Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2019 г. N Ф09-4617/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А60-59827/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Поляковой М.А., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя: Решетникова Т.А. (паспорт, доверенность от 15.10.2018);
от ответчика, третьего лица: представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 февраля 2019 года,
принятое судьей Н.Г. Филипповой
по делу N А60-59827/2018
по заявлению Дачного потребительского кооператива "Созвездие Премиум" (ОГРН 1106670020962, ИНН 6670300473)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия по выкупу земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Дачный потребительский кооператив "Созвездие Премиум" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - ответчик) о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1582, о возложении на ответчика обязанности подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, обеспечить его подписание, и направить для подписания заявителю в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением арбитражного суда от 11.02.2019 (резолютивная часть от 05.02.2019) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие ответчика в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1582 в собственность заявителю. Суд обязал ответчика в течение 30 дней с даты вступления в силу решения суда подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решение суда от 11.02.2019 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что незаконное бездействие у него отсутствует. Ответчик не наделен полномочиями на принятие решения о распоряжении земельными участками площадью более 10 га. В связи с чем, заявление о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1582 было направлено для рассмотрения в Росимущество. Ответчик просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договора аренды N АЗФ-1723/1022 от 19.12.2012 заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0614066:1582.
09.07.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением о принятии решения о передаче земельного участка в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 24.09.2018 N АР-11628/09 ответчик сообщил заявителю о том, что заявление направлено для рассмотрения в Росимущество в соответствии с Положением о Территориальном управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63.
Поскольку решения о предоставлении земельного участка в собственность ответчиком принято не было, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 ЗК РФ осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в числе прочего, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (статья 39.3 ЗК РФ).
В пункте 9 части 2 ст. 39.3 ЗК РФ также определено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Материалами дела подтверждается наличие у заявителя права пользования земельным участком, так с момента заключения договора аренды прошло более трех лет; земельный участок находятся в пределах населенного пункта и имеет сельскохозяйственное целевое использование; нарушений законодательства арендатором при использовании земельного участка не выявлено; заявление подано до истечения срока действия договора (25.10.2022).
Таким образом, заявитель имеет право на выкуп земельного участка в собственность за плату.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 5 указанной статьи Кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит императивные основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Поскольку ответчиком в установленный законом срок не принято решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка заявителю, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое бездействие противоречит закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик не наделен полномочиями по принятию решений о распоряжении земельными участками площадью, превышающей 10 га, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности, осуществляет Российская Федерация (пункт 2 статьи 9 ЗК РФ).
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
На основании пункта 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В пункте 4 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение), территориальный орган Росимущества осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В силу пункта 4.1.20 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе осуществляет продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Согласно пункту 4.2.27 указанного Типового положения по поручению Росимущества территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар, а также права на заключение договоров аренды таких участков, в том числе: продажу земельных участков без проведения торгов в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации; заключает договоры аренды и купли-продажи земельных участков по результатам торгов.
Нормы Типового положения и Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие объем полномочий Территориального управления как исполнительного органа государственной власти, опровергают доводы ответчика об отсутствии у него полномочий по распоряжению земельными участками, площадь которых превышает 10 гектаров.
Вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение законного решения в установленный срок.
Таким образом, возложение на ответчика обязанности по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату является обоснованным.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение суда от 11.02.2019 отмене не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 февраля 2019 года по делу N А60-59827/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.