г. Хабаровск |
|
20 мая 2019 г. |
А73-20593/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал": Пархоменко Т.Ю., представитель по доверенности от 24.12.2018, Шарабарина А.В., представитель по доверенности от 25.12.2018;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: Гальцева А.Ю., представитель по доверенности от 12.04.2019, Мавлютова Е.В., представитель по доверенности от 11.01.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал"
на решение от 01.02.2019
по делу N А73-20593/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания Арсенал" (далее - ООО "Компания Арсенал", ОГРН 1142723002993, ИНН 2723171139) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО, управление) от 13.11.2018 N у7-ап493/07.
Решением суда от 01.02.2019 отказано в удовлетворении заявленного требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой (с учетом дополнения), в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование своей позиции заявитель указывает на возможность признания правонарушения малозначительным, так как оно не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Считает также, что в его действиях отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), поскольку на день проведения фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) сведений об отгрузке товара факт хозяйственной операции наступил, что подтверждено документально оформленной первичной учетной документацией. Указывает, что не были нарушены сроки фиксации в ЕГАИС товарно-транспортных накладных (далее - ТТН), поскольку законодательно не определено начало срока фиксации, а окончание связано только с выездом транспортного средства с территории организации. Просит обратить внимание, что согласно акту предыдущей проверки от 30.11.2017 административный орган не усмотрел в качестве нарушения фиксацию обществом в ЕГАИС сведений об отгрузке товаров до составления ТТН, но до выезда транспортного средства с территории склада. Поясняет, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание письмо Росалкогольрегулирования от 22.11.2019 N 18920/15-03.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с позицией общества, просило в ее удовлетворении отказать.
Судебное разбирательство по апелляционной жалобе откладывалось на 09.04.2019 (15 часов 20 минут), на 13.05.2019 (14 часов 00 минут).
Рассмотрев заявленные ходатайства общества о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, судебная коллегия их отклонила, поскольку заявителем не представлены доказательства наличия уважительных причин невозможности представления данных документов в суд первой инстанции (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пункт 26 постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
В ходе судебного разбирательства по апелляционной жалобе представители участвующих в деле лиц поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения), исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела должностными лицами МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО в отношении ООО "Компания Арсенал" в период с 31.08.2018 по 25.09.2018 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что общество во 2 и 3 кварталах 2018 года осуществляло деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции и фиксировало в ЕГАИС сведения об отгрузке алкогольной продукции до момента фактического совершения хозяйственных операций и составления ТТН. Выявленные факты отражены в акте проверки от 25.09.2018 N у7-а81/07.
Нарушение порядка государственного учета алкогольной продукции при ее обороте послужил основанием для составления в отношении общества протокола от 29.10.2018 N у7-ап493/07 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 13.11.2018 N у7-ап493/07 ООО "Компания Арсенал" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
Несогласие с постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд о проверке его законности.
Статьей 14.19 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте в виде наложения штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по порядку учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности с нарушением порядка учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
На основании статьи 8 Закона N 171-ФЗ программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота (за исключением импорта) маркируемой алкогольной продукции, должны обеспечивать считывание с федеральных специальных марок и (или) акцизных марок двухмерного штрихового кода, содержащего идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы, а также прием и передачу информации об обороте (за исключением импорта) такой продукции.
В силу пункта 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" утверждены Правила учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции (далее - Правила N 380).
В силу пункта 4 Правил N 380 учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Порядок функционирования ЕГАИС определен Правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459).
Пунктом 15 Правил N 1459 определено, что организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 настоящих Правил.
Подпунктом 18 пункта 6 данных Правил установлено, что в ЕГАИС вносятся сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для продукции, производство которой осуществляется в Российской Федерации, а также для импортированной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза), справке, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной продукции, за исключением продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" установлены сроки представления и формы заявок фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции (далее - Порядок N 149).
В соответствии с разделом 5.1.1 Порядка N 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
До создания заявки о фиксации в ЕГАИС сведений об отгрузке продукции заполняются признаки сведений об отгрузке, в том числе в полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарно-транспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, - заполняются оператором организации - поставщика продукции.
В соответствии со статьей 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе ТТН и справки, прилагаемой к ней.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная является первичным учетным документом и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ определено, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события; подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Кроме этого, согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 402-ФЗ первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что основанием для создания первичных учетных документов являются только фактически осуществленные хозяйственные операции.
Судебной коллегией по материалам дела установлено, что ООО "Компания Арсенал" во 2 и 3 кварталах 2018 года фиксировало в ЕГАИС поставки алкогольной продукции раньше (за 1 день до дня создания ТТН), чем составлены первичные документы (ТТН) и отпущен груз, то есть общество фиксировало несуществующие на тот момент хозяйственные операции по поставке алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах вывод административного органа, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 14.19 КоАП РФ, соответствует вышеуказанным нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам, в частности протоколу об административном правонарушении от 29.10.2018 N у7-ап493/07, акту проверки от 25.09.2018 N у7-а81/07.
Суд первой инстанции также обоснованно признал доказанной вину юридического лица во вменяемом правонарушении, поскольку не установлено обстоятельств, находящихся вне его контроля и препятствующих соблюдению требований Закона N 171-ФЗ. Общество имело объективную возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований законодательства судебной коллегией также не установлено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда о наличии в действиях ООО "Компания Арсенал" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Не имеет правового значения довод общества о том, что административным органом не выявлено при предыдущей плановой проверке в ноябре 2017 года аналогичных нарушений в части соблюдения сроков и порядка представления заявок о фиксации информации в ЕГАИС об отгрузке товара, поскольку не опровергается факт нарушения порядка государственного учета алкогольной продукции при ее обороте, зафиксированный протоколом об административном правонарушении от 29.10.2018 N у7-ап493/07.
Судом первой инстанции обоснованно признана неотносимым и недопустимым доказательством в силу положений статей 67, 68 АПК РФ копия письма Росалкогольрегулирования от 22.11.2018 N 18920/15-03.
Более того, проанализировав содержание указанного письма, судебная коллегия приходит к выводу о том, что общество неправильно толкует позицию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Довод апеллянта о том, что общество не нарушило сроки фиксации в ЕГАИС спорных ТТН, поскольку законодательно не определено начало срока фиксации в ЕГАИС ТТН, а окончание связано только с выездом транспортного средства с территории организации, судебная коллегия отклоняет и исходит из того, что обществом произведена фиксация информации об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС в отсутствие надлежаще оформленных ТТН.
Апелляционный суд считает подлежащим отклонению довод общества о том, что хозяйственные операции в спорном случае не могут быть квалифицированы как несуществующие, поскольку факт их совершения подтвержден путем оформления первичной учетной документации, а разница между днем фиксации заявки в ЕГАИС и датой ТТН в 1 день объясняется сложностью самой процедуры.
ТТН, датированная следующим днем, не может быть признана фактически существующей до наступления календарной даты, в ней проставленной, следовательно, до наступления указанного момента является несуществующим документом и не может подтверждать факт проведения хозяйственной операции.
Таким образом, фиксация информации об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС осуществлялась обществом в отсутствие надлежаще оформленных ТТН, которые на момент фиксации в системе еще не были сформированы фактически.
Судебной коллегией исследовано и установлено соблюдение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, а также годичного срока давности привлечения к ответственности по данной категории дел.
Проверив правила назначения наказания, судебная коллегия признает обоснованной избранную в отношении заявителя меру ответственности в размере 155 000 рублей в пределах санкции статьи 14.19 КоАП РФ с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, что также отвечает требованиям статей 3.1, 4.1 КоАП РФ.
Привлечение общества постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от 11.12.2017 N у7-ап-486/10 к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ также исключает возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене штрафа на предупреждение и в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим ответственность.
Апелляционная коллегия, поддерживая вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения, исходит из следующего.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом согласно пункту 18.1 данного постановления Пленума квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния; применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В абзаце 5 пункта 21 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Учитывая изложенное, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым контролем государства, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан. Совершенное обществом административное правонарушение посягает на экономические интересы Российской Федерации, обеспечение безопасности указанной продукции, в связи с чем несет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
ООО "Компания Арсенал" не представило доказательств, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Отсутствие негативных последствий также не является основанием для признания правонарушения малозначительным.
Кроме того, ранее общество привлекалось к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.19 КоАП РФ, что подтверждается постановлением МРУ Росалкогольрегулирования по ДФО от 11.12.2017 N у7-ап-486/10.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, верно оценил представленные сторонами доказательства, правильно применил нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.02.2019 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-20593/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.