город Омск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А70-16302/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2768/2019) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.02.2019 по делу N А70-16302/2018 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" к Департаменту образования и науки Тюменской области о признании недействительным акта проверки, направленного письмом от 15.06.2018 N 4351, и письма от 06.07.2018 N 4794,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Тюменский индустриальный университет" (далее - заявитель, Учреждение, Университет, ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с уточненным в соответствии с правилами статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Департаменту образования и науки Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Департамент) о признании недействительным акта проверки соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления Департамента образования и науки Тюменской области, направленного письмом от 15.06.2018 N 4351, в части указания на допущенные ФГБОУ ВО "Тюменский индустриальный университет" нарушения целевого и эффективного использования средств субсидии на общую сумму 2 040 110,22 руб. и письма Департамента образования и науки Тюменской области "О направлении заключения" от 06.07.2018 N 4794 (с заключением участников контрольной группы по поступившим возражениям и замечаниям на акт проверки соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.02.2019, принятым по делу N А70-16302/2018, в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, Университет в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на пункт 4.1 Порядка назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 424-п, указывая, что государственные социальные стипендии назначаются студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II группы, инвалидами с детства. Выплата государственной стипендии двум обучающимся в общем размере 15 042 руб., по мнению заявителя, произведена законно. По мнению Учреждения, из материалов дела не следует, что студентка Биктимирова Д.З. получала выплаты в качестве обучающейся с ограниченными возможностями здоровья: выплаты указанному лицу, по утверждению заявителя, не производились. Часть обучающихся ежемесячные денежные выплаты и обеспечение бесплатными питанием и обмундированием получали как дети-сироты, а не как обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья на основании приказа от 13.09.2013 N 1101/с по Университету. В отношении части обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по утверждению Учреждения, представлены заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Часть же обучающихся являются инвалидами, что, по мнению подателя жалобы, само по себе свидетельствует об ограниченных возможностях здоровья и отсутствии необходимости в получении указанных выше заключений (при этом индивидуальные программы реабилитации на обучающихся представлены). Согласно доводам жалобы нахождение обучающихся с отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не прекращает статуса обучающегося и права на получение социального обеспечения и стипендии. С указанными обстоятельствами податель жалобы связывает наличие оснований для удовлетворения требований Университета и признанию оспариваемых актов Департамента недействительными.
В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции, начавшемся 25.04.2019, представителем Учреждения поддержаны доводы жалобы и дополнений к ней. Представитель Департамента высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 разбирательство по жалобе отложено на 15.05.2019.
До начала судебного заседания в апелляционный суд через электронную систему "Мой арбитр" от Учреждения поступили дополнительные пояснения по делу с приложением дополнительных документов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции 15.05.2019 не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
При этом судом апелляционной инстанции с учетом правил статьи 268 АПК РФ и необходимости полного и всестороннего исследования обстоятельств дела приняты поступившие от заявителя дополнительные документы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, иные поступившие от лиц, участвующих в деле, документы, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Университет зарегистрирован в качестве юридического лица с основным видом деятельности "образование высшее".
В период с 2015 по 2017 год Учреждению из областного бюджета предоставлены гранты в форме субсидии на финансовое обеспечение получения образования лицами, принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования. Предоставление грантов осуществлялось на основании заключенных между Департаментом и Учреждением соглашений от 06.03.2015 N 7-ДОН на 2015 год (дополнительные соглашения от 06.11.2015 N 1 и от 25.12.2015 N 2); от 09.03.2016 N 22-ДОН на 2016 год (дополнительные соглашения от 27.05.2016 N 1 и от 20.12.2016 N 2); от 03.03.2017 N 25-ДОН на 2017 год (дополнительное соглашение от 27.11.2017 N 1).
Согласно пункту 2.1.1 поименованных выше соглашений Учреждение обязуется обеспечить целевое и эффективное использование средства гранта на получение образования лицами, принятыми на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, с учетом расходов на осуществление мер социальной поддержки, в том числе стипендиальное обеспечение обучающихся в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с планом выездных и камеральных проверок, утвержденным приказом директора Департамента от 14.12.2017 N 515-п, и на основании приказа от 10.05.2018 N 200-п в период с 10.05.2018 по 30.05.2018 административным органом проведена выездная проверка деятельности Учреждения по вопросу соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления в период 2015 - 2017 годов, в результате которой установлено неправомерное расходование Учреждением средств гранта в общей сумме 2 096 023 руб. 50 коп.
В результате проверки Департаментом выявлены следующие нарушения:
1. Учреждением за счет средств областного бюджета назначена и выплачена государственная социальная стипендия студентам, являющимся инвалидами III группы, за 2015 - 2017 годы на общую сумму 18 050 руб. 40 коп., что является нарушением пункта 4.1 Порядка назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 424-П.
2. За счет средств областного бюджета в 2015 году Учреждением начислена и выплачена ежемесячная денежная выплата обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) на общую сумму 195 796 руб. 70 коп., что является нарушением подпункта "д" пункта 2 Положения о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 16.10.2013 N 439-П.
3. Учреждением за счет средств областного бюджета в 2015 году предоставлялось питание, а также выплачивалась компенсация за питание на сумму 1 155 571 руб. 90 коп. обучающимся, не имеющим статуса "обучающийся с ОВЗ" в связи с отсутствием заключения ПМПК, что является нарушением подпункта "в" пункта 2 Положения N 439-П, пунктов 5 и 7 Положения об обеспечении питанием обучающихся государственных и муниципальных организаций, расположенных в Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 423-П.
4. Учреждением за счет средств областного бюджета в 2015 году производилась выплата компенсации на сумму 267 404 руб. 50 коп. на обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря обучающимся, не имеющим статус "обучающийся с ОВЗ" в связи с отсутствием заключения ПМПК, что является нарушением подпункта "г" пункта 2 Положения N 439-П.
5. Учреждением представлен отчет за 2015 год с недостоверными данными о численности обучающихся, получивших образовательные услуги. Согласно отчету численность обучающихся по программам профессионального обучения и социальной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащих составляет 64 человека, фактически контингент обучающихся данной категории составляет 60 человек. Так, Учреждением завышен показатель численности обучающихся на 4 человека, что повлекло неправомерное предоставление заявителю средств из областного бюджета на сумму 459 200 руб.
Результаты проверки оформлены актом, который направлен в адрес заявителя письмом от 15.06.2018 N 4351.
Впоследствии с учетом возражений и замечаний заявителя Департаментом оформлено заключение, направленное в адрес заявителя письмом от 06.07.2018 N 4794, в соответствии с которым сумма нарушений скорректирована до 2 040 110 руб. 22 коп.
Считая указанные акт и письмо о направлении заключения административного органа не основанными на законе, Учреждение обратилось в суд с настоящими требованиями.
Заявление Университета оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, что явилось поводом для обращения Учреждения в суд апелляционной инстанции с жалобой.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его изменения.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что предметом оспаривания в настоящем случае служит акт, полученный в результате произведенных Департаментом проверочных мероприятий.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте образования и науки Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 30.05.2005 N 55-п, Департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области.
Департамент является получателем и главным распорядителем бюджетных средств в пределах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период (пункт 1.9 поименованного выше Положения о Департаменте).
Согласно положениям статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; и т.д.
Статьей 160.2-1 БК РФ предусмотрено, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на: соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств; подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Постановлением Правительства Тюменской области от 26.11.2014 N 600-п утвержден Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий федеральным государственным бюджетным образовательным учреждениям, иным некоммерческим организациям на финансовое обеспечение получения образования лицами, принятыми на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования согласно приложению к настоящему постановлению (далее - Порядок предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий, Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области по предоставлению грантов является Департамент образования и науки Тюменской области (Уполномоченный орган).
Грант предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Уполномоченным органом и образовательной организацией в соответствии с типовой формой, установленной Департаментом финансов Тюменской области (пункт 9 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка условиями предоставления гранта являются:
- целевое расходование гранта,
- предоставление отчетности в сроки, установленные соглашением,
- согласие образовательной организации на осуществление Уполномоченным органом и органами государственного финансового контроля Тюменской области обязательных проверок соблюдения образовательной организацией условий, целей и порядка предоставления гранта.
В случае нарушения условий предоставления гранта Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения нарушений направляет посредством почтовой связи в адрес образовательной организации письменное требование о возврате денежных средств гранта (пункт 13 Порядка).
В случае нарушения условий, установленных пунктом 10 настоящего Порядка, полученные средства гранта подлежат возврату в областной бюджет в части их нецелевого использования.
Образовательная организация в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного требования производит возврат денежных средств в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в письменном требовании о возврате денежных средств (пункт 14 Порядка).
В соответствии с пунктом 16.3. Уполномоченный орган осуществляет обязательные проверки в форме:
а) камеральных проверок соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления,
б) выездных проверок соблюдения получателями грантов условий, целей и порядка их предоставления.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения получателя гранта. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней со дня начала проверки, установленной приказом Уполномоченного органа. В ходе выездной проверки проводятся контрольные действия по фактическому изучению документов об использовании грантов и фактического наличия выполненных работ, услуг. Результаты выездной проверки оформляются актом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня окончания выездной проверки. Акт выездной проверки подписывается руководителем контрольной группы и в течение трех рабочих дней со дня его подписания вручается (направляется) представителю получателя гранта.
Получатель гранта вправе в течение 5 рабочих дней со дня получения акта проверки направить свои возражения и замечания руководителю контрольной группы, которые приобщаются к акту проверки и являются его неотъемлемой частью. Заключение руководителя и (или) участника контрольной группы по поступившим возражениям и замечаниям направляется руководителю получателя гранта в течение 10 рабочих дней со дня получения возражений и замечаний.
Таким образом, в настоящем случае результатом проведения проверочных мероприятий, итоговым документов, отражающим существо выявленных нарушений в ходе контроля за использованием средств гранта, является акт проверки соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления (том 1 л.д. 18-34), оспариваемый Учреждением. При этом направленным впоследствии письмом от 06.07.2018 N 4794 (том 1 л.д. 50-64) административный орган предъявил Учреждению требование о возврате полученных средств в сумме, определенной в ходе финансового контроля, как сумма нецелевого и неэффективного использования средств областного бюджета.
На основании изложенного акт проверки, направленный письмом от 15.06.2018 N 4351, и письмо от 06.07.2018 N 4794 являются в данном случае ненормативными правовыми актами, которые могут быть обжалованы в порядке, определенном главой 24 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (статья 78.1 БК РФ).
Согласно положениям статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как было указано ранее, в соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий одним из условий предоставления гранта является целевое расходование гранта (10.1).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (статья 306.4 БК РФ).
Постановлением Правительства Тюменской области от 30.09.2013 N 424-п утвержден Порядок назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств областного бюджета в профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования, находящихся в ведении Тюменской области (далее - Порядок N 424-п).
Пунктом 1.2 Порядка N 424-п предусмотрено, что стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой студентам, аспирантам профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, подразделяются: а) на государственные академические стипендии студентам; б) государственные социальные стипендии студентам; в) государственные стипендии аспирантам; г) именные стипендии.
Государственные социальные стипендии назначаются студентам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка (пункт 1.4 Порядка N 424-п).
Согласно пункту 4.1 Порядка N 424-п государственные социальные стипендии назначаются студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, студентам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, студентам, являющимся инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранами боевых действий, а также студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и подпунктами "а" - "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Государственные социальные стипендии назначаются также студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственные социальные стипендии назначаются указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
В силу пункта 4.2 Порядка N 424-п государственные социальные стипендии в размерах, определенных в соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 2.4 настоящего Порядка, назначаются имеющим оценки успеваемости "хорошо" и "отлично" нуждающимся студентам первого и второго курсов образовательных организаций высшего образования, обучающимся по очной форме в рамках государственного задания по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, нуждающимся студентам, обучающимся по программам среднего профессионального образования. При этом нуждающимися являются студенты: а) представившие в образовательную организацию справку о среднедушевом доходе семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышающем установленную величину прожиточного минимума на душу населения в Тюменской области, выдаваемую территориальным управлением социальной защиты населения по месту жительства; б) относящиеся к категориям, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка; в) в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы.
Следовательно, пунктом 4.1 Порядка N 424-п право на получение государственной социальной стипендии предоставлено студентам (обучающимся), являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства.
Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) определено, что в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 7 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 (далее - Правила N 95), в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Согласно пункту 13.1 Правил N 95 граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат переосвидетельствованию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 14 Правил N 95 предусматривается, что в случае признания гражданина инвалидом устанавливаются причины инвалидности, одной из которых является инвалидность с детства.
Правовые основания для иного толкования категории "инвалид с детства", придания таковой иного содержания судом апелляционной инстанции не усматриваются. Таким образом, в настоящем случае региональным правовым регулированием к лицам, имеющим право на получение государственной социальной стипендии, отнесены и лица, которые являются инвалидами с детства независимо от группы инвалидности, установленной после достижения данными лицами 18 лет.
Следовательно, Порядком N 424-п допускается возможность выплаты государственных социальных стипендий студентам (обучающимся), являющимся инвалидами III группы, если причинами их инвалидности является инвалидность с детства. Оснований для ограничительного толкования положений пункта 4.1 Порядка N 424-п апелляционный суд не усматривает.
Оспариваемым актом (пункт 1.4) Учреждению в вину вменена выплата государственной социальной стипендии обучающимся - инвалидам III группы в общей сумме 18 050 руб. 40 коп. в течение проверяемого периода.
Вместе с тем, согласно справкам, выданным Бюро медико-социальной экспертизы в отношении обучающихся Гурьяновой Д.Н. и Горева Л.Н., поименованные лица являются инвалидами с детства. Материалы дела свидетельствуют о том, что выплата государственной социальной стипендии указанным выше обучающимся произведена в общем размере 15 042 руб.
Оценив действия Университета в данной части, суд апелляционной инстанции не усматривает в них нарушения требований пункта 4.1 Порядка N 424-п. На основании изложенного заявление Учреждения в данной части подлежит удовлетворению.
Согласно результатам проверки за счет средств областного бюджета в 2015 году Учреждением начислялись и выплачивались ежемесячные денежные выплаты; предоставлялось питание, а также выплачивалась компенсация за питание; производилась выплата компенсации на обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без заключения ПМПК.
Возражая против выводов Департамента в данной части, Университет отмечает, что обязанность по предоставлению обучающимся мер социальной поддержки возникает у образовательной организации из факта зачисления обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а не из факта наличия у образовательной организации заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом рекомендации ПМПК заменяет индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Статьей 79 Федерального закона N 273-ФЗ определены особенности образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья. Так, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
При этом под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона N 273-ФЗ приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 N 1082 утверждено Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - Положение N 1082).
Согласно пункту 2 Положения N 1082 комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования \и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Пунктом 10 Положения N 1082 определено, что основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;
д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии (пункт 20 Положения N 1082). Пунктом 22 поименованного Положения предусмотрено, что протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
В заключении комиссии указываются рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования (пункт 21 Положения N 1082).
Согласно пункту 23 Положения N 1082 заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
Постановлением Правительства Тюменской области от 16.10.2013 N 439-п утверждено Положение о мерах социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (далее - Положение N 439-п).
Поименованное Положение определяет порядок и условия предоставления мер социальной поддержки при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях; порядок регламентации и оформления отношений государственной образовательной организации Тюменской области, муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (пункт 1).
Согласно пункту 2 Положения N 439-П при организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья государственная (муниципальная) образовательная организация, в которую с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии зачислены такие обучающиеся, предоставляет им: бесплатное питание (для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации, - на условиях полного государственного обеспечения, для иных обучающихся - на условиях обеспечения бесплатным двухразовым питанием) (подп. "в"); одежду, обувь, мягкий и жесткий инвентарь по нормам обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Правительством Тюменской области, - для обучающихся, проживающих в соответствующей образовательной организации (подп. "г"); ежемесячную денежную выплату в размере, установленном Правительством Тюменской области, - для обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащих (подпункт "д").
Следовательно, при поступлении в Университет обучающихся для подтверждения статуса "с ограниченными возможностями здоровья" подлежит представлению заключение ПМПК с указанием программы обучения, выданное не позднее одного года до даты его предъявления.
Заключений ПМПК, соответствующих указанным требованиям, подателем апелляционной жалобы в материалы дела не представлено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные в ходе проверки заключения ПМПК, не подлежали учету для целей определения правомерности расходования бюджетных средств, поскольку возраст обучающихся по состоянию на момент выдачи заключения составлял 7-8 лет, заключения были даны для поступления в специальные школы, что Университетом по существу не оспаривается.
При этом судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы жалобы заявителя о тождестве категорий инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и, соответственно, аналогичном значении индивидуальной программы реабилитации и заключения ПМПК.
В силу статьи 1 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Как указано выше, Федеральным законом N 273-ФЗ дано определение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому таковым является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Согласно статье 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Как следует из приведенных выше положений правового регулирования (в том числе - Положения N 1082), заключение ПМПК касается более узкого спектра жизненных обстоятельств лица, имеет более узкую сферу применения, составляется в ином порядке иными субъектами и в отношении иного лица, имеющего, в том числе, иные нарушения здоровья. Кроме того, по смыслу действующего правового регулирования, указанные выше документы обладают нетождественным предназначением, хотя и сходны в определенной части своего содержания. Правовым регулированием не исключается вероятность совмещения одним физическим лицом статусов инвалида и лица с ограниченными возможностями здоровья, однако в данном случае основания для несоставления индивидуальной программы или заключения ПМПК законом и подзаконным регулированием не предусмотрены.
Следовательно, категории инвалидности и ограниченных возможностей здоровья и правовой статус лиц поименованных категорий, а также правовое значение индивидуальной программы реабилитации и заключения ПМПК с логической точки зрения смешиваются подателем апелляционной жалобы, и на нормах права соответствующие доводы не основаны.
Податель апелляционной жалобы также указывает, что часть обучающихся спорные выплаты получали в качестве детей-сирот.
Апелляционный суд при оценке указанных доводов принимает во внимание то обстоятельство, что социальная поддержка обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации и относящимся в категории детей-сирот в порядке обеспечения мер социальной поддержки обучающихся детей-сирот осуществляется в Тюменской области с 08.11.2016 (после вступления в силу Закона Тюменской области от 08.11.2016 N 97 "О внесении изменений в статью 9 Закона Тюменской области от 28.12.2004 N 331 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области" (далее - Закон Тюменской области N 97).
В связи с указанным данные выплаты обучающимся, относящимся к категории детей-сирот, обучающимся по программам профессионального обучения и специально-профессиональной адаптации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, до вступления в силу Закона Тюменской области N 97, произведены Учреждением неправомерно (в отсутствие оснований).
В ходе проведения проверки Университетом представлены личные дела обучающихся по программам профессионального обучения и социально-профессиональной адаптации, в том числе личное дело Биктимировой Д.З., как обучающихся с ОВЗ. В связи с чем, апелляционным судом отклоняются как необоснованные доводы апелляционной жалобы о непредставлении Департаментом доказательств того, что данная студентка являлась обучающейся с ограниченными возможностями здоровья.
Далее, согласно выводам Департамента за 2015 год Учреждением представлен отчет с недостоверными данными о численности обучающихся, получивших образовательные услуги.
Согласно пункту 12 Порядка образовательные организации обязаны представлять отчет о количестве обучающихся, получивших образовательные услуги и меры социальной поддержки, а также об использовании выделенных средств в сроки и по форме, установленные соглашением. Указанное условие также приведено в данном Порядке в качестве условия предоставления гранта.
Возражая против акта в данной части, заявитель указывает, что Университетом фактически не был завышен показатель численности обучающихся по программам профессионального обучения и социальной адаптации по профессиям рабочих, должностям служащим на 4 человека, поскольку указанные лица находились в отпуске по уходу за ребенком.
Согласно положениям статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ обучающимся предоставляются академические права, в том числе, на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами.
Приказом Минобразования России от 13.06.2013 N 455 утвержден Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся (далее - Порядок N 455).
Пунктом 2 Порядка N 455 предусмотрено, что академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.
Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска. В случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица, во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается (пункт 6 Порядка N 455).
С учетом изложенного включение Учреждением в отчетность лиц, находившихся в академических отпусках, свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений, поскольку данные лица в отчетный период не получали образовательные услуги и меры социальной поддержки, что повлекло необоснованное предоставление средств из областного бюджета на сумму 459 200 руб.
Оставив без удовлетворения требования Учреждения в указанной части, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.
Проанализировав материалы дела и оценив действия Учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые акт проверки, направленный письмом от 15.06.2018 N 4351, и письмо от 06.07.2018 N 4794 соответствуют положениям действующего в спорной сфере правового регулирования и основаны на достоверно установленных фактических обстоятельствах, за исключением выводов заинтересованного лица в части расходования заявителем средств в сумме 15 042 руб. на социальную поддержку обучающихся - инвалидов с детства.
На основании изложенного требования Университета подлежат удовлетворению частично. Решение по делу подлежит изменению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением дела по существу и апелляционной жалобы распределяются в соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.02.2019 по делу N А70-16302/2018 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции.
Требования, заявленные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тюменский индустриальный университет", удовлетворить частично.
Признать недействительным акт проверки соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления Департамента образования и науки Тюменской области, направленный письмом от 15.06.2018 N 4351, и письмо Департамента образования и науки Тюменской области "О направлении заключения" от 06.07.2018 N 4794 (с заключением участников контрольной группы по поступившим возражениям и замечаниям на акт проверки соблюдения получателем гранта в форме субсидии условий, целей и порядка его предоставления) в части указания на допущенные Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Тюменский индустриальный университет" нарушения целевого и эффективного использования средств субсидии на общую сумму 15 042 руб.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Департамента образования и науки Тюменской области в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский индустриальный университет" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы в размере 4 500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16302/2018
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "УГМК-СТАЛЬ"