г. Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А53-343/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.03.2019 по делу N А53-343/2019, принятое судьей Пименовым С.В.
по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону
к индивидуальному предпринимателю Каирову Омармагомеду Исмаиловичу
о взыскании финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону (далее - ГУ УПФР) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Каирову Омармагомеду Исмаиловичу (далее - ИП Каирову О.И.) о взыскании штрафных санкций в сумме 1500 рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учёта.
Принятым в виде резолютивной части решением от 28.02.2019 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Мотивированное решение изготовлено 15.03.2019.
22 марта 2019 судом вынесено определение об исправлении опечатки, допущенной в резолютивной части мотивированного решения Арбитражного суда Ростовской области от 28.02.2019 по делу N А53-343/2019 путем указания вместо "государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Азове Ростовской области (ИНН 6140018591, ОГРН 1026101790978)" - "государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону (ИНН 6168039070, ОГРН 1026104360941)".
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на доказанность нарушения срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Каиров Омармагомед Исмаилович зарегистрирован в качестве страхователя в органах пенсионного фонда Российской Федерации и соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
08.10.2016 предприниматель по телекоммуникационным каналам связи представил в Управление сведения персонифицированного учёта в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года (с типом формы "исходная").
24.02.2018 предприниматель представил в Управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
07.11.2016 предприниматель по телекоммуникационным каналам связи представил в Управление сведения персонифицированного учёта в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года (с типом формы "исходная").
24.02.2018 предприниматель представил в Управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
05.12.2016 предприниматель по телекоммуникационным каналам связи представил в Управление сведения персонифицированного учёта в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года (с типом формы "исходная").
24.02.2018 предприниматель представил в Управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года (с типом формы "дополняющая") в отношении 1 застрахованного лица.
В ходе проверки представленных предпринимателем сведений Управление пришло к выводу о нарушении предпринимателем сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта по форме СЗВ-М за август 2017 года, сентябрь 2017 года, за декабрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
Выводы камеральной проверки были отражены в актах от 10.05.2018 N 071S18180009831 (л.д. 8), N 071S18180009840 (л.д. 16), N 071S18180009841 (л.д. 43) о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
26.06.2018 Управлением приняты решения N 071S19180011973 (л.д. 15), N 071S19180011972 (л.д. 33), N 071S19180011971 (л.д. 49), в соответствии с которыми предприниматель привлечён к ответственности в виде назначения штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного статьёй 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, в виде применения финансовых санкций в размере 500 руб. по каждому решению.
Поскольку задолженность не оплачена ответчиком, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (абзац 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В абзаце 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что страхователь предоставил в ПФР исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗМ-В за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года в пределах установленного срока.
Дополняющая форма за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года на одного сотрудника была представлена страхователем 28.02.2018 в связи с выявлением допущенной ошибки (неполноты представленных сведений).
Таким образом, на момент принятия 26.06.2018 ГУ УПФР решений N N 071S19180011973, 071S19180011972, 071S19180011971 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, управление располагало принятыми от гимназии уточненными сведениями за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года.
Предприниматель самостоятельно устранил допущенную в отчетах за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года ошибку.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ" указано о возможности не применения финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету. Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено пунктом 39 действующей Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N766н.
Суд первой инстанции правильно указал, что предприниматель самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за сентябрь 2016 года, октябрь 201 6 года, за ноябрь 2016 года и самостоятельно предпринял меры к её устранению путём направления дополняющей формы в орган пенсионного фонда, который только при получении такой дополняющей формы провёл проверку представленных сведений и выявил указанное нарушение требований Федерального закона N 27-ФЗ.
Исходные сведения о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года, октябрь 2016 года, за ноябрь 2016 года были направлены предпринимателем в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 24-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений была выявлена и устранена предпринимателем путём направления корректирующих сведений.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются обстоятельства, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 111 Кодекса, а также иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Суд апелляционной инстанции учитывает добросовестное поведение страхователя, который самостоятельно выявил допущенное нарушение и представил дополнительные сведения об одном застрахованном лице.
Управлением Пенсионного фонда РФ суду не представлено доказательств того, что допущенное нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах за сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года повлекло недостоверное начисление либо уплаты страховых взносов, индексацию и фактическую выплату индексированных пенсий, либо причинило иной ущерб, либо создало реальную угрозу такого ущерба.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения с учетом приведенных обстоятельств и разъяснений Конституционного Суда России, приняв во внимание то, что совершенным обществом правонарушением не нанесен ущерб финансовым интересам государства и застрахованных лиц, не причинен материальный вред, суд апелляционной инстанции квалифицирует приведенные обстоятельства в качестве исключающих ответственность гимназии и применение финансовой санкции.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также имеющиеся в материалах дела доказательства и принято законное и обоснованное решение от 15.03.2019, с учетом определения от 22.03.2019.
Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15 марта 2019 года по делу А53-343/2019, с учетом определения от 22 марта 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.