за нормируемую температуру воздуха в жилых помещения многоквартирного дома, не несет ответственности по содержанию внутридомовых инженерных сетей, у Общества отсутствуют основания для включения в договор информации, ответственность за которое общество не несет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины заявителя, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону административного правонарушения образует несоблюдение установленных законом прав и законных интересов потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие, в том числе, в процессе заключения потребителем договора займа. Данное правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.
Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а по отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о реализуемых исполнителем услугах в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами.
Подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, установлено, что исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию - показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах.
Приложением 1 Требования к качеству коммунальных услуг, VI. Отопление (15) установлено Обеспечение нормативной температуры воздуха: в жилых помещениях - не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C); в других помещениях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ Р 51617-2000).
Согласно абз. 7 п. 2 Правил N 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
При этом, как следует из п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация.Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая, так и ресурсоснабжающая организация.
Данный правовой вывод также содержится в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 по делу N АКПИ14-470.
В соответствии с п. 14 Правил N 354 управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель заявителя в судебном заседании сообщило, что с управляющей компанией ООО "УК "Спутник" договора теплоснабжения в отношении спорного многоквартирного дома не заключен, квитанция об оплате коммунальных услуг гражданину, обратившемуся с жалобой, выставляют ресурсоснабжающие организации
Частью 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (ч. 16 ст. 151 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии со ст. 39 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил N 491 определено, что в состав общего имущества включаются в числе прочего:
помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование) (пп. "а");
механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее - оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) (пп. "д").
Из совокупности условий данных норм при этом следует, что поставка тепловой энергии с установленной нормативной температурой исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности, должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, также с установленной нормативной температурой.
Тем не менее, данное условие может быть обеспечено лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома - инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя.
Ни в компетенцию, ни в функции исполнителя (ресурсоснабжающей организации) при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома.
Согласно протоколу об административном правонарушении 01.08.2018 N 04/232 и постановлению по делу об административном правонарушении 14.08.2018 N 04/344 административным органом установлено, что отсутствует информация о показателях качества коммунальных услуг в соответствии с абзацем 7 подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг в договоре теплоснабжения тепловой энергией и горячей водой N 90026188 от 05.09.2014 между ООО "Лукойл-ТТК" и потребителем Кодкиным А.С. Иных нарушений не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются в том числе место и время совершения административного правонарушения.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 01.08.2018 N 04/232 и постановления административным органом установлено, что рассматриваемое правонарушение совершено 05.09.2014, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по данному правонарушению истекает 05.09.2015.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о пропуске административным органом срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на права потребителей, составляет один год со дня их совершения.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Как предусмотрено абзацем 4 пункта 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Астраханские тепловые сети" требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 14.08.2018 N 04/344 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07 февраля 2019 года по делу N А06-8495/2018 отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 14.08.2018 N 04/344.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председательствующий |
С.М. Степура |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.