Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф08-7198/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А61-7112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 15 февраля 2019 года по делу N А61-7112/2018 (судья Коптева М.Б.),
по заявлению акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" (ОАО) в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" ОГРН - 1021500000202, ИНН - 1500000240,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу ОГРН - 1101516001575, ИНН - 1513000015,
третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
общество с ограниченной ответственностью "РИУ";
директор ООО "РИУ" - Кибизова Казбека Владимировича,
о признании незаконными действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО "РИУ", о признании недействительной данной записи, об обязании устранить допущенные нарушения путем восстановления записи об ООО "РИУ" как о действующем юридическом лице,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказ - Салатова М. Х. по доверенности N 04-14/00032 от 10.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
акционерный коммерческий банк "Банк развития региона" (ОАО) в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель, Банк, АКБ "БРР" (ОАО), банк) обратился в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу (далее - налоговая инспекция, МРИ ФНС России по г. Владикавказу, инспекция) о признании незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи ГРН 2181513130380 от 17.10.2018 о прекращении деятельности юридического лица ООО "РИУ" (ОГРН 1071515011435, ИНН 1515911790); о признании недействительной записи ГРН 2181513130380 от 17.10.2018 о прекращении деятельности юридического лица ООО "РИУ" (ОГРН 1071515011435, ИНН 1515911790), в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу внести в ЕГРЮЛ сведения об ООО "РИУ" (ОГРН 1071515011435, ИНН 1515911790), как о действующем юридическом лице; о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Решение Арбитражного суда РСО-Алания от 15 февраля 2019 года заявленные требования акционерного коммерческого банка "Банк развития региона" (ОАО) в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что возражение банк по форме Р38001 нотариально не заверено и не соответствует установленной 129-ФЗ форме.
Указывает о том, что у налоговой инспекции имелись основания для принятия решения о предстоящем исключении ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
До начала судебного заседания от банка поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя инспекции, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 15 февраля 2019 года по делу N А61-7112/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
02.07.2018 инспекцией принято решение N 716 о предстоящем исключении ООО "РИУ" из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствии со статьей 21.1 Закона N129-ФЗ.
Основанием к принятию решения послужила информация, полученная из ЭОД (электронная обработка данных), согласно которой у ООО "РИУ" отсутствовали операции по счетам в банках. Отделом камеральных проверок сформирована справка об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии открытых счетов N 440-С, а также справка о непредставлении обществом в течение последних 12 месяцев документов отчетности N 440-О.
17.10.2018 инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за регистрационным номером 2181513130380 о прекращении деятельности ООО "РИУ" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ.
Полагая, что действиями и решениями налоговой инспекции нарушены права Банка, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением за защитой своих интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иные сведения о юридических лицах.
Из содержания положений статьи 1 Закона N 129-ФЗ следует, что регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
На основании пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ лицо, которое в течение последних 12-ти месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (пункты 3, 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Во исполнение требований пункта 3 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ решение налоговой инспекции от 02.07.2018 N716 о предстоящем исключении ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" (часть 2 N26(691) от 04.07.2018/999) (т.1 л.д.13).
Лицо, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, имеет право направить возражения относительно исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
В случае направления такого заявления решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Реализуя свое право на подачу возражений, Банк направил в адрес налогового органа мотивированное возражение по форме Р38001 (т.1 л.д.14-23).
Согласно пункту 7 статьи 22 вышеназванного Закона, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ), представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (пункт 8 статьи 63 ГК РФ, пункт 6 статьи 22 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Судом первой инстанции верно установлено, что у ООО "РИУ" имеется задолженность перед банком, размер которой определен решением Арбитражного суда РСО-Алания от 20.02.2015 по делу N А61-3838/2014 (т.1 л.д.26-35).
Наличие задолженности подтверждается материалами дела, постановлением судебного пристава - исполнителя от 12.01.2017 о возбуждении исполнительного производства N 126/17/15006-ИП в отношении ООО "РИУ" на основании исполнительного листа ФС 006449360 (т.1 л.д. 25).
Доказательства погашения обществом задолженности перед банком в материалы дела не представлены. Срок обращения с требованием о принудительном взыскании не пропущен.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ООО "РИУ" на момент принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ имелись неисполненные обязательства перед Банком.
Исключение ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопросов об удовлетворении банком своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Суд первой инстанции верно указал, что непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из ЕГРЮЛ. Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.
Учитывая Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П и Письмо ФПС России от 01.09.2015 N ГД-4-14/15374, налоговый орган должен был провести соответствующую аналитику в отношении лица, признанного недействующим, и установить наличие имеющихся в отношении данной организации денежных требований.
Обязанность налогового органа проверять наличие неисполненных обязательств исключаемого юридического лица перед кредиторами, в том числе, используя информацию, размещенную на официальном сайте арбитражных судов http://kad.arbitr.ru/ подтверждается судебной практикой, в частности: постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2016 по делу N А40-123463/15.
Доказательств того, что налоговый орган предпринимал меры к установлению имеющихся у ООО "РИУ" денежных обязательств перед кредиторами, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение налогового органа от 02.07.2018 N 716 о предстоящем исключении ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ, а также действия по внесению 17.10.2018 записи за государственным регистрационным номером 2181513130380 об исключении ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ являются незаконными, поскольку нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушенное право подлежит восстановлению путем обязания регистрирующего органа аннулировать в ЕГРЮЛ запись от 17.10.2018 за государственным регистрационным номером 2181513130380 и восстановить в ЕГРЮЛ сведения об ООО "РИУ" как о действующем юридическом лице.
Довод апелляционной жалобы о том, что возражение банк по форме Р38001 нотариально не заверено и не соответствует установленной 129-ФЗ форме - отклоняется.
Формы возражений, утверждены Приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц".
В соответствии с названным Приказом возражения подаются по форме Р38001. Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункт 4 статьи 21.1. Закона N 129-ФЗ изложен в новой редакции, в соответствии с которой возражения заинтересованных лиц относительно предстоящего исключения юридического лица из ЕГРЮЛ должны быть направлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. 6 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такое письменное возражение может быть направлено в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлено непосредственно, направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". При направлении возражения почтовым отправлением подлинность подписи заинтересованного физического лица или уполномоченного представителя заинтересованного юридического лица должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
В рассматриваемом случае возражение банком подано по форме Р38001 в электронном виде, что в силу прямого указания закона не требует засвидетельствования подписи в нотариальном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что у налоговой инспекции имелись основания для принятия решения о предстоящем исключении ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ - отклоняется.
Наличие задолженности подтверждено материалами дела, постановлением судебного пристава - исполнителя от 12.01.2017 о возбуждении исполнительного производства N 126/17/15006-ИП в отношении ООО "РИУ" на основании исполнительного листа ФС 006449360.
Доказательства погашения задолженности материалы дела не содержат, при этом срок обращения с требованием о принудительном взыскании не пропущен.
Таким образом, у ООО "РИУ" на момент принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ имелись неисполненные обязательства перед банком. Исключение ООО "РИУ" из ЕГРЮЛ препятствует разрешению вопросов об удовлетворении банком своих имущественных требований по обязательствам должника за счет его имущества и (или) имущества лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Непредставление юридическим лицом отчетности может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, однако не всегда может быть признано правомерной причиной для исключения этого юридического лица из ЕГРЮЛ.
Непредставление отчетности и отсутствие операций по банковскому счету само по себе не является безусловным основанием для принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда РСО-Алания от 15 февраля 2019 года по делу N А61-7112/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 15 февраля 2019 года по делу N А61-7112/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.