Омск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А70-18449/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Грязниковой А.С., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2606/2019) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Филиал N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2019 по делу N А70-18449/2018 (судья Безиков О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торгсервис 72" (ОГРН 1147232010859, ИНН 7203306290)
к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Филиал N 1 (ОГРН 1027200820503; ИНН 7202029421)
об оспаривании решения N 838 от 03.09.2018 и решения N 3043 от 03.09.2018 в части
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: представитель не явился;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торгсервис 72" (далее - заявитель, ООО "Торгсервис 72", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1 (далее - ответчик, Фонд социального страхования) об оспаривании решения от 03.09.2018 N838 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в части решения N3043 от 03.09.2018 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением от 12.02.2019 по делу N А70-18449/2018 Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд социального страхования обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, указывая на то, что доначисления образовались в результате применения неверного размера районного коэффициента к спорным пособиям, так Общество вместо коэффициента 1,5 необоснованно применило 1,7, который федеральным законодательством не установлен.
Обществом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес Фонда страхования, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы. Отзыв приобщен судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Позиция Общества мотивирована отсутствием нарушений норм действующего законодательства при исчислении пособий своим работникам; полагает правомерным применение регионального коэффициента при определении размеров гарантированных государством пособий.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие данных лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства. Фондом социального страхования проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период 01.01.2017 - 31.12.2017, по результатам которой составлен акт камеральной проверки от 20.07.2018 N 3043.
По итогам рассмотрения акта и материалов проверки, Фонд социального страхования вынес оспариваемые решения.
Решением от 03.09.2018 N 838 не приняты к зачету расходы по листам нетрудоспособности Салмановой А.Г., Емельцовой Н.Е., Полосиной Ю.В., а также в части единовременного пособия Емельцовой Н.Е., Полосиной Ю.В., Малицкой А.В. Пунктом 2 указанного решения Обществу предложено произвести корректировку расходов, не принятых к зачету в общей сумме 22 210,48 руб., а также доплатить обозначенную сумму.
Основанием для непринятия спорной суммы расходов явился вывод заинтересованного лица о том, что при определении размеров гарантированных государством пособий и их выплате применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные на федеральном уровне.
Решением от 03.09.2018 частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 245 035,35 руб., а также отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 22 210,48 руб. по аналогичным основаниям.
Полагая, что оспариваемые решения нарушают права и законные интересы ООО "Торгсервис 72" в сфере предпринимательской деятельности, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
12.02.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
На основании статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" ООО "Торгсервис 72" является страхователем по обязательному социальному страхованию и в соответствии со статьей 12 данного Федерального закона обязано выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 5, 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам являются одними из видов страхового обеспечения.
В силу статьи 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 2 статьи 22 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования").
Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации установлен статьей 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно части 3 которой территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения. В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (статья 4.7 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Аналогичная норма содержится в пункте 3 части 1 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования", согласно которому предусмотрено, что страховщики имеют право не принимать к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, за счет средств фонда социального страхования осуществляется оплата пособия, выплаченного страхователем в соответствии с требованиями законодательства, пособия, выплаченные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании (не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов), к расходам фонда могут быть не приняты.
Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (статья 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
В соответствии с пунктами 6 и 11 указанного Положения пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 2 календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей), или за иной период, указанный в пункте 11 Положения N 375. В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.
В силу статьи 10 Федерального закона N 4520-1 от 19.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ранее действующей редакции закона, далее Закон N4520-1) размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
С момента введения в действие Трудового кодекса и указанного Федерального закона по настоящее время Правительством Российской Федерации не установлен размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре.
В связи с тем, что до настоящего времени соответствующего закона Правительством Российской Федерации по данному вопросу не принято, то в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом, продолжают действовать нормы законодательства СССР, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
В силу абзацев 2 и 3 статьи 10 Закона N 4520-1 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.
В настоящее время продолжает действовать Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦПСС от 29 декабря 1964 года N 611/35 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60° северной широты Тюменской области".
Указанным документом на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для работников указанных поименованных отраслей утвержден районный коэффициент 1,7.
Исходя из положений Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 09.12.2004 N 76-ОЗ "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Ханты -Мансийском автономном округе, работающих в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа", согласно которому лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджета автономного округа, учащимся, студентам, получающим стипендии за счет бюджета автономного округа, обучающимся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, находящихся в ведении автономного округа, и лицам, являющимся получателями ежемесячного пособия на ребенка (детей) из средств бюджета автономного округа, при исчислении заработной платы, стипендии и пособия установлен районный коэффициент в размере 1,7.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что подпунктом 1.1 пункта 1 Решения от 26.09.2014 N 626 МОГО г.Нижневартовск ХМАО-Югры решено установить лицам, работающим в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях города Нижневартовска, районный коэффициент к заработной плате за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 1,7.
Указанным пунктом также рекомендовано руководителям предприятий всех форм собственности производить доплаты к районному коэффициенту к заработной плате, установленному законодательством, обеспечивающие сохранение ранее действующего районного коэффициента к заработной плате в размере 1,7.
Материалами дела подтверждено, что заработная плата работникам Общества выплачивается с районным коэффициентом 1.7, который, соответственно, применяется и при исчислении страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах, Обществом правомерно применен коэффициент 1.7 при назначении и выплаты гарантированных пособий своим работникам.
Факт наступления страховых случаев подтвержден листками нетрудоспособности, выданными лечебным учреждением, правомерность выдачи листков нетрудоспособности Фондом социального страхования не оспаривается.
Оснований сомневаться в достоверности документов, представленных Обществом в Фонд социального страхования, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах у Фонда социального страхования отсутствовали правовые основания для отказа в возмещении Обществу расходов, связанных с выплатой застрахованным лицам соответствующих государственных пособий в оспариваемой сумме.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что повышающие коэффициенты для работников, работающих в условиях Крайнего Севера, могут быть установлены только федеральным законодательством судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Согласно раздела 1 Обзора Верховного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности занимают полностью или частично территорию 24 субъектов Российской Федерации и представляют собой территории с тяжелыми природными условиями, обусловливающими увеличение размера заработной платы и предоставление компенсаций лицам, работающим на указанных территориях.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029" (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (часть 2 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, установлены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 N 1980-7 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Руководствуясь приведенными нормативными предписаниями, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации - прямая обязанность работодателя.
Таким образом, заявитель правомерно выплачивал пособия в размере полного заработка с применением районный коэффициент 1,7.
Следовательно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае не имелось оснований для отказа в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения с суммы пособий, исчисленной с применение районного коэффициента 1.7 к заработной плате работников Общества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что поскольку средства Фонда социального страхования в соответствии с законодательством формируются, в том числе, и за счет средств, уплачиваемых организациями в составе взносов, при определении налоговой базы по которому учитываются любые выплаты и вознаграждения работникам, в том числе и суммы районного коэффициента, входящего в состав заработной платы, то работники общества, оплаты труда которых страховые взносы в ФСС РФ исчисляются и уплачиваются с применением коэффициента 1,7, имеют право на получение пособий с применением районного коэффициента в таком же размере.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче Фонд страхования не уплачивал государственную пошлину.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации Филиал N 1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.02.2019 по делу N А70-18449/2018 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.