г. Санкт-Петербург |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А21-16144/2018 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Горбачева О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8144/2019) ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2019 по делу N А21-16144/2018 (судья С.Н.Сычевская), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное)
к ООО "Мясокомбинат "Янтарный"
о взыскании
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) (юр. адрес: 236016, г. Калининград, ул. 9 Апреля, 32 а, ОГРН 1023900588690, ИНН 3904042472, дата регистрации в качестве юр. лица: 03.04.2001, далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Янтарный" (юр. адрес: 238300, Калининградская область, Гурьевский район, г. Гурьевск, ул. Гранитная, д. 11, ОГРН 1116674010562, ИНН 6674378738, дата регистрации в качестве юр. лица: 20.06.2011, далее Общество) 70 500 руб. финансовых санкций за несвоевременное предоставление сведений за январь 2017 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 26.02.2019 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, с учетом позиции Верховного Суда РФ, отраженной в определении от 23.01.2019 г. N 306-КГ18-17376, срок на обращение в суд не является пропущенным.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении ООО "Мясокомбинат "Янтарный" проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за отчетный период - январь 2017 года.
По результатам проверки должностным лицом Пенсионного фонда составлен акт от 22.11.2017 N 049S18170014278 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением N 048S19170013696 от 21.12.2017 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, в виде штрафа в размере 70 500 руб.
В адрес ответчика направлено требование в котором предложено добровольно уплатить сумму штрафа в размере 70 500 рублей в срок до 05.02.2017.
Неуплата штрафа в срок, установленный в требовании, явилась основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание суммы штрафа.
Арбитражным судом Калининградской области 23.10.2018 по делу N А21-12444/2018 вынесен судебный приказ на взыскание с ООО "Мясокомбинат "Янтарный" финансовых санкций в размере 70 500 руб.
В связи с поступившими от должника возражениями относительно судебного приказа арбитражным судом вынесено определение от 16.11.2018 об отмене судебного приказа по делу N А21-12444/2018.
Пенсионный фонд 18.12.2018 обратился в арбитражный суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 70 500 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления Управления.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнительных пояснений, приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч. 2 ст. 213 АПК РФ заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с ч. 6 ст. 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке статьей 17 закона N 27-ФЗ не предусмотрено, следовательно, исходя из положений ст. 2 закона N 167-ФЗ, применению подлежат нормы Налогового кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Статья 46 Налогового кодекса, устанавливающая порядок взыскания налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит правил исчисления срока взыскания задолженности для случаев отмены судебного приказа.
Между тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц, в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса указано, что такие требования могут быть предъявлены не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации), а также универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм задолженности после отмены судебного приказа, следует признать допустимым применение пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса по аналогии закона и в рассматриваемой по настоящему делу ситуации.
Таким образом, на основании статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и применительно к пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса по требованиям органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Указанная позиция изложена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2019 N 306-КГ18-16966 и от 22.01.2019 N 305-КГ18-17885.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в требовании об уплате финансовой санкции установлен срок для добровольной уплаты штрафных санкций - до 05.02.2017. Следовательно, срок на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности в размере 70 500 руб. истекает 06.08.2017.
С заявлением о выдаче судебного приказа Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд 23.10.2018.
На основании заявления Пенсионного фонда Арбитражным судом Калининградской области 23.10.2018 по делу N А21-12444/2018 вынесен судебный приказ на взыскание с ООО "Мясокомбинат "Янтарный" финансовых санкций в размере 70 500 руб.
В связи с поступившими от должника возражениями относительно судебного приказа арбитражным судом вынесено определение от 16.11.2018 об отмене судебного приказа по делу N А21-12444/2018.
Пенсионный фонд 18.12.2018 обратился в арбитражный суд в порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с заявлением о взыскании с ответчика финансовых санкций в размере 70 500 руб. то есть, в установленный законом шестимесячный срок после отмены судебного приказа.
В связи с указанным обстоятельством подлежат отклонению доводы Общества о пропуске Управлением срока на подачу заявления, изложенные в отзыве на жалобу.
Рассматривая дело по существу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Последним днем представления сведений, предусмотренных пунктом статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в территориальный орган ПФР за отчетный период - январь 2017 года является 15 февраля 2017 года.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявителем сведения на 141 застрахованное лицо за январь 2017 года согласно протоколу проверки формы СЗВ-М с типом формы "исх" (исходная) ответчиком представлены в Управление 20.11.2017, то есть, с нарушением срока установленного законом.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает доказанным наличие в действиях Общества вменяемого состава правонарушения - представление сведений о 141 застрахованном лице с пропуском установленного срока.
Расчет штрафа произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства: 141 x 500 руб. = 70 500 руб.
Срок давности привлечения к ответственности, установленный абз. 19 ст. 17 закона N 27-ФЗ, соблюден, поскольку он начал течь со следующего дня после наступления даты подачи сведений за январь 2017 г. (15.02.2017) и истечет 16.02.2020.
Из материалов дела не усматривается нарушений процедуры проведения проверки и принятия решения, которые могли бы стать основанием для признания привлечения Общества к ответственности неправомерным.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу, что пенсионный фонд правомерно привлек общество к ответственности, а заявленные требования подлежат удовлетворению.
Обществом при рассмотрении дела в суде первой инстанции заявлено ходатайство о снижении размера санкций.
Апелляционный суд, рассмотрев материалы дела считает возможным снизить размер санкций до суммы 20 000 рублей.
Конституционный суд Российской Федерации в своих постановлениях указывает на необходимость индивидуализации наказания, назначения штрафов с учетом характера, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
На основании статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 АПК РФ мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской от 08.12.2009 N 11019/09, определено, что размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
В рассматриваемом случае, апелляционный суд, учитывая совершение Обществом правонарушения впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), отсутствие вредных последствий для бюджета ПФР, установил наличие смягчающих ответственность обстоятельств и считает возможным снизить размер штрафа до суммы 20 000 руб.
Учитывая изложенное апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по пунктам 1, 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.02.2019 по делу N А21-16144/2018 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Янтарный" (ОГРН 1116674010562) в пользу взыскателя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде Калининградской области (межрайонное) (ОГРН 1023900588690) финансовые санкции в сумме 20 000 руб.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Мясокомбинат "Янтарный" (ОГРН 1116674010562) в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанциях в сумме 5820 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.