город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2019 г. |
дело N А53-29946/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ванина В.В.
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Скляров А.А. по доверенности от 16.01.2018, удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 по делу N А53-29946/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ростгаз"
к ответчику открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
о взыскании пени,
принятое в составе судьи Корниенко А.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростгаз" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик, железная дорога) о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 12 155 936 руб. 22 коп.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскана пеня в размере 8 294 353 руб. 04 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 81 668 руб. 74 коп.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить, уменьшив взысканную сумму на 306 860 руб. 45 коп. Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при расчете пени были допущены ошибки. Ответчик ссылается на неправомерное начисление пени за просрочку доставки груза по железнодорожным транспортным накладным N N ЭЦ731193, ЭФ277217, ЭХ496237, ЭЦ079450, ЭЦ497959, ЭФ839577 на указанную выше сумму в связи с неверным указанием дат прибытия вагонов по спорным накладным и тарифа на перевозку.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчиком (перевозчиком) перевозился груз (газы углеводородные сжиженные топливные). Грузополучателем груза согласно транспортным железнодорожным накладным являлось общество.
Как указывает истец, фактически цистерны доставлены перевозчиком на станцию приписки с просрочкой сроков доставки, что подтверждается железнодорожными накладными.
К взысканию заявлена неустойка за просрочку доставки грузов в мае - июле 2018 года по ГНС Новочеркасск и ГНС Гуково в размере 12 155 936 руб. 62 коп.
Истец 08.08.2018 и 15.08.2018 обратился к ответчику с претензиями о погашении пени за просрочку доставки груза на Новочеркасскую ГНС и ГНС Гуково в мае - июле 2018 года, однако претензии ответчиком не была удовлетворены.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов.
Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки.
Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 УЖТ случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 УЖТ.
Согласно статье 97 УЖТ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 УЖТ установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов, что ответчиком сделано не было. В суде апелляционной инстанции данный вывод сторонами не оспаривается.
Установленные статьей 97 УЖТ пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на необходимость уменьшения взысканной суммы на 306 860 руб. 45 коп., поскольку за просрочку доставки груза по железнодорожным накладным N N ЭЦ731193, ЭФ277217, ЭХ496237, ЭЦ079450, ЭЦ497959, ЭФ839577 неверно указаны даты прибытия вагонов по спорным накладным и тарифы на перевозку.
Данный довод ответчика отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Ответчик в суде первой инстанции заявлял требование о снижении пени по спорным накладным в размере 306 860 руб. 45 коп., что было учтено судом первой инстанции при вынесении решения. Данный вывод подтверждается следующим.
Истцом к взысканию была заявлена неустойка в размере 12 155 936 руб. 22 коп.
Решением суда с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 8 294 353 руб. 04 коп., что, как следует из мотивировочной части решения суда, является результатом уменьшения обоснованно заявленной неустойки на 30%. Величина, результатом уменьшения которой на 30% является 8 294 353 руб. 04 коп., представляет собой 11 849 075 руб. 77 коп., что, в свою очередь, является результатом уменьшения первоначально заявленной истцом неустойки (12 155 936 руб. 22 коп.) на 306 860 руб. 45 коп.
Тот факт, что судом обоснованной признана неустойка именно в размере 11 849 075 руб. 77 коп., следует также из взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов по уплате госпошлины по иску в размере 81 668 руб. 74 коп., что соответствует удовлетворению иска на 97,48%. Данная пропорция соответствует пропорции суммы в размере 11 849 075 руб. 77 коп. к заявленной сумме 12 155 936 руб. 22 коп.
Таким образом, указание в мотивировочной части решения суда на признание обоснованным требования истца в размере 12 155 936 руб. 22 коп. не соответствует обстоятельствам дела.
В силу абзаца второго пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда апелляционной инстанции только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
В силу изложенного содержащийся в мотивировочной части решения суда вывод о признании обоснованным требования истца в размере 12 155 936 руб. 22 коп. подлежит исключению из мотивировочной части решения. Данный вывод подлежит замене на вывод об обоснованности требования истца в размере 11 849 075 руб. 77 коп.
Как указано выше, изложенное не привело к неправильности решения суда по существу ни в части взысканной с ответчика в пользу истца неустойки, ни в части судебных расходов по уплате госпошлины.
Приняв во внимание заявление ответчика о применении статьи 333 ГК РФ суд первой инстанции уменьшил размер неустойки на 30% до 8 294 353 руб. 04 коп. При снижении пени суд обоснованно учел незначительные сроки просрочки доставки грузов.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют. Нарушения процессуального права, определенные частью 4 статьи 270 АПК РФ в качестве безусловных оснований отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.03.2019 по делу N А53-29946/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
В.В. Ванин |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.