Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2019 г. N Ф06-50841/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А57-22087/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лапкиной К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2019 года по делу N А57-22087/2018 (судья Т.И. Викленко)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис" (ИНН 6448009303, ОГРН 1036404104330)
Заинтересованные лица - Прокурор г. Хвалынска (г. Хвалынск, ул. Достоевского, д. 4 "а"), Прокуратура Саратовской области (г. Саратов), Администрация г. Хвалынска Саратовской области (ИНН 6448010108, ОГРН 1056404113490),
Третье лицо - Федеральное казенное учреждение "Поволжуправтодор" (ИНН 5836010699, ОГРН 1025801363455, г. Пенза)
о признании недействительным представления прокурора г. Хвалынска Саратовской области от 10.09.2018 г. N 32-2018 "Об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения на объектах придорожного сервиса",
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис" - Карман Н. Л., Гизатулина Е. А., доверенность от 19.03.18,
Прокуратуры Саратовской области - Касимов В.О., служебное удостоверение N 232220.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис" (далее- ООО "Газ-Сервис", заявитель) с заявлением о признании недействительным представления Прокурора г. Хвалынска от 10.09.2018 N 32-2018 об устранении нарушений законодательства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2019 года по делу N А57-22087/2018 в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Газ-Сервис" отказано.
ООО "Газ-Сервис", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2019 года, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Хвалынска в августе 2018 г. с привлечением специалиста ФКУ "Поволжуправтодор" проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок размещения на автомобильных дорогах общего пользования объектов дорожного сервиса.
В ходе проведенной проверки установлено, что ООО "Газ Сервис" является собственником объекта дорожного сервиса - автогазозаправочной станции, расположенной по адресу: Хвалынский район, 232 метра юго-западнее перекрестка автодороги Волгоград-Саратов-Сызрань и Хвалынск-Елшанка. Земельный участок используется ООО "Газ-Сервис" на основании договора субаренды земельного участка от 01.11.2017.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", автомобильная дорога 1Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград является автомобильной дорогой федерального значения.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.13 ст.3, ст.22, ч.8 ст.26 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - у данного общества, являющегося владельцем придорожного сервиса, согласование в письменной форме владельца автомобильной дороги отсутствует, учитывая, что объект веден в эксплуатацию в 2009 году.
ООО "Газ-Сервис" договор присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге Р-228 не заключался, технические условия не выдавались, переходно-скоростные полосы, их освещение, надлежащее водоотведение с объекта отсутствуют.
По мнению Прокуратуры г. Хвалынска, размещение объекта без соответствующего согласования, отсутствие освещения нарушает федеральное законодательство, регулирующее порядок размещения на автомобильных дорогах общего пользования объектов дорожного сервиса.
В порядке ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" Прокурором г.Хвалынска Паршиным С.А. вынесено представление от 10.09.2018 г. N 32-2018 - безотлагательно рассмотреть настоящее представление прокуратуры г. Хвалынска и принять необходимые меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.
ООО "Газ-Сервис" оспорило названное представление, полагает, что оно нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, возлагая необоснованные обязанности на общество.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что оспариваемое представление вынесено Прокурором правомерно, поскольку ООО "Газ-Сервис" размещение/строительство объекта дорожного сервиса (АГЗС), являющегося объектом капитального строительства, расположенного в границах придорожной полосы вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград, не согласовано с дорожным ведомством, доступ к федеральной дороге от АГЗС осуществляется через существующее примыкание в лес, не предусмотренное для подобного использования и не обустроенное в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения для объектов дорожного сервиса, в нарушение п.13 ст.3, ст.22, ч.8 ст.26 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (у данного общества, как владельца объекта придорожного сервиса, согласование в письменной форме владельца автомобильной дороги отсутствует, договор присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге Р-228 не заключался, технические условия не выдавались, переходно-скоростные полосы, их освещение, надлежащее водоотведение с объекта отсутствуют).
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под объектами дорожного сервиса понимаются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств.
Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов (часть 3 статьи 22 ФЗ N 257-ФЗ).
Размещение объектов дорожного сервиса в автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона, согласно которой строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет (часть 10 статьи 22).
Согласно части 11 статьи 22 ФЗ N 257-ФЗ, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог установлены ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утверждённым приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст.
Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках дорог в зоне размещения переходно-скоростных полос на съездах к сооружениям обслуживания движения, действующим в темное время суток (пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога 1Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград является автомобильной дорогой федерального значения.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения называет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Размещение объекта без соответствующего согласования, отсутствие освещения при таких обстоятельствах создаёт угрозу безопасности участников дорожного движения, может привести к возникновению аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происшествий, причинению вреда жизни и здоровью участников дорожного движения - водителей, пешеходов и иных лиц.
Из материалов дела следует, что Главой объединенного муниципального образования Хвалынского района Саратовской области 24 апреля 2003 г. вынесено постановление N 480 ООО "Газ-Сервис", которым данному обществу разрешалось проектирование и строительство АГЗС по адресу: Саратовская область, Хвалынский район, 177 метров юго-западнее перекрестка автодорог Волгоград-Саратов-Сызрань и Хвалынск-Елшанка. Строительство разрешалось вести в соответствии с проектом, согласованным с заинтересованными службами.
07 июля 2009 года ООО "Газ-Сервис" выдано Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию: АГЗС, общей пл. 437,4 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Хвалынский район, примерно в 232 метров по направлению на юго-запад от ориентира перекресток а/д Волгоград-Саратов-Сызрань и Хвалынск-Елшанка.
ООО "Газ Сервис" является собственником названной АГЗС, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 64-АВ N 428597 от 04.08.2009.
Земельный участок под АГЗС используется ООО "Газ-Сервис" на основании договора субаренды земельного участка от 01.11.2017, цель использования земельного участка - для строительства пункта дорожного сервиса.
Эксплуатация вышеуказанного взрывопожароопасного производственного объекта (АГЗС) на указанном земельном участке по адресу: Саратовская область, Хвалынский район, 232 м. юго-западнее перекрестка автодороги Волгоград-Саратов-Сызрань и Хвалынск-Елшанка осуществляется ООО "Газ-Сервис" на основании лицензии N ВП-51-001991 от 05.03.2010 (бессрочно).
С учетом названных доказательств, суд пришел к верному выводу, что ООО "Газ-Сервис" эксплуатирует, являясь собственником, объект дорожного сервиса (АГЗС).
В соответствии с ответом ГБУ "Национальный парк "Хвалынский" от 29.01.2019, данным Прокурору г.Хвалынска, данная дорога, проходящая параллельно опашки по направлению на запад рядом с кварталом 6 Хвалынского участкового лесничества, не входит в состав земель национального парка и является дорогой общего пользования.
В соответствии с ответом Администрации Хвалынского МА Саратовской области от 04.02.2019, данным Прокурору г.Хвалынска и отзыву на настоящее исковое заявление от 29.01.2019, данному арбитражному суду, такого сооружения "дорога Национального парка", сопряженная с федеральной трассой Р-228, в реестре муниципальной собственности не значится, данный участок местности относится к землям государственной собственности.
ФКУ "Поволжуправтодор" (полное наименование Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства) пояснило суду письменно и представило официальные документы: Распоряжение Росавтодор от 27.04.2015 N 775-р "Об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград км 47+000 км 425+295, на участке км 47+000 - км 117+353 в границах Хвалынского муниципального района Саратовской области", с приложением Перечня земельных участков, Выкопировкой земельного участка 64:37:060501:17, в соответствии с которыми арендуемый обществом участок с объектом дорожного сервиса полностью расположены в Придорожной полосе федеральной трассы Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград.
В качестве довода апелляционной жалобы заявитель указывает, что выделение земельного участка, размещение и введение объекта АГЗС в эксплуатацию было произведено до включения федеральной трассы в перечень автомобильных дрог общего пользования федерального значения и до передачи ее в ведение ФКУ "Поволжуправтодор". Также указано, что АГЗС была построена до дня вступления Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 - в 2004 г., в связи с чем, положения указанного Федерального закона с учетом части 1 статьи 61 Закона на указанный объект дорожного сервиса не распространяются.
Однако следует отметить, что проектирование и строительство объекта придорожного сервиса - АГЗС разрешено Постановлением главы муниципального образования от 24.04.2003 N 480.
Пунктом 2 указанного постановления определено, что строительство необходимости вести в соответствии с проектом, согласованным с заинтересованными службами.
Вместе с тем, согласно части 2 статьи 61 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Как следует из материалов проверки, строительство объекта завершено в 2004 году, однако введен он в эксплуатацию 07.07.2009. То есть права и обязанности на указанный объект дорожного сервиса - АГЗС N 187, возникли у ООО "Газ-Сервис" после вступления Федерального закона 257-ФЗ от 08.11.2007 в силу.
ООО "Газ-Сервис"не не обосновал правомерность эксплуатации газозаправочной станции до выдачи разрешения о введе объекта в эксплуатацию и регистрации прав собственности на объект, т.е. до 2009 г.
На момент ввода объекта в эксплуатацию, норма закона о необходимости соблюдения требований при присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге действовала.
Довод заявителя о том, что площадка АГЗС не относится к автомобильным дорогам и съезд и выезд на нее осуществляется с проселочной дороги является несостоятельным, в связи с тем, что участок, на котором расположен объект находится в придорожной полосе.
Понятие проселочной дороги в указанном случае нецелесообразно, так как имеющаяся искусственная "накатанность" не является дорожным сооружением, в реестре муниципального имущества в качестве дороги не числится.
Указанный земельный участок, на котором расположена "накатанность" в виде дороги, относится к землям государственная собственность на которые не разграничена, и может быть предоставлен любому лицу с учетом необходимых согласований.
В связи с чем, АГЗС имеет непосредственное примыкание к федеральной автодороге и въезд и выезд на объект осуществляется с федеральной трассы и иным путем не возможно.
Примыкание объекта к федеральной автодороге не осуществлено в связи с отсутствием технических условий у собственника объекта.
Заявителем в качестве довода указывается, что ФКУ "Поволжуправавтодор" как эксплуатантом автомобильной дороги в соответствии с требованиями ГОСТ Р50597-93 должно обеспечиваться исполнение требований технических регламентов по соответствию федеральной дороги установленным законодательством требованиям.
Однако требованием ГОСТ Р 50597-93 на собственника дороги не возлагается требований в части обустройства переходно-скоростных полос, въездов и выездов с объекта придорожного сервиса. Указанный ГОСТ возлагает на собственника дороги решение вопросов соответствия дорожного полотна, наличие необходимых дорожных знаков, обустройство обочины и др.
Вместе с тем, частью 10 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Эксплуатация АГЗС без соблюдения норм законодательства, регулирующих вопросы безопасности дорожного движения, препятствует бесперебойному движению транспортных средств, создает угрозу безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 11 марта 2019 года по делу N А57-22087/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.