20 мая 2019 г. |
А79-12538/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" (117556, г. Москва, Варшавское шоссе, д.95, корп.1; ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2019
по делу N А79-12538/2018,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению акционерного общества "Управление отходами" о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск от 13.09.2018 N 116,
при участии в судебном заседании представителей:
акционерного общества "Управление отходами" - Васильева А.А, по доверенности от 28.01.2018 N 11 сроком действия до 28.01.2020,
установил:
акционерное общество "Управление отходами" (далее - АО "Управление отходами", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск (Управление Роспотребнадзора, надзорный орган) от 13.09.2018 N 116.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2019 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Управление отходами" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Общество настаивает на том, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы, должным образом не оценил представленные им доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Управление Роспотребнадзора и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологи ив Чувашской Республике - Чувашии" в отзывах на апелляционную жалобу указывают на законность обжалуемого судебного акта, просят оставить его без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологи ив Чувашской Республике - Чувашии" ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Установлено по делу, что на основании распоряжения заместителя руководителя от 30.08.2018 N 116-Н уполномоченные должностные лица Управления Роспотребнадзора провели в отношении АО "Управление отходами" внеплановую проверку, по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршельский, владение 16 а.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.09.2018 N 116-Н.
По окончании проверочных мероприятий Управление Роспотребнадзора выдало АО "Управление отходами" предписание 13.09.2018 N 116-Н, которым обязало в срок до 01.11.2018 устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований:
* в программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением производственного контроля АО "Управление отходами" включить мероприятия по ликвидации возможных аварийных ситуаций (радиационных авариях) связанных с обнаружением отходов обладающих радиоактивностью и мероприятия, направленные на соблюдение требований санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации;
* в организации разработать план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
* при обнаружении и ликвидации внештатных аварийных ситуаций на объекте строго руководствоваться требованиям санитарного законодательства и утвержденными внутренними документами (Технические регламенты, Планы мероприятий и т.д.).
Не согласившись с выданным надзорным органом предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" и исходил из того, что надзорный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно пункту 1 которого Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно пункту 23 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 16.07.2012 N 764 (далее -Административный регламент), исполнение государственной функции включает в себя в том числе следующую административную процедуру -проведение проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров.
Указанная административная процедура включает выдачу предписания лицу, подлежащему проверке, об устранении выявленных нарушений (пункт 68 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, в силу указанных норм права внеплановая выездная проверка, по результатам которой выдано оспариваемое в рамках настоящего дела предписание, в отношении заявителя проведена уполномоченным органом с соблюдением установленной действующим законодательством Российской Федерации компетенции при наличии законных оснований.
На основании статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2).
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами.
На основании пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2.8 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" на полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений.
Согласно пункту 6.5 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах. Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, согласно пунктам 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий", Филиалом АО "Управление отходами" в программу (план) производственного контроля (далее - программа) должны быть включены следующие данные:
- перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой производства, нарушениями технологических процессов, иных создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения, органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- другие мероприятия, проведение которых необходимо для осуществления эффективного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень указанных мероприятий определяется степенью потенциальной опасности для человека деятельности (выполняемой работы, оказываемой услуги), осуществляемой на объекте производственного контроля, мощностью объекта, возможными негативными последствиями нарушений санитарных правил.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:
- перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;
- критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
- план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
- средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
- медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
- аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Согласно пункту 1.1. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009 (далее - Нормы) применяются для обеспечения безопасности человека во всех условиях воздействия на него ионизирующего излучения искусственного или природного происхождения.
Требования и нормативы, установленные Нормами, являются обязательными для всех юридических и физических лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" радиационная безопасность населения достигается путем ограничения воздействия от всех основных видов облучения. Возможности регулирования разных видов облучения существенно различаются, поэтому регламентация их осуществляется раздельно с применением разных методологических подходов и технических способов.
Согласно пункту 5.1.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" в отношении всех источников облучения населения следует принимать меры как по снижению дозы облучения у отдельных лиц, так и по уменьшению числа лиц, подвергающихся облучению, в соответствии с принципом оптимизации.
В случае возникновения аварии должны быть приняты практические меры для восстановления контроля над источником излучения и сведения к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных радиоактивным загрязнением, согласно пункту 6.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
В соответствии с пунктом 6.2 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" при радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия могут приводить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. При планировании защитных мероприятий необходимо обеспечивать максимально возможное превышение пользы от снижения дозы облучения над ущербом, связанным с проведением этих мероприятий. Если предполагаемая доза излучения за короткий срок (2 суток) достигает уровней, при превышении которых возможны детерминированные эффекты (табл. 6.1), необходимо срочное вмешательство (меры защиты).
В ходе проведения санитарно-эпидемиологического обследования установлено, что мусоросортировочный комплекс мощностью не менее 150000 тн/год расположен по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, Шоршельский проезд, влд.16.
Мусоросортировочный комплекс состоит из следующих объектов: одноуровневый цех сортировки ТКО (участок приемки ТКО, участок основной сортировки и прессования, участок отгрузки ТКО); пункт КПП; весовая зона; площадка складирования КГМ; административно-бытовые и технические помещения. Территория хозяйственной зоны асфальтирована. На выезде из полигона расположена контрольно-дезинфицирующая установка с устройством железобетонной ванны для обеззараживания ходовой части автотранспорта с использованием разрешенных к применению дезинфицирующих средств. Размеры ванны обеспечивают обработку ходовой части автотранспорта.
Организацией, эксплуатирующей полигон, разработан технологический регламент, в котором отражены следующие вопросы: транспортирование отходов, порядок приема и учета отходов, обработка отходов, технология размещения отходов на участке складирования используемое оборудование, приборы, механизмы, приспособления и сооружения контроль за соблюдением требований охраны окружающей среды общие правила соблюдения охраны труда при выполнении работ.
Филиал АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск ведет круглосуточный учет поступающих отходов. Информация о принятом количестве отходов, поставщике и собственнике отходов фиксируется на компьютере в электронном варианте. Вопрос о количестве и видах отходов от природопользователей решается по согласованному перечню. Перечень отходов представлен в Приложении 1 Технологического регламента. При въезде контролеры-весовщики (диспетчеры) осуществляют взвешивание и дозиметрический контроль всех отходов, поступающих в Филиал в г. Новочебоксарск. Все контролеры-весовщики прошли обучение в БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии по учебной программе: "Производственно-радиационный контроль и радиационная безопасность" продолжительностью 72 часа. Предъявлены четыре удостоверения N N 104-107 на всех контролеров-весовщиков. В случае обнаружения отходов с превышением допустимого уровня радиационного излучения (0,2мкЗв/ч), выясняют принадлежность автомобиля, пункт отправки груза, Ф.И.О. лица, ответственного за отправку груза, номер и марку автомобиля, фамилию водителя, N путевого листа и вносят данные в журнал регистрации. Транспортное средство, в грузе которых обнаружен радиационный фон, превышающий допустимые показатели, к разгрузке не допускается, отправляется на специальную отведенную площадку отстоя для дополнительного обследования специалистами и принятия соответствующих мер.
Согласно письму Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск от 30.08.2018 N 389 на имя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии в г. Новочебоксарск Васильева А.А. 29.08.2018 в 10 час. 50 мин. на объекте переработки и захоронения твердых бытовых отходов по адресу: г. Новочебоксарск, Шоршельский проезд, владение 16, при проезде через пункт весового контроля системой радиационного контроля "Янтарь-2С" было зафиксировано превышение радиационного фона мусоровоза МАЗ Е 866 ME 21 РУС, принадлежащего ООО "Экосервис". В связи с этим автомобиль был переставлен на специально отведенную площадку и сотрудниками Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск была направлены телефонограммы в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике другие заинтересованные службы.
БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии, МЧС России по Чувашской Республике проведено обследование мусоровоза МАЗ Е866МЕ 21 РУС для подтверждения нахождения источника ионизирующего излучения в кузове автомобиля. Для определения источника излучения была произведена частичная выгрузка отходов с мусоровоза.
Проведенные мероприятия отражены в представленном акте от 29.08.2018 N 20. В ходе измерений зафиксированы следующие показания - с правой стороны кузова 0,35, 0,75 и 1,1мкЗв/ч, с левой стороны кузова 0,17 и 0,23мкЗв/час. Сотрудниками БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии проведен предварительный контроль радиационной обстановки автомобиля, определено место наибольшего излучения. Ограничен доступ посторонних лиц, специально отведенная площадка ограждена сигнальной лентой и вывешен предупреждающий знак радиационной опасности.
ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике -Чувашии" 29.08.2018 в 16 часов были проведены измерения ионизирующего излучения. При этом установлены зоны превышения радиационного фона, максимальное измеренное значение составило 40мкЗв/час от черного пластмассового контейнера, содержащего мусор и флаконы с надписью "Пирфотех" 99mТс ООО "Диамед". Помимо черного контейнера выявлены зоны локального радиационного загрязнения с максимальной мощностью дозы 10мкЗв/час.
В связи с аварийной ситуацией Филиал АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск издал приказ от 29.08.0218 N 118 по осуществлению мероприятий по ликвидации возможных последствий радиационного заражения территории мусоросортировочного комплекса и предотвращения причинения вреда здоровью работникам предприятия вследствие завоза радиоактивного материала.
Согласно акту от 29.08.2018 в 14 час 00 мин. БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии и Управлением МЧС России проведено повторное обследование мусоровоза для подтверждения нахождения источника ионизирующего излучения в кузове автомобиля.
По указанию представителей БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии была произведена частичная выгрузка отходов с мусоровоза МАЗ Е866МЕ 21 РУС на площадку для разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов. Установлен источник излучения. Установлены границы зоны радиоактивного загрязнения. Все работы на объекте были остановлены.
Согласно акту от 29.08.2018 17 час. 45 мин. ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии" произведен радиационный контроль отходов на площадке для разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов. Установлены зоны превышения радиационного фона (40мкЗв/час) возле черного пластмассового контейнера, содержащего мусор и флаконы с надписью. В черном пластмассовом контейнере находились разбитые флаконы предположительно от медицинских радиофармпрепаратов объемом 10 мл с этикетками "Технетрил", "Фосфотех", "Пирфотех", "Резоскан" в количестве предположительно до 50 флаконов. По предварительной информации в флаконах мог содержаться радиоактивный раствор с короткоживущим гамма-излучающим радионуклидом "Технеций-99", период полураспада которого составляет 6 часов. Установлены зоны локального радиационного загрязнения (ЮмкЗв/час).
Согласно акту от 29.08.2018 18 час. 30 мин. после проведенного радиационного контроля площадки разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов на превышение допустимых уровней радиоактивного загрязнения проведены обследования средств индивидуальной защиты, в которых проводили замеры радиационного контроля. По результатам замеров средств индивидуальной защиты максимальное значение составило 0,07мкЗв/час, что не превышает допустимый уровень радиоактивного загрязнения. Средства индивидуальной защиты были обработаны пенным аэрозольным дезактивирующим средством "Раддез-П".
Согласно акту от 30.08.2018 11 час. 25 мин. БУ "Чувашский республиканский радиологический центр" Минприроды Чувашии проведено радиационное обследование зоны радиоактивного загрязнения на площадке разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов. За период 18 часов между замерами произошло снижение МЭД до 20 раз.
Согласно акту от 31.08.2018 17 час. 25 мин. в ходе повторного обследования зоны радиоактивного загрязнения на площадке разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов было установлено, что в период 48 часов между замерами МЭД снизилась до 200 раз.
На 03.09.2018 на территории мусоросортировочного комплекса филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск на площадке разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов находится выгруженный мусор с мусоровоза МАЗ Е866МЕ 21. Площадка ограждена сигнальной лентой и вывешен предупреждающий знак, извещающий о радиационной опасности. На огороженной сигнальной лентой площадке находится черный пластмассовый контейнер, в котором находились целые использованные флаконы с остатками жидкости и разбитые флаконы предположительно от медицинских радиофармпрепаратов объемом 10 мл с этикетками производства ООО "Диамед": "Фосфотех" серии 061217, " Пирфотех" серии 141017, "Дезоксан" серии 04.06.2017, "Технитрил" серии 081312 с остатками вещества до 50 ампул.
Филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике-Чувашии в г. Новочебоксарск" согласно поручению от 03.09.2018 N 159 ВП/С провел измерения параметров ионизирующего излучения загрязненных отходов.
Согласно экспертному заключению по оценке соответствия фактора среды обитания N 01-769 от 05.09.2018 к протоколу радиационного контроля от 03.09.2018 N З-256-П-2018 мощность амбиентной дозы гамма-излученния на расстоянии не менее 20 метров от площадки разгрузки остатков сортировки ТКО (хвостов) мусоросортировочного комплекса, а также на расстоянии 0.1 м от опорожненных стеклянных флаконов и их боя от радиофармпрепаратов, находящихся на площадке разгрузки остатков сортировки ТКО (хвостов) мусоросортировчного комплекса филиала АО "Управления отходами", не превышает 1 мкЗв/час над фоном. Значение мощности эффективной дозы внешнего облучения соответствует требованиям, установленным согласно таб. 3.1 СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)". В отходах произошел полный распад источника ионизирующего излучения. Возможна утилизация данных отходов в стандартном режиме как отходы ТБО.
АО "Управление отходами" по месту нахождения своего структурного подразделения (Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, проезд Шоршелский, владение 16а) после установления радиационного загрязнения поступивших на полигон отходов не провело необходимые мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе по восстановлению контроля над источником излучения. В частности, произведена выгрузка отходов, загрязненных источником ионизирующего излучения, на площадке для разгрузки остатков сортировки твердых коммунальных отходов, по линии производственного процесса, рядом с путями движения персонала, машин (что противоречит п. 3.31 технологического регламента эксплуатации объектов Филиала АО "Управление отходами" в г. Новочебоксарск). Ограждающие защитные конструкции вокруг загрязненных отходов не были установлены. Территория была ограждена только ленточным ограждением с одним знаком радиационной опасности. Знаки радиационного загрязнения, предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и запрете входа в зону на существующих физических барьерах - стенах, не были вывешены.
Указанные обстоятельства являются нарушением пункта 2.3.2. СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)"; пункта 5.4 MP 2.6.1.0050-11 "Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии" разработанных в соответствие Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 5.1.1., 5.1.2, 6.1., 6.2. СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)".
В организации отсутствует план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
В программе производственного контроля АО "Управление отходами" не содержится сведений о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятий направленных на соблюдение требований санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", пунктов 3.8, 3.9 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, поскольку Общество допустило нарушение требований действующего законодательства.
Оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям Федерального закона N 294-ФЗ, Федерального закона N 52-ФЗ, иным нормативным актам, и не нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2019 по делу N А79-12538/2018 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, понесенные по делу расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы, суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.02.2019 по делу N А79-12538/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.