г. Вологда |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А52-5243/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 20 мая 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варфоломеевой А.Н.,
при участии от индивидуального предпринимателя Таран Алины Евгеньевны Горовацкого А.В. по доверенности от 17.10.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Таран Алины Евгеньевны на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 февраля 2019 года по делу N А52-5243/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Таран Алина Евгеньевна (адрес: 180025, город Псков; ОГРНИ: 318602700011138, ИНН 602714177660, далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к администрации города Пскова (адрес: 180000, город Псков, улица Некрасова, дом 22; ИНН: 6027022362 ОГРН: 1026000980246, далее - Администрация) о признании недействительными ненормативных правовых актов об отказе в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 60:27:0010324:363 в целях размещения сезонного аттракциона (детского надувного батута) от 17.08.2018 N 1316, сезонного аттракциона "Веселая рыбалочка" от 03.10.2018 N 1540 и сезонного аттракциона "Надувной детский батут "Белый мишка" от 03.10.2018 N 1541.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по охране объектов культурного наследия Псковской области.
Решением суда от 05 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Предприниматель с решением суда не согласился, обратился в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Апеллянт указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что использование детских надувных батутов и детского аттракциона приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Считает, что данный вывод носит исключительно предположительный характер и не основан на нормах права.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 60:27:0010324:363, общей площадью 30 950 кв. м, расположенный по адресу: г. Псков, Октябрьский проспект, находится в собственности муниципального образования "Город Псков" и согласно кадастровой выписке о земельном участке имеет категорию земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для использования под объект "Детский парк со сквером "Красных партизан" и Анастасиевским сквером".
Предприниматель 05.07.2018 обратился в Администрацию за разрешением на использование спорного земельного участка в целях размещения детского надувного батута. Согласно приложенной схеме площадь предполагаемой к использованию части земельного участка составляет 68 кв. м, габариты батута 11*6*9, сроком на 3 года.
Администрация по итогам рассмотрения заявления постановлением от 17.08.2018 N 1316 отказала в выдаче разрешения, поскольку размещение детского надувного батута приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Предприниматель 26.09.2018 обратился в Администрацию за разрешением на использование спорного земельного участка в целях размещения детского игрового оборудования "Веселая рыбалочка".
Согласно приложенной схеме площадь предполагаемой к использованию части земельного участка составляет 4 кв. м, габариты игрового оборудования 2,5*3,5*2,4, сроком на 3 года.
Администрация по итогам рассмотрения заявления постановлением от 03.10.2018 N 1540 отказала в выдаче разрешения, поскольку размещение указанного объекта приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Также Предприниматель 26.09.2018 обратился в Администрацию за разрешением на использование спорного земельного участка в целях размещения детского надувного батута "Белый мишка". Согласно приложенной схеме площадь предполагаемой к использованию части земельного участка составляет 30 кв. м, габариты батута 7*5*2,7, сроком на 3 года.
Администрация 03.10.2018 постановлением N 1541 отказала в выдаче разрешения, поскольку размещение детского надувного батута приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
При вынесении постановлений N 1541, 1540 и 1316 Администрация руководствовалась статьей 11, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), подпунктом 4 пункта 12 Положения о порядке и условиях размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Псковской области, утвержденного постановлением администрации Псковской области от 18.04.2016 N 126, пунктом 9 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972, подпунктом 4 пункта 1 раздела III приложения 2 постановления Псковского областного собрания депутатов от 26.12.2013 N 674 "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля", письмом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 10.08.2018 N КН-09-1060.
Предприниматель, считая отказы в предоставлении земельного участка в целях размещения сезонных аттракционов неправомерными, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с обжалуемым судебным актом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 упомянутой статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено специальными положениями главы V.6 ЗК РФ.
Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, объектов, виды которых определены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на территории Псковской области установлены Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Псковской области, утвержденным постановлением администрации Псковской области от 18.04.2016 N 126 (далее - Положение N 126).
Пунктами 4, 19, 23, 24, 25, 26 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень) предусмотрены такие виды объектов как элементы благоустройства территории, пункты проката велосипедов и другого спортивного инвентаря, спортивные и детские площадки, сезонные аттракционы, нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, передвижной зоопарк.
Пунктом 2 Положения N 126 предусмотрено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками.
В соответствии с пунктом 12 Положения N 126 решение об отказе в использовании земельного участка принимается в случаях:
1) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 5 и (или) 6 данного Положения;
2) в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300;
3) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объекта;
4) размещение указанных в заявлении объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
5) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, уже предоставлен физическому или юридическому лицу;
6) уполномоченным органом принято решение о выдаче разрешения, заявление по которому подано ранее.
Таким образом, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов не является произвольным. Без предоставления земельного участка на землях, находящихся в публичной собственности, может быть размещен только объект, указанный в Постановлении N 1300, при этом размещение данного объекта имеет срочный характер и определяется исходя из цели размещения объекта.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как установлено судом, испрашиваемый участок находится в составе и границах территории общего пользования, предназначенной для удовлетворения потребностей в отдыхе неограниченного круга лиц и имеющей в связи с этим особый правовой режим использования ("Детский парк").
Согласно постановлению Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 674 "Об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля" (Постановление N 674) испрашиваемый земельный участок находится в зоне охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля" ("Ансамбль Кремля").
На территории "Детский парк" расположены объекты культурного наследия - "Церковь Василия на горке" XV века и объект культурного наследия федерального значения "Церковь Анастасии Римлянки" XV века.
Согласно Постановлению N 674 "Ансамбль Кремля" расположен в зоне охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ-1, участки ЗОЛ.1-16).
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Закон N 73-ФЗ) определено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 раздела 3 приложения 2 к Постановлению N 674 в зонах охраняемого природного ландшафта запрещается: проведение работ, приводящих к изменению гидрогеологической характеристики территории; изменение существующих отметок рельефа более чем на 1 метр; вырубка зеленых насаждений, за исключением санитарных рубок и работ по регулированию зеленых насаждений в зонах зрительного восприятия объектов культурного наследия; размещение временных строений, сооружений; размещение рекламных конструкций любых форматов; размещение нестационарных торговых объектов; строительство объектов капитального строительства; устройство парковок и стоянок автотранспортных средств; проведение земляных работ без предварительных археологических исследований, в том числе под сети инженерных коммуникаций.
В соответствии с подпунктами "в", "д", "ж" пунктом 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельными положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" (Постановление N 972), режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах охранной зоны, в том числе единой охранной зоны, устанавливаются с учетом следующих требований: в) ограничение хозяйственной деятельности, необходимое для обеспечения сохранности объекта культурного наследия, в том числе запрет или ограничение на размещение рекламы, вывесок, временных построек и объектов (автостоянок, киосков, навесов); д) обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств; ж) иные требования, необходимые для обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом и ландшафтном окружении.
В материалах дела усматривается, что Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области, в связи с поступлением многочисленных обращений и публикаций в средствах массовой информации, был проведен соответствующий анализ ситуации, связанной с размещением аттракционов и развлекательных объектов в зонах охраняемого природного ландшафта (том 1, листы 67-69).
По результатам проведенного анализа выявлено, что размещение объемно-габаритных надувных аттракционов и развлекательных объектов (горки-батуты) приводит к нарушению сложившегося в охраняемом природном ландшафте памятника соотношения открытых и закрытых пространств, в целях визуального восприятия памятника и других объектов культурного наследия.
Аналогичная позиция высказана и Общественным советом по туризму при государственном комитете по культуре Псковской области (том 1, лист 70).
С учетом указанных выше обстоятельств, ввиду того, что размещение аттракционов на спорном земельном участке в охраняемой зоне "Ансамбль Кремля", где расположены исторические объекты культурного наследия "Церковь Василия на горке" и "Церковь Анастасии Римлянки", приведет к нарушению комплексного, визуального восприятия данных объектов, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии у Администрации правовых оснований для отказа в использовании спорного земельного участка для размещения детских надувных батутов.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они по смыслу аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Таким образом, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают законность и обоснованность выводов суда первой инстанции, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, при рассмотрении дела не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 05 февраля 2019 года по делу N А52-5243/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Таран Алины Евгеньевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.