Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф09-5682/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А34-6799/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 04.03.2019 по делу N А34-6799/2018 (судья Тюрина И.Г.).
Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" (далее - ООО "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области", ответчик) о взыскании денежных средств в размере 370 920 руб. 93 коп., из которых 245 643 руб. денежные средства, полученные в виде гранта, 125 277 руб. 93 коп. - штраф за неисполнение условий договора (т. 1, л.д. 3-7).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.03.2019 в удовлетворении исковых требований Департамента отказано (т. 3, л.д. 9-12).
С вынесенным решением не согласился Департамент (далее также податель жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указал на выявление факта неисполнения обществом пунктов 2.3.1 и 3.4.1 договора о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса. Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2017 года не был предоставлен обществом в срок, указанный в п. 2.1 договора и направлен в адрес заявителя лишь в виде электронного документа, не имеющего подписи и штампа организации; не предоставлена ежегодная анкета за этот же период. Возражая против вывода суда о том, что такие факты обусловлены причинами, не зависящими от общества и являются незначительным нарушением, податель жалобы указывает на представление ранее обществом в отчете и анкетах данных, не совпадающих с данными за предыдущий период отчетности. Обществу неоднократно направлялись запросы информации о текущей деятельности в течение всего срока действия договора.
Актом обследования от 12.03.2018 специалистами Департамента установлено, что по юридическому адресу общества: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 87, офис 18, а также по иным указанным в отчетах фактическим адресам: г. Курган, ул. Кирова, 51а, офис 408, г. Курган, ул. Советская, д. 128, офис 303, ответчик деятельность не осуществляет. О смене юридического адреса общество не извещало. Указанное ранее в ежеквартальных отчетах помещение по адресу: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 14-41, является квартирой, фактическим местом проживания Валиулиной Ольги Никитичны (директором общества). Названное является нарушением условий п. 3.2 договора, а именно указанием недостоверных сведений в представляемых документах и отчетах. Податель жалобы полагает, что осуществление деятельности в жилом помещении, являющемся квартирой, противоречит условиям договора и нормам статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постоянное место жительства директора общества в виде квартиры не может являться местом осуществления предпринимательской деятельности в рамках деятельности по реализации бизнес-проекта. При этом, создание двух рабочих мест в соответствии с п. 2.1.2 договора также ставилось под сомнение и не было учтено судом при рассмотрении дела. Подтверждение наличия имеющихся в настоящее время и в период действия договора двух рабочих мест, а именно трудоустройство сотрудников общества по трудовым договорам в силу главы 3 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчиком не предоставлено.
Податель жалобы считает, что неисполнение условий договора и бизнес-проекта, на основании которых обществу был предоставлен грант, в части создания рабочих мест, предоставления ежеквартальных отчетов и анкет получателя гранта, должно быть расценено судом как нарушение условий договора в период срока его действия. Между тем, принятые судом во внимание факты (бракоразводный процесс у директора общества) и нахождение в другом городе, не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований по возврату предоставленной субсидии. Доказательств того, что общество предпринимало какие-либо меры по уведомлению заявителя о сложившейся ситуации, затрудняющей исполнение условий договора, в ходе рассмотрения дела не представлено.
ООО "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие по приведенным в жалобе доводам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Департаментом и обществом "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" представлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.10.2015 общество "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" обратилось в межведомственную комиссию по конкурсному отбору начинающих субъектов малого предпринимательства на предоставление для оказания поддержки в виде грантов с просьбой предоставить грант на создание собственного бизнеса "Организация социального туризма" в сумме 300 000 рублей, с приложением соответствующих документов (т. 1, л.д. 132-151, т. 2, л.д. 1-85).
23.11.2015 между Департаментом и ООО "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" заключен договор N 7 о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса, в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии, компенсирующей затраты на создание собственного бизнеса (т. 1, л.д. 8-9). Предметом договора являлось предоставление получателю гранта за счет средств федерального бюджета и бюджета города денежных средств на реализацию бизнес-проекта "Развитие внутреннего и въездного туризма Курганской области" в сумме 245 643 руб. в порядке и сроки, предусмотренные муниципальной программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Кургане на 2015-2017 годы" и условиями договора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с п. 1.2 договора получатель гранта обязуется осуществлять деятельность по реализации бизнес-проекта, указанного в п. 1.1, в течение двух лет с момента подписания договора.
По условиям п. 2.1 договора получатель гранта обязуется:
- представить в Департамент документ, подтверждающий прохождение обучение основам предпринимательской деятельности или диплом о высшем юридическом или экономическом образовании (профильной переподготовке), в течение 60 дней после подписания договора (п. 2.1.1);
- обеспечить создание 2 рабочих мест в соответствии с бизнес-планом, одобренным межведомственной комиссией по конкурсному отбору начинающих субъектов малого предпринимательства на предоставление грантов на создание собственного бизнеса (п. 2.1.2);
- обеспечивать уровень средней заработной платы работников на уровне не ниже размера минимальной заработной платы в Курганской области, установленной Соглашением о размере минимальной заработной платы в Курганской области, заключенным в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (п. 2.1.3);
- ежеквартально, не позднее 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, письменно представлять Департаменту информацию о текущей деятельности в течение всего срока действия договора по форме, согласованной с Департаментом (п. 2.1.4);
- ежегодно, в срок до 20 февраля, представлять Департаменту заполненную анкету получателя поддержки по форме, согласованной с Департаментом (п. 2.1.5);
- в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса Департамента представлять всю запрашиваемую документацию (информацию) для контроля за исполнением получателем гранта обязательств п о договору, обеспечить доступ представителей Департамента в места осуществления предпринимательской деятельности для ознакомления с ходом реализации бизнес-проекта (п. 2.1.6).
В силу п. 3.2 договора получатель гранта обязуется возвратить денежные средства на лицевой счет Департамента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, указанных в п. 2.1 договора, а также в случаях: ликвидации, банкротства, реорганизации получателя гранта; прекращения осуществления деятельности по реализации бизнес-проекта, указанного в п. 1.1 договора, в течение срока действия договора; указания недостоверных сведений в документах и отчетах, представляемых Департаменту.
Согласно п. 3.3 договора в случае выявления фактов, указанных в п. 3.2 договора, Департамент составляет акт о выявленных нарушениях и в течение пяти рабочих дней с даты подписания указанного акта направляет письменное уведомление получателю гранта о выявленном нарушении с требованием возврата денежных средств, полученных в виде гранта в срок, указанный в п. 3.5 договора, и проект соглашения о расторжении договора. В случае невозврата в установленный срок денежных средств, полученных в виде гранта, получатель гранта уплачивает штраф в размере одного процента от полученной суммы гранта за каждый день просрочки с момента истечения срока, указанного в уведомлении, до момента полного возврата средств, полученных в виде гранта.
Пунктом 3.4 предусмотрено, что в случае неисполнения получателем гранта условий договора, указанных в п.2.1 договора, Департамент предпринимает действия для побуждения получателя гранта к надлежащему их исполнению. В случае невыполнения условий договора, Департамент составляет акт о выявленных нарушениях и в течение пяти рабочих дней с даты подписания указанного акта направляет письменное уведомление получателю гранта о выявленном нарушении с требованием возврата денежных средств, полученных в виде гранта, в срок, указанный в п. 3.5 договора, и проект соглашения о расторжении договора. В случае невозврата в установленный срок денежных средств, полученных в виде гранта, получатель гранта уплачивает штраф в размере одного процента от полученной суммы гранта за каждый день просрочки с момента истечения срока, указанного в уведомлении, до момента полного возврата средств, полученных в виде гранта.
Согласно п. 3.6 договора в случае отсутствия возврата денежных средств в указанный срок Департамент вправе обратиться в суд с целью их принудительного взыскания в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Департамент перечислил обществу "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" денежные средства в размере 245 643 руб., что подтверждается платежными поручениями N 478183 от 28.12.2015, N 455 от 28.12.2015 (т. 1, л.д. 11-12).
Как указывает истец, перечисленные в п. 2.1 договора условия ответчиком с момента подписания договора не исполнялись. Кроме того, актом обследования от 12.03.2018 специалистами Департамента установлено, что по юридическому адресу: г. Курган, ул. Куйбышева, д. 87, офис 18, а также по указанным в отчетах фактическим адресам: г. Курган, ул. Кирова, 51а, офис 408, г. Курган, ул. Советская, д. 128, офис 303, общество "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" деятельности не осуществляет. О смене юридического адреса ответчик Департамент не уведомлял. По указанному в ежеквартальных отчетах по адресу субъекта малого предпринимательства: г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 14-41, выявлено, что данное помещение является квартирой, фактическим местом проживания Валиулиной Ольги Никитичны - директора общества "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области" (т. 1, л.д. 16).
13.03.2018 Департаментом составлен акт N 1 о неисполнении обязательств по договору о предоставлении гранта начинающему субъекту малого предпринимательства на создание собственного бизнеса (т. 1, л.д. 15).
21.03.2018 в адрес ответчика направлено уведомление о невыполнении условий договора с предложением возвратить на счет Департамента денежные средства, полученные в виде гранта в течение 30 календарных дней с момента получения уведомления и уплаты штрафа (т. 1, л.д. 17-18).
Ссылаясь на то, что ответчик нарушил договорные обязательства в части создания рабочих мест, предоставления ежеквартального отчета за 4 квартал 2017 года и ежегодной анкеты за тот же период, Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт целевого использования средств истцом не оспорен, заявленный для целей получения субсидии проект реализован ответчиком, договор N 7 сторонами не расторгнут, нарушение иных условий предоставления субсидии истцом не доказано. Таким образом, оснований для возврата субсидии судом не установлено. Требования истца о взыскании с ответчика штрафных санкций удовлетворению также не подлежат, поскольку являются производными от основного требования.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу предоставления Департаментом финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде выдачи гранта за счет средств федерального бюджета и бюджета города на реализацию бизнес-проекта "Развитие внутреннего и въездного туризма Курганской области", а также нарушения ответчиком условий договора в части непредставления ежеквартального отчета за 4 квартал 2017 года, годовой анкеты, создания рабочих мест и смены обществом юридического адреса.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В рамках настоящего дела нецелевое использование получателем полученной за счет федерального бюджета и бюджета города гранта не доказано. Доказательства, на которые сослался истец в обоснование заявленных требований, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку они не подтверждают нарушение условий договора по использованию гранта обществом "Корпорация развития туризма и гостиничного сектора Курганской области".
По условиям пункта 1.2 договора получатель гранта обязуется осуществлять деятельность по реализации бизнес-проекта в течение двух лет с момента подписания договора.
В силу п. 3.2 договора получатель гранта обязуется возвратить денежные средства на лицевой счет Департамента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, указанных в п. 2.1 договора, а также в случаях: ликвидации, банкротства, реорганизации получателя гранта; прекращения осуществления деятельности по реализации бизнес-проекта, указанного в п. 1.1 договора, в течение срока действия договора; указания недостоверных сведений в документах и отчетах, представляемых Департаменту.
С учетом содержания названных условий, даты заключения договора 23.11.2015 и определения в пункте 5 срока его действия до 23.11.2017, ответственность общества в виде возврата денежных средств могла иметь место при доказанности и выявлении нарушений, имевших место до 23.11.2017.
Возложение на получателя гранта обязанности по предоставлению определенных документов преследует цель контроля за использованием предоставления денежных средств, неисполнение данной обязанности в установленный срок является основанием для проведения контрольных мероприятий.
Согласно представленным в материалы дела договорам фрахтования от 18.03.2016, от 23.05.2016, от 18.10.2016, от 01.03.2017, договору о прохождении практики от 18.04.2016, договору на предоставление услуг связи от 01.11.2015, авансовых отчетов, сведений ГИБДД, содержащих реестр актов обследования транспортных средств, налоговых деклараций за 2016-2017 годы (т.2 л.д.103-106,111-113,114-123,126-138), ответчик на момент окончания срока действия договора (23.11.2017) осуществлял деятельность по реализации бизнес-проекта в течение двух лет.
Ответчиком исполнены обязательства по достижению основных финансово-экономических показателей: созданы рабочие места; заключены трудовые договоры (т.2л.д.90-102); численность работников на 01.01.2017 и на 01.01.2018 составляет 2 человека, о чем свидетельствуют налоговые декларации (т.2л.д.139-142), реестры сведений о доходах физических лиц за 2016 и 2017 годы (т.2л.д.143-145).
Принимая во внимание, что целью выделения субсидии по программе является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Кургане на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, а также реализации ответчиком бизнес-проекта "Развитие внутреннего и въездного туризма Курганской области", вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возврата предъявленных к взысканию бюджетных средств истцом, является правильным.
Как верно отметил суд первой инстанции, представление ответчиком отчетности за 4 квартал 2017 года в виде электронного документа, не имеющего подписи и штампа организации (т.1л.д.69) и отсутствие предоставления годовой анкеты в срок до 20.02.2018, не может служить достаточным основанием для возврата полученной им субсидии по причине окончания срока действия договора.
По аналогичным основаниям акт обследования от 12.03.2018, составленный специалистами Департамента с целью подтверждения местонахождения общества, бесспорным доказательством нарушения условий договора, не является (т.1л.д.16).
Кроме того, доказательств уведомления ответчика о проведении 12.03.2018 выездного обследования с целью подтверждения местонахождения общества, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования Департамента как в части взыскания денежных средств, полученных в виде гранта, так и в части штрафа за неисполнение условий договора.
Доводы апелляционной жалобы по существу решения направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств по делу. Однако достаточных оснований для такой переоценки судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 04.03.2019 по делу N А34-6799/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.