г. Ессентуки |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А63-24119/2018 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЭРА" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2019 по делу N А63-24119/2018 (судья И.В. Сиротин),
по заявлению государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, г. Уфа, ОГРН 1120280040286, к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЭРА", г. Ставрополь. ОГРН 1152651022072,
о взыскании суммы ущерба, в размере 133 336 руб., причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акта N 94 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.04.2016,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, г. Уфа (далее - ГКУ Служба весового контроля РБ) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЭРА", г. Ставрополь, о взыскании суммы ущерба, в размере 133 336 руб., причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, согласно акта N 94 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.04.2016.
Определением суда от 06.12.2018 заявление общества принято к производству суда в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
01.02.2019 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым в удовлетворении ходатайства Государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан, г. Уфа, о привлечении в дело ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, отказано. Исковое заявление государственного казенного учреждения Службы весового контроля Республики Башкортостан, удовлетворено.
19.02.2019 вынесено мотивированное решение.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ Служба весового контроля РБ просит оставить решение суда от 19.02.2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается.
06.04.2016 при осуществлении весового контроля на 90 км автодороги Кропачево-Месягутово-Ачит сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками учреждения ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: тягач марки Вольво (VNL 64T), регистрационный номер Т 035 СО 26 с полуприцепом Шмитц (SO1), регистрационный номер СВ 0681 26, принадлежащих ответчику, под управлением водителя Чурсинова Р.А.
Факт принадлежности транспортных средств ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства 2638 N 057310 и 2638 N 057308 и ответом на запрос в ГИБДД.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П, весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 13-34863. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 11.03.2016, что подтверждается достоверностью результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального Закона от 08.11.07 N 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля составлен акт от 06.04.2016 N 94 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому превышение осевой нагрузки составило: по оси N 1 допустимые осевые нагрузки 5 т., фактическая нагрузка - 4,33 т.; по оси N 2 допустимые осевые нагрузки 4 т., фактическая нагрузка - 4,83 т., по оси N 3 допустимые осевые нагрузки 4 т., фактическая нагрузка - 4.50 т., по оси N 4 допустимые осевые нагрузки 3 т., фактическая нагрузка - 4.07 т., по оси N 5 допустимые осевые нагрузки 3 т., фактическая нагрузка - 3,91 т.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 133 336 рублей. Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
Отказ ответчика возместить причиненный вред в общей сумме 133 336 руб. в добровольном порядке явился основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании статьи 31 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее - Закон о дорогах), движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения (ч. 1 ст. 31 Закона о дорогах). Условием получения специального разрешения является согласование маршрута транспортного средства и возмещение вреда, причиняемого транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Закона о дорогах). Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения (п. 7 ст. 12 Закона о дорогах).
В силу требований пункта 2 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.11.09 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила возмещения вреда) вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств, в порядке, установленном Министерством транспорта РФ.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.13 N 166-р является учреждение.
Согласно Соглашению о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.12, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что ответчик, осуществляя провоз тяжеловесного груза с превышением допустимых осевых нагрузок, обязан возместить компенсацию ущерба, причиненного дороге, рассчитанную как плату за проезд тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки без соответствующего разрешения.
В данном случае возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, производится в связи с самим фактом таких перевозок без специального разрешения, выдаваемого в соответствии с Законом о дорогах. Таким образом, Законом о дорогах установлена безусловная обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Водитель ответчика не представил разрешения на перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пп. 2 п. 9 ст. 31 Закона о дорогах).
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.10 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рассматриваемом случае факт причинения вреда подтверждается актом N 94 от 06.04.2016 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и нагрузок на ось.
Должностное лицо составляет акт по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.2.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.11 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств". Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Указанный порядок содержит закрытый перечень требований к составлению акта.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Вместе с тем, актом N 94 от 06.04.2016 установлен факт превышения осевых нагрузок транспортного средства от допустимых нагрузок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.11 N272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
Поскольку у ответчика отсутствовало специальное разрешение, при наличии которого согласно статье 31 Закона о дорогах допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, суд считает, что требования истца о возложении на ответчика ответственности по возмещению причиненного вреда, являются обоснованными.
Материалами дела подтверждается, что транспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге с превышением допустимых нагрузок на ось и по общей массе.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию ущерб в сумме 133 336 рублей.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика в части отсутствия доказательств об информировании общества о введении временного ограничения или прекращения движения транспортных средств с 01 апреля по 30 апреля 2016 года, ввиду следующего.
Во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р, информация о введении временного ограничения движения с 01.04.2016 по 30.04.2016 была опубликована на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан: infoaprb@bashkortostan.ru. Также информация о введении временного ограничения движения была опубликована в газете "Республика Башкортостан" от 05.02.2016 по N 13 (28498).
Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и муниципального значения обеспечивается Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Согласно Распоряжению Правительства РБ от 15.02.2013 N 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан закреплены за Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству на праве оперативного управления согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28.
В связи с этим, в период с 01.04.2016 по 30.04.2016 на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р и согласно п.4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 годы N 3261-15 от 11.01.2016 ОАО "Башкиравто" установлены дорожные знаки 3.12 "ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".
29.02.2016 и 17.03.2016 ГКУ УДХ РБ направило письма N 07/621 и N 07/907 в адрес ОАО "Башкиравтодор" с обращением об установке дорожных знаков в соответствии распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N1321-р.
Данные документы свидетельствуют о том, что временные дорожные знаки были установлены во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р и согласно п.4.1.19 Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на 2016-2017 годы N 3261-15 от 11.01.2016.
Ответчик не представил доказательств об отсутствии временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось в период временных ограничений.
На основании вышеизложенного, обязательства по обеспечению установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения ГКУ УДХ РБ исполнило надлежащим образом.
Кроме того, сам по себе факт того, что водитель не видел дорожные знаки, указывающие на ограничения веса транспортных средств, не освобождает ответчика от необходимости по соблюдению установленных законодательством ограничений движения транспортных средств, вес которых превышает установленные нормативы.
Ответчик ссылается на п.5.7 ГОСТ Р52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования", согласно которому маркировку знака общей площадью не более 100 см2 наносят на его обратную сторону. Табличка должна изготовляться из световозвращающей пленки типа А белого или желтого цвета, на которую наносят маркирующие надписи черного цвета.
Маркировка должна содержать следующие данные:
а) товарный знак предприятия-изготовителя;
б) дату изготовления;
в) обозначение настоящего стандарта;
г) обозначение технических условий;
д) надпись "дата установки..." со свободным полем, на которое во время установки
знака несмываемым маркером черного цвета наносят дату установки знака;
е) тип, наименование и номер серии используемой световозвращающей пленки.
Однако ответчик не учел, что данный пункт, как и весть пункт 5 предусмотрен для изготовления постоянных дорожных знаков, поскольку они устанавливаются стационарно один раз и демонтажу не подлежат, в то время как временные дорожные знаки подлежат обязательному демонтажу в силу п.4.5 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" и могут быть использованы неоднократно, поэтому указание даты монтажа на них несмываемым маркером нецелесообразно. Кроме того, согласно указанным ГОСТам не предусмотрено никаких указаний для маркировки временных знаков, следовательно, и выводы судов ошибочны и данные требования не применимы к рассматриваемому правоотношению.
Ответчик считает, что согласования мест расположения дорожных знаков "3.12" истцом не представлено. Согласно письму N 27/4-4884 от 15.06.2017 МВД РФ информировало ГКУ УДХ РБ о том, что согласно Федеральному закону от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" в обязанности Госавтоинспекции МВД РФ не входит рассмотрение проектов, схем планировочной организации. Таким образом, Госавтоинспекция МВД РФ не согласовывает установку временных дорожных знаков.
Возражения ответчика о нарушении порядка взвешивания, а именно то, что для взвешивания указанного ранее транспортного средства с шестью осями необходимо удвоенное число грузоприемных платформ, судом также отклоняется на основании следующего.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации таковых пунктов осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на передвижном пункте весового контроля (ППВК N 6) совместно с сотрудниками ГИБДД для обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств, автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Башкортостан, повышению качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог в соответствии с действующим законодательством:
- Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные), могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач;
- Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
- Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств".
Фиксация весовых параметров производится весовым оборудованием, а затем все данные взвешивания (показания) автоматически формируются в таблицу в акте взвешивания. Таким образом, данные взвешивания транспортного средства по каждой оси фиксируются весовым оборудованием и остаются неизменными.
Пунктом 12 Приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 предусмотрено, что Передвижные посты Госавтоинспекции, указанные в настоящем Порядке, включают: переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств; автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры: комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
ППВК N 7 представляет собой автомобиль Газель, оборудованный современной специальной техникой для выявления нарушений: а именно: весами, для поосного взвешивания нагрузок на оси транспортного средства; оборудованием для установки весов; вычислительной техникой с программным обеспечением для расчета допустимых нагрузок, и расчета размера вреда, причинённого на автомобильные дороги; осветительным оборудованием для взвешивания в ночное время суток. Указанное выше переносное весовое оборудование соответствует установленным метрологическим и техническим требованиям.
Согласно п.2.1.1.1.1 Приказа N 125 решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и/или габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств.
В соответствии с п.5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом", тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
Пунктом 12 Приказа N 125 предусмотрено, что передвижные посты, указанные в настоящем Порядке, включают: переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям; измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств; автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры; комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям включает в себя весовое оборудование (ВА-П-весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М (далее - весы), модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 13-34863. Федеральным агентством по техническому регулированию метрологии 02.02.2016 выдано Свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.C.28.004.A N 42110 серия СК N 024159 сроком действия до 22.01.2021 на весы автомобильные электронные портативные ВА-П, изготовитель ЗАО "Весоизмерительная компания "Тензо-М", пос.Красково Московской обл., регистрационный номер 46357-11.
В п.12 Приказа N 125 сказано, что передвижные пункты располагаются на площадках в полосах отвода, покрытие которого соответствует паспорту применяемых средств измерения.
Размещение на специальных площадках для указанных весов не является обязательным, достаточно полосы отвода.
Согласно СНиП 3.06.03-85* дороги регионального и межмуниципального значения являются дорогами третьей категории, а такие дороги согласно того же СНиП 3.06.03-85* состоят из двух полос движения шириной по 3,5 м и имеют полосы отвода длинной 60 м, при этом, ширина полосы отвода соответствует ширине полосы движения, то есть 3,5 м. Полосы отвода, как и сама дорога, проходит контроль качества дорожной одежды, по каждому укладываемому слою, что говорит о ее повышенной прочности и гарантирует ее прочность на протяжении всего срока службы, а потому не требуют прохождения периодических поверок как того требуют специально созданные площадки на стационарных постах весового контроля.
При этом под ровным участком дороги подразумевается отсутствие ям выпуклостей и т.д., и нет указаний на допустимый уклон (продольный или поперечный) а также влияние такого уклона на результат взвешивания.
Пункты весового контроля не размещаются на спусках или подъемах, так как небезопасно производить остановку автопоезда перевозящего тяжеловесный груз на таких участках дороги (взвешивание осуществляет инспектор ГИБДД) во избежание аварийных ситуаций.
Таким образом, полосы отвода являются пригодными для размещения на них грузоприемных устройств, в соответствии с Приказом N 125, а также в соответствии с руководством по эксплуатации весового оборудования.
Согласно п.2.1.2 Приказа Минтранса N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", разработанного в соответствии с Законом N 257-ФЗ, не запрещает Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России производить весовой и габаритный контроль в отношении всех групп перевозчиков на передвижных постах ДПС. Кроме того, Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" непосредственно не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из содержания Федерального Закона также не следует, что Правительству Российской Федерации поручалось установить, каким способом может производиться весовой контроль транспортных средств. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.11.1998 N 1272 "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2000 N 100, контроль за осуществлением автомобильных перевозок может осуществляться с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов. Таким образом, указанное постановление не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля.
Данная позиция закреплена в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.08.2012 N ВАС-10547/12.
Взвешивание производилось на вышеуказанном переносном весовом оборудовании "Весы автомобильные электронные портативные ВА-П" весоизмерительной компании ЗАО "Тензо-М", модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 13-34863. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 11.03.2016 свидетельством о поверке N 7/470, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
Весы выполнены в соответствии с требованиями ГОСТ Р53228-2008 и техническими условиями ТУ 4274-082-18217119-2008. Весы предназначены для определения массы автотранспортных средств и их осевой нагрузки на дорожное полотно при поосном способе взвешивания.
Принцип действия весов основан на преобразовании деформации упругих элементов тензорезисторных датчиков, возникающей под действием силы тяжести взвешиваемого груза, в электрический сигнал, изменяющийся пропорционального массе груза. Суммированные электрические сигналы с датчиков каждой платформы передаются на весоизмерительные преобразователи - ПАС-Р. Информация о результатах измерения по стандартной беспроводной линии связи блютуф или по интерфейсному кабелю передается на внешние устройств индикации и хранения данных ТВ-НБ или ТВ-20 при проводном подключении платформ.
Конструктивно весы состоят из двух грузоприемных платформ. Платформы имеют жесткую конструкцию, опираются на весоизмерительные датчики и комплектуются въездными пандусами и удлиняющими вставками. В грузоприемном устройстве применяются датчики серии М22 и весоизмерительные образователи ПАС-Р. Управление весами осуществляется с клавиатуры и экрана весового индикатора - ТВ-НБ или ТВ-20 при проводной схеме подключения весов.
Весы выполняют следующие основные функции:
- измерение и индикация на табло ТВ-НБ или ТВ-20 нагрузки, создаваемой осью транспортного средства;
- сигнализация о превышении нагрузки равной Мах9е;
- компенсация массы тары;
- полуавтоматическая установка нуля.
Весы выполняют следующие сервисные функции:
- индикация на экране НВ-ТБ количества последовательно измеренных осей и
суммарного значения их нагрузок;
- индикация на экране НВ-ТБ уровня заряда батарей грузоприемного устройства;
- сохранение результатов измерений в памяти ТВ-НБ;
- индикация на экране ТВ-НБ состояния беспроводной линии связи блютуф с каждой платформой грузоприемного устройства;
- распечатка протокола определения нагрузки на внешнем печатающем устройстве типа МФУ при использовании дополнительного программного обеспечения;
- архивирование результатов измерений и составление отчетных документов за
определенные промежутки времени, при использовании дополнительного программного
обеспечения;
- передача результатов измерений и данных о АТС на другие внешние устройства.
В соответствии с Руководством по эксплуатации весового оборудования фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, сотрудники ГКУ Служба весового контроля РБ устанавливают грузоприемные платформы на площадке в соответствии с требуемыми правилами, так как от этого зависит не только величина погрешности измерений, но и сохранность весов, установка весов на грязной неровной податливой поверхности может привести к деформации ГП и выходу датчиков из строя. Грузоприемные платформы устанавливаются на плоскую горизонтальную недеформируемую поверхность. Перед весами и после них располагаются прямолинейные участки дороги длиной равной или большей длине взвешиваемого транспортного средства. Проверка весового оборудования после монтажа на асфальтовую поверхность, годность к эксплуатации проводится перед началом работы, чтобы избежать поломки весового оборудования или иных аварийных ситуаций. Установка весового оборудования на неровной горизонтальной поверхности, при взвешивании многотонного автомобиля, приведет к немедленному выходу из строя всего весового оборудования, и в целом даст сбой в работе ГКУ Службы весового контроля РБ.
Акт N 94 от 06.04.2016 составлен в соответствии с приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств". Согласно п.2.1.1.1.3 приказа Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" содержит закрытый перечень требований к составлению акта "В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км): полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства".
Как видно из данного перечня действующей правовой нормы в нем не содержится требований об указании каких-либо данных о режиме взвешивания.
Взвешивание осуществлялось в соответствии с "Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", утвержденным Приказом Минтранса РФ от 27.04.2011 N 125, а также в соответствии с руководством по эксплуатации весового оборудования, не в динамическом режиме-движении, а в статическом покое. Взвешивается каждая ось транспортного средства поочередно, фиксация веса происходит только после полной остановки транспортного средства, в том числе и двигателя т.е. в покое. Ни руководство по эксплуатации весового оборудования, ни один нормативный акт не запрещает поосное взвешивание АТС при определении превышения нагрузку на ось транспортного средства.
Согласно Методики измерений нагрузки на оси, группы осей и масса автодорожных транспортных средств (АТС) при поосном взвешивании в статической режиме, разработанной ФГУП ВНИИМ и ЗАО "ВИК "Текзо-М" 25.06.2014, требования безопасности и охраны окружающей среды, требования квалификации операторов, подготовка к выполнению измерений, проведение измерений, обработка результатов измерений, оформление результатов измерений, контроль точности результатов измерений, а также требуемые Трудовым кодексом Российской Федерации инструктажи ГКУ Служба весового контроля РБ выполняются в полном объеме.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод ответчика о том, что истцом не в полном объеме представлены документы, позволяющие достоверно определить маршрут движения транспортного средства и расстояние, пройденное автомобилем по региональным дорогам.
Акт N 94 от 06.04.2016 в п.4 содержит сведения о маршруте движения: г.Ставрополь - г.Екатеринбург, указан участок дороги а/д "Кропапчево-Месягутово-Ачит", что подтверждается транспортными документами, представленными сотрудникам ГИБДД МВД по РБ водителем, управлявшим транспортным средством.
Исследуя протяженность указанного маршрута движения по карте Республики Башкортостан, видно, что транспортное средство передвигалось по а/д "Кропапчево-Месягутово-Ачит". Общее пройденное расстояние по автомобильным дорогам регионального значения 151 км. Пройденный километраж по указанным автодорогам не противоречит перечню дорог, утвержденному Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
В акте наименование дороги (участок), по которой следовало транспортное средство, определено из маршрута движения г.Ставрополь - г.Екатеринбург. Так, что бы попасть из пункта отправления до пункта прибытия необходимо проехать по дорогам регионального и (или) межмуниципального значения РБ, при этом берется самый короткий путь следования. Длина участка, влияющая на размер вреда, определяется пройденным путем по установленной дороге согласно картографии по дислокации СПВК N 7.
Расчет пройденного пути осуществлялся со слов водителя на месте взвешивания. Акт N 94 от 06.04.2016, где четко указано пройденное расстояние, маршрут движения и сумма причиненного ущерба был подписан водителем Чурсиновым Р.А. без замечаний, следовательно, указанный в акте маршрут и расстояние верны. Доказательств того, что ответчик двигался по другому маршруту, ответчиком не представлено (показания тахографа, иного навигационного устройства).
Кроме того, ответчик не представил контррасчет маршрута, пройденного транспортным средством
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.02.2019 по делу N А63-24119/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.