город Томск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А67-4972/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Логачева К.Д.,
судей Кривошеиной С.В.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белозеровой А.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (N 07АП-2858/2019) на решение от 27.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4972/2018 (судья Панкратова Н.В.), заявлению Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41, ИНН 7017996657, ОГРН 1137000001027; адрес для корреспонденции: 634009, г. Томск, ул. Карла Маркса, дом 7, офис 108) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, дом 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании незаконными и отмене предписаний N Юр-2363 от 27.06.2017 и N Юр-2363/1 от 06.04.2018,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Фонд "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области" (далее - Фонд, заявитель) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об отмене предписаний от 27.06.2017 N ЮР-2363 и от 06.04.2018 N ЮР-2363/1.
Решением Арбитражного суда Томской области от 27.02.2019 заявленные требования удовлетворены частично. Предписание Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области N Юр-2363/1 от 06.04.2018 признано недействительным. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Фонда. В удовлетворении требования о признании недействительным предписания N Юр-2363 от 27.06.2017 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции изменить в части и принять по делу новый судебный акт об отказе в признании предписания Департамента от 06.04.2018 N ЮР-2363/1 недействительным.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обязанность по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, куда входит и работа с должниками, и взыскание задолженностей в судебном порядке, прямо предусмотрена пунктом 7 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Согласно пункту 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 АПК РФ необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенных норм права, принимая во внимание, что апелляционная жалоба содержит доводы применительно к незаконности выводов суда первой инстанции только в части отказа суда первой инстанции в признании предписания Департамента от 06.04.2018 N ЮР-2363/1 недействительным, другими лицами соответствующих возражений не заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 21.07.2014 решением общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома (далее - МКД) по адресу: г. Томск, ул. Ивановского, 24 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
30.06.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Высоцкого, 6 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
10.07.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, пер. Ново-Станционный, 26 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
02.07.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, пер. Ново-Станционный, 28, выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
30.06.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/6 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
01.07.2014 решением общего собрания собственников помещений МКД по адресу: г. Томск, ул. Герасименко, 1/13 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальном счете регионального оператора - Фонда "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области".
По результатам внеплановой документарной проверки, проведенной Департаментом по фактам, допускаемых региональным оператором нарушений требований жилищного законодательства (отказ в осуществлении исковой работы в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является Фонд (распоряжение от 29.09.2017 N Юр-2363), составлен акт проверки от 27.06.2017 N Юр-2363, содержащий указания на выявленные нарушения.
27.06.2017 государственным жилищным инспектором Томской области С.Э. Камышевой в адрес Фонда вынесено предписание N Юр-2363, которым заявителю предписано в срок до 01.09.2017 устранить нарушения требований законодательства путем выполнения следующих мероприятий по выявленным нарушениям: организовать работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах по адресам: г. Томск, ул. Ивановского, 24, ул. Высоцкого, 6, ул. Герасименко, 1/6 и 1/13, пер. Ново-Станционный, 26 и 28, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, владельцем которых является региональный оператор.
На основании распоряжения начальника Департамента от 20.03.2018 N Юр-2363/1 проведена проверка исполнения Фондом ранее выданного предписания от 27.06.2017 N Юр2363, по результатам которой составлен акт от 06.04.2018 N Юр-2363/1, содержащий указание на не исполнение Фондом предписания от 27.06.2017 N Юр-2363.
06.04.2018 государственным жилищным инспектором Томской области С.Э. Камышевой в адрес Фонда вынесено предписание N Юр-2363/1, которым заявителю вновь предписано в срок до 01.07.2018 организовать работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в многоквартирных домах по адресам: г. Томск, ул. Ивановского, 24, ул. Высоцкого, 6, ул. Герасименко, 1/6 и 1/13, пер. Ново-Станционный, 26 и 28, формирующих фонд капитального ремонта на специальных счетах, владельцем которых является региональный оператор.
Полагая, что предписания Департамента от 27.06.2017 N ЮР-2363 и от 06.04.2018 N ЮР-2363/1 не соответствуют законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, Фонд обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции исходил из ошибочности вывода Департамента об обязанности Фонда вести работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 170 ЖК РФ фонд капитального ремонта образуют взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете (часть 1).
В силу части 3 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
По правилам части 4 статьи 170 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: - размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; - владелец специального счета; - кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 175 ЖК РФ специальный счет открывается в банке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и особенностями, установленными настоящим Кодексом (часть 1).
Владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса; 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив; 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления (часть 2).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (часть 3).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме (часть 4).
Статьей 171 ЖК РФ предусмотрено следующее: - в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1), - в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 названного Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2).
Из системного толкования приведенных норм следует, что обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 171 ЖК РФ). Во всех остальных случаях - это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация).
Из материалов дела следует, что собственниками помещений МКД по адресам: г. Томск, ул. Ивановского, 24, ул. Высоцкого, 6, ул. Герасименко, 1/6 и 1/13, пер. Ново-Станционный, 26 и 28 выбран способ формирования фонда капитального ремонта МКД на специальных счетах, владельцем которых определен Фонд.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности позиции Департамента в части нарушения Фондом части 2 статьи 182 ЖК РФ и части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области".
Так, согласно пункту 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.
В пункте 1 части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области" закреплено, что функциями регионального оператора является аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что из указанных норм не следует обязанность Фонда вести работу по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт в МКД по адресам: г. Томск, ул. Ивановского, 24, ул. Высоцкого, 6, ул. Герасименко, 1/6 и 1/13, пер. Ново-Станционный, 26 и 28, формирующим фонд капитального ремонта на специальном счете, владельцем которых является Фонд.
Согласно статье 180 ЖК РФ в функции регионального оператора входит лишь открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в МКД на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета.
Функции же аккумулирования взносов на капитальный ремонт (что подразумевает под собой и ведение работы по взысканию задолженности в судебном порядке) региональный оператор выполняет только в отношении взносов, уплачиваемых собственниками МКД, фонды капитального ремонта которых формируются на счете, счетах регионального оператора (пункт 1 части 1 статьи 180 ЖК РФ).
Аналогичная норма закреплена в пункте 1 части 2 статьи 15 Закона Томской области от 07.06.2013 N 116-ОЗ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области".
Жилищным кодексом Российской Федерации не предусмотрено аналогичных функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт применительно к специальным счетам, владельцем которых является региональный оператор.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что понятия "счет, счета регионального оператора" и "специальный счет" различны.
Оснований для расширительного толкования норм пункта 1 части 1 статьи 180, пункта 7 части 2 статьи 182 ЖК РФ и вменения обязанности региональному оператору ведение работы по взысканию задолженности в отношении специального счета, владельцем которого он является, не имеется.
Обязанности регионального оператора как владельца специального счета применительно к контролю за формированием фонда капитального ремонта определены в статье 172 ЖК РФ, согласно которой владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 172 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 172 ЖК РФ региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт о специального счета, сведения о размере остатка средств на специальном счете, сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров (часть 3 статьи 172 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах, положения указанной статьи не возлагают на владельца специального счета обязанностей, связанных с ведением работы по взысканию задолженности с неплательщиков взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 8 статьи 173 ЖК РФ, в случае если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
Согласно части 9.1 статьи 173 ЖК РФ региональный оператор, избранный решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в качестве владельца специального счета и получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение.
В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, лицо, указанное в части 3 статьи 164 настоящего Кодекса, при непосредственном управлении многоквартирным домом обязаны инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Таким образом, ЖК РФ предусмотрен специальный порядок контроля собираемости средств фонда капитального ремонта на специальном счете, при котором владелец специального счета ведет работу с собственниками, имеющими задолженность, лишь в случае получения соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора.
Правовым последствием непогашения задолженности, установленной в уведомлении, является направление органом государственного жилищного надзора информации в орган местного самоуправления для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Из материалов дела не следует, что Департамент направлял в адрес Фонда уведомления, предусмотренные частью 8 статьи 173 ЖК РФ, в отношении вышеуказанных МКД, в соответствии с которым Фонд обязан бы был предпринимать меры, направленные на погашение задолженности, послужившей основанием для направления таких уведомлений, но не предпринял таких мер.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
В соответствии с пунктом 4 Правил управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросу проведения капитального ремонта многоквартирного дома (подпункт "в"). На основании таких предложений собственники помещений МКД принимают решение о проведении капитального ремонта общего имущества (части 1, 2 статьи 189 ЖК РФ).
В подпункте "ж" пункта 4 Правил приведен стандарт, касающийся организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений; ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платежей, предусмотренных ЖК РФ.
Таким образом, по общему правилу при управлении домом управляющей организацией на нее возлагаются обязанности: по планированию и организации услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества МКД; по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, ведению претензионной работы в отношении должников.
Из материалов дела видно, что ООО "Жилсервис ТДСК" является управляющей организацией указанных МКД, что не оспаривается заявителем, следовательно, на нем лежит обязанность в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества, обеспечения возможности проведения капитального ремонта МКД в установленные сроки, принять меры к своевременному и полному сбору средств на капитальный ремонт. Выполнение данной обязанности должно быть реализовано, в том числе, путем ведения претензионной и исковой работой с должниками, допустившими неуплату взносов на капитальный ремонт в установленные сроки.
Данные обязанности возложены на ООО "Жилсервис ТДСК" в том числе протоколами общего собрания по спорным МКД.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Фондом не было совершено вмененное нарушение в виде не организации работы по взысканию задолженности в отношении неплательщиков взносов на капитальный ремонт, требующее вынесения предписания.
Доводы Департамента основаны на неправильном толковании норм ЖК РФ и отклоняются судом апелляционной инстанции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения в обжалуемой части у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом того, что Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе апелляционным судом не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.02.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-4972/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
К.Д. Логачев |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.