г. Хабаровск |
|
20 мая 2019 г. |
А16-3659/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект": Чепудаев П.С. представитель по доверенности от 28.04.2019;
от управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: Ильенко А.М. представитель по доверенности от 14.02.2019;
от федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области": Орел О.В. директор;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект"
на решение от 27.02.2019
по делу N А16-3659/2018
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Доценко И.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект"
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
об оспаривании решения.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гидростройпроект" (ОГРН 1142721005107, ИНН 2721210512) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - управление) от 19.12.2018 по делу N РНП-79-07/18, которым общество включено в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сроком на 2 года.
Определением от 25.12.2018 третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" (далее - учреждение).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.02.2019 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 27.02.2019 по делу N А16-3659/2018 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель управления против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.02.2019 по делу N А16-3659/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Просил решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.02.2019 по делу N А16-3659/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом N 44-ФЗ предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 5.3.4 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления (пункт 11 Правил).
Пунктом 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 названных Правил, выносится решение.
03.08.2018 на официальном сайте в единой информационной системе по адресу:http://www.zakupki.gov.ruФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0378100005318000020 и документация об электронном аукционе по объекту "Проведение текущего ремонта осушительной системы "Мураши" (2 этап), Облученский район, ЕАО. Начальная (максимальная) цена контракта 442 410,77 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона от 14.08.2018 ООО "Гидростройпроект", она признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Между ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" и ООО "Гидростройпроект" на условиях предусмотренных извещением и документацией о проведении электронного аукциона, заключен государственный контракт N 0378100005318000020-0010151-01 от 27.08.2018 по проведению текущего ремонта осушительной системы "Мураши" (2 этап), Облученский район ЕАО. Цена контракта 442 410,77 руб. Срок выполнения работ установлен с момента заключения контракта до 30.10.2018 (пункт 3.1 контракта).
Согласно подпункту 5.1.3 пункта 5.1 контракта заказчик обязуется принять выполненные надлежащим образом работы, проверяя их состав и качество требованиям действующего законодательства Российской Федерации, технического задания в порядке и сроки, установленные контрактом.
Заказчик вправе требовать от подрядчика предоставления отчета о ходе выполнения работ (подпункт 5.2.3 пункта 5.2 контракта).
Заказчик вправе в любое время проверять ход, соответствие и качество выполняемых подрядчиком работ, установленных контрактом и другими обязательными для подрядчика требованиями, участвовать в освидетельствовании работ, осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, а также качеством оборудования, используемого подрядчиком при выполнении работ, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Если в результате такой проверки станет очевидным, что работы не будут выполнены надлежащим образом и (или) в ненадлежащие сроки, заказчик вправе направить подрядчику требование об устранении недостатков с указанием срока их устранения (подпункт 5.2.3 пункта 5.2 контракта).
В силу подпункта 5.3.1 пункта 5.3 контракта подрядчик обязуется выполнить принятые на себя обязательства в соответствии с условиями контракта, требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Подрядчик обязуется ознакомиться со всеми условиями, приложенными к контракту, связанными с выполнением работ и принять на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ, изучить все материалы (приложения) контракта и получить полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ (подпункт 5.3.3 пункта 5.3 контракта).
Подрядчик обязуется по требованию заказчика предоставлять отчет о ходе выполнения работ, выполнить в полном объеме свои обязательства по контракту, в согласованный срок устранить своими силами и за свой счет недостатки, допущенные и выявленные в результате сдачи-приемки выполненных работ (пункты 5.3.7, 5.3.15 пункта 5.3, пункт 7.1 контракта).
Согласно акту проверки выполненных работ от 04.09.2018 N 1, составленному должностным лицом ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз", работы по текущему ремонту осушительной системы "Мураши" (2 этап) Облученский район ЕАО, не проводятся. Подрядчик к исполнению контракта не приступил.
13.09.2018 ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" направило обществу письмо с требованием до 17.09.2018 представить отчет о ходе выполнения работ. Сообщило, что отсутствуют сведения об исполнении обществом в срок условий контракта, что обязывает к применению к обществу штрафных санкций. Указало, что обществом не назначены в течение трех рабочих дней с момента подписания контракта уполномоченные лица по исполнению контракта с объемом предоставленных им полномочий. Выразило требование о предоставлении в срок до 17.09.2018 документов, подтверждающих исполнение требований пунктов 5.3.4 и 5.3.24 контракта.
Актом проверки выполненных работ от 18.10.2018 N 2 повторно установлено, что работы по текущему ремонту осушительной системы "Мураши" (2 этап) Облученский район ЕАО не проводятся. Подрядчик к исполнению контракта не приступил.
18.10.2018 главным мелиоратором ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" проведена экспертиза выполненных работ, по результатом которой составлено экспертное заключение. При проведении визуального осмотра площадки, на которой в соответствии с контрактом должны выполнятся работы, выявлено: на площадке отсутствует техника и рабочие; древесно-кустарниковая растительность находится в естественном состоянии, отсутствуют повреждения свидетельствующие о попытках сводки (спила, срубки и пр.) растительности; профили каналов находятся в состоянии как до заключения контракта.
30.10.2018 ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" подрядчику направлено письмо, в котором указало, что все работы должны быть выполнены до 30.10.2018. Потребовало предоставить информацию о решениях подрядчика по контракту. Сообщено, что 31.10.2018 с целью фиксации состояния объекта и состава выполненных работ на объект выезжает представитель ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" и представитель общества приглашен для участия в проверке.
31.10.2018 актом проверки выполненных работ N 3 зафиксировано, что работы по текущему ремонту осушительной системы "Мураши" (2 этап) Облученский район ЕАО не проводятся. Подрядчик к исполнению положений контракта не приступил. При проведении визуального осмотра выявлено: на площадке отсутствует техника и рабочие; древесно-кустарниковая растительность находится в естественном состоянии, отсутствуют повреждения, свидетельствующие о попытках сводки (спила, срубки и пр.) растительности; профили каналов находятся в состоянии как до заключения контракта.
01.11.2018 ООО "Гидростройпроект" письмом сообщило в ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" о том, что работы по контракту будут начаты с 05.11.2018. Ориентировочный фактический срок окончания работ 15.11.2018. Понимая срыв сроков окончания работ общество выразило готовность оплатить неустойки, штрафы, согласно условиям контракта.
30.11.2018 главным мелиоратором ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" составлено экспертное заключение, из которого следует, что на площадке отсутствует техника и рабочие; древесно-кустарниковая растительность находится в естественном состоянии, отсутствуют повреждения, свидетельствующие о попытках сводки (спила, срубки и пр.) растительности; профили каналов находятся в состоянии как до заключения Контракта.
ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" 19.10.2018 соответствии с пунктом 9.7, 9.8 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что подрядчик не приступал к выполнению работ.
Согласно пунктов 9.10, 9.11 контракта решение управления вместе с уведомлением о расторжении контракта 23.10.2018 направлено в ООО "Гидростройпроект" посредством почтовой связи, а также на электронную почту последнего.
Заказчиком 23.10.2018 в единой информационной системе на сайте http://www.zakupki.gov.ru размещено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" 05.12.2018 представлено в УФАС России по ЕАО обращение о включении ООО "Гидростройпроект" в РНП, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта.
Письмами УФАС России по ЕАО от 07.12.2018 N 5-2647 и 5-2648 ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз" и ООО "Гидростройпроект" извещены о принятии обращения к рассмотрению, сроке проведения проверки (с 07.12.2018 по 19.12.2018), необходимости представления третьему лицу копий документов, а обществу разъяснения по обращению, а также о месте и времени рассмотрения общения (19.12.2018 в 11 часов 00 минут по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Постышева, д. 3).
УФАС России по ЕАО, по результатам рассмотрения обращения ФГБУ "Управление "Биробиджанмелиоводхоз", проведенной внеплановой проверки, принято решение от 20.12.2018 N РНП-79-07/18 о включении ООО "Гидростройпроект" в РНП сроком на 2 года.
Общество о незаконности решения антимонопольного органа обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении требования общества.
По материалам дела судом верно установлено вынесение оспариваемого решения антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований Закона N 44-ФЗ. Управлением подтверждено результатами проверки недобросовестное поведение подрядчика, повлекшее односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, невозможность исполнения контракта, чем нарушены права заказчика по контракту.
РНП представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Включение сведений о лице в указанный реестр - мера публичной ответственности за недобросовестное поведение данного лица. При этом одним из последствий применения такой меры является ограничение прав лица на участие в закупках в течение установленного срока.
Отклоняется доводы жалобы общества об отсутствии его вины, предпринятых мерах для выполнения работ по контракту, установления занижения сметы по контракту, его убыточности, труднодоступности объекта работ.
Недобросовестное поведение заказчика подтверждается указанными выше составленными в разные месяцы актами обследования, экспертными заключениями о том, что общество после заключения контракта не приступало к выполнению работ. Не представлено доказательств о принятии обществом мер для соблюдения сроков выполнения работ.
Поведение субподрядчика общества не является уважительной причиной, срыва сроков контракта, поскольку пунктами 4.1 - 4.2 договора субподряда от 05.09.2018 N СП/05/01-2018 установлены права и обязанности генерального подрядчика (общества), Однако доказательств исполнения обществом названных прав и обязанностей с целью контроля за деятельностью субподрядчика, побуждению его к выполнению работ в материалы дела не представлено.
Довод о выпадении обильных осадков не подтвержден документально.
Общество добровольно участвовало в аукционе и заключило контракт. По подпункту 5.3.3 контракта общество обязано ознакомиться со всеми условиями, приложенными к контракту, связанными с выполнением работ и приняло на себя все расходы, риски и трудности выполнения работ. До участия в аукционе общество имело возможность фактически осмотреть объект работ и ознакомиться со сметной стоимостью. Никаких запросов о разъяснении документации в аукционную комиссию, заказчику обществом не направлялось.
Довод жалобы об отсутствии реального ущерба у заказчика отклоняется, т.к. приведенные выше требования Закона N 44-ФЗ не связывают включение в РНП только с наличием (отсутствием) ущерба.
С учетом изложенных обстоятельств дела, доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения, признаются апелляционным судом несостоятельными. Они не опровергают правомерности выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 27.02.2019 по делу N А16-3659/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.