Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф09-5774/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А50-37393/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Балдиной А.С.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дилер": Агафонова Н.М., директор, паспорт, Белых Д.И., представитель по доверенности, паспорт,
от Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дилер"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2019 года,
принятое судьей Гусельниковой Н.В.,
по делу N А50-37393/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилер" (ОГРН 1025902173340, ИНН 5934030196)
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298)
о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Дилер" (далее - ООО "Дилер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Минприроды Пермского края, Министерство, заинтересованное лицо) об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка, изложенного в письме от 22.11.2018 N СЭД-30-01-25.4-8422.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.02.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО "Дилер" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить полностью, заявление общества удовлетворить. В обоснование жалобы ее заявитель указывает, что по результатам лесного конкурса был заключен договор от 27.03.2006 аренды лесного участка на 10 лет, в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации данный договор переоформлен, сторонами подписан договор аренды от 12.12.2008 N 89. Ссылается на то, что судом не дана оценка дополнительным соглашениям N 1, N 2 к договору от 12.12.2008 N 89. По мнению заявителя жалобы, названные дополнительные соглашения являются недействительными в части изменения срока действия договора на срок, превышающий 27.03.2016, поскольку действующее законодательство на момент заключения соглашений не допускало возможность изменения условий договора аренды (в том числе в части увеличения срока действия договора аренды более чем на 10 лет) на основании соглашения сторон такого договора. Указывая на то, что срок действия договора истек 27.03.2016, Министерством наложен запрет на использование лесного участка со второй половины 2017 года, заявитель считает, что долг по арендной плате не мог возникнуть в 2018 году. Заявитель также отмечает, что он в 2018 году лесным участком не пользовался, заготовка древесины не осуществлялась, заготовка древесины производилась лишь в первую половину 2017 года и за фактическую заготовку арендатор полностью произвел расчет по арендной плате. Заявитель указывает, что он не мог обратиться к арендодателю (Министерству) не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка (до 27.03.2016), поскольку на основании Протокола N 6 заседания комиссии по приведению договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации от 03.12.2014 между арендатором и арендодателем было заключено дополнительное соглашение от 18.12.2014 N 2 к указанному выше договору аренды, в соответствии с пунктом 3 данного дополнительного соглашения срок действия договора аренды был продлен до 11.12.2018. Как полагает заявитель, срок пропущен по независящим от него причинам.
Министерством представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо выразило несогласие с приведенными в ней доводами, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что договор аренды лесного участка от 12.12.2008 N 89 заключен в порядке приведения договора на аренду участка лесного фонда от 27.03.2006 N 44 в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, введенным в действие Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", со сроком действия с 12.12.2008 по 11.12.2018 (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2014 N 2 к договору аренды); государственная регистрация договора аренды лесного участка проведена 02.02.2009 N 59-59-18/007/2009-057; в государственном кадастре недвижимости не учтен. Отмечает, что договор на аренду участка лесного фонда от 27.03.2006 N 44 заключен на основании протокола о результатах лесного конкурса от 10.03.2006 сроком на 10 лет с момента государственной регистрации; государственная регистрация договора аренды лесного участка проведена 04.05.2006, запись N 59-59-18/036/2006-021. Ссылается на то, что заявление арендатора на заключение нового договора аренды не соответствует части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку подано 25.10.2018, а должно быть подано не позднее, чем 11.10.2018. Также указывает на нарушение арендатором условий договора аренды (ненадлежащее исполнение обязательств по внесению арендной платы; невыполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов за 2018 год) и наличие задолженности по арендной плате по договору в размере 1 521 928 руб. 27 коп.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, своего представителя для участия в судебное заседание не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам лесного конкурса на право аренды участков лесного фонда ФГУ "Горнозаводский лесхоз" от 10.03.2006 заявитель признан победителем на право аренды на 10 лет (л.д. 11)
Между сторонами подписан договор аренды N 44 от 27.03.2006 сроком аренды на 10 лет (пункт 3.1 договора) (л.д. 12-18)
12.12.2008 между сторонами заключен договор аренды лесного участка N 89 сроком с 12.12.2008 по 27.03.2016 (пункт 29 договора) (л.д. 19-25)
18.12.2014 дополнительным соглашением N 2 срок аренды установлен с 12.12.2008 по 11.12.2018 (л.д. 31)
25.10.2018 заявителем в адрес Министерства подано заявление о перезаключении договора аренды на новый срок (л.д. 32)
22.11.2018 Министерством принято решение об отказе N СЭД-30-01-25.4-8422 в заключении нового договора аренды. В обоснование указано на несоблюдение пунктов 1, 3, 4 части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 33).
Полагая, что решение об отказе является незаконным и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не были соблюдены условия, предусмотренные статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), поскольку общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении договора по истечении установленного данной нормой срока; арендные отношения прекращены по инициативе Министерства.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Статьей 71 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; 3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Согласно частям 3, 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрено, что арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет (часть 1).
Частью 2 статьи 74 названного Кодекса установлено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
В порядке части 3 статьи 74 ЛК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого лесного участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
В течение двух рабочих дней указанное в части 3 настоящей статьи решение направляется гражданину или юридическому лицу, являющимся арендаторами лесного участка и подавшим заявление о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов (пункт 4 статьи 74 ЛК РФ).
Как видно из материалов дела, договор аренды лесного участка от 12.12.2008 N 89 был подписан в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации в порядке переоформления ранее оформленного по результатам лесного конкурса договора N 44 от 27.03.2006 на аренду участка лесного фонда.
Срок договора аренды установлен до 11.12.2018 (с учетом дополнительного соглашения от 18.12.2014 N 2 к договору аренды лесного участка от 12.12.2008 N 89), вместе с тем, общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды 25.10.2018, т.е. с нарушением требований подпункта 1 части 2 статьи 74 ЛК РФ (заявление подано обществом позднее, чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка).
Как следует из материалов дела, Министерство письмом от 16.09.2017 N СЭД-30-01-22-4905 уведомило общество об отказе от договора аренды. Факт получения заявителем данного уведомления арендодателя об отказе от договора не оспорен.
Таким образом, на момент обращения арендатора с заявлением о заключении нового договора аренды (25.10.2018) арендные отношения между сторонами прекращены.
По утверждению Министерства у заявителя на 2018 год имеется задолженность по арендной плате в размере 1 521 928 руб. 27 коп.
Исследовав фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии со статьями 65, 71 АПК РФ, проанализировав приведенные правовые положения, суд первой инстанции правомерно признал, что Министерство правомерно отказало обществу "Дилер" в заключении нового договора аренды лесного участка ввиду не соблюдения обществом условий статьи 74 ЛК РФ и пункта 27 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.10.2015 N 445.
Таким образом, оспариваемый обществом отказ Министерства соответствует требованиям закона и, следовательно, не нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
В любом случае заявителем пропущены сроки обращения с заявлением о заключении договора на новый срок как с учетом продления договора аренды до 11.12.2018, так и без учета продления договора аренды в силу ничтожности дополнительного соглашения от 18.12.2014.
В силу статьи 622 ГК РФ арендная плата подлежит начислению до момента возврата арендованного имущества, но доказательств возврата лесного участка из аренды ответчик не представляет. Доказательств отсутствие задолженности по внесению арендной платы не представляет.
Таким образом, заявление заявителя не соответствует в совокупности требованиям пункта 2 статьи 74 ЛК РФ.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 18.02.2019 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 февраля 2019 года по делу N А50-37393/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.