г. Владимир |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А38-950/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Назаровой Н.А., Родиной Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца - акционерного общества "Марспецмонтаж" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела (уведомление N 01241);
от ответчика - Республики Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл - представители не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела (уведомление N 01240, 01242),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2019 по делу N А38-950/2018, принятое судьей Щегловой Л.М.,
по иску акционерного общества "Марспецмонтаж" (ИНН 1200000095, ОГРН 1021200752704) к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл о взыскании 156 410 руб. 50 коп,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Марспецмонтаж" (далее - ОАО "Марспецмонтаж", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к Республике Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства финансов Республики Марий Эл (далее - Министерство, ответчик) о взыскании за счет казны Республики Марий Эл долга по соглашению о предоставлении субсидии от 25.05.2016 за ноябрь, декабрь 2017 года в сумме 156 410 руб. 50 коп.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 15 Закона Республики Марий Эл от 20.12.2016 N 50-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Постановлении Правительства Республики Марий Эл N 195 от 21.07.2008 "Об утверждении Правил субсидирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок по кредитам, привлеченным подрядными (субподрядными организациями на строительство (реконструкцию) объектов республиканской адресной инвестиционной программы и объектов подпрограммы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013-2020 годы". В обоснование иска указано на нарушение ответчиком условий соглашения о предоставлении субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом по кредитному договору N 2021-9288 от 25.05.2016.
Ответчик иск не признал.
Решением от 19.02.2019 Арбитражный суд Республики Марий Эл взыскал с Республики Марий Эл в лице Министерства здравоохранения Республики Марий Эл за счет казны Республики Марий Эл в пользу ОАО "Марспецмонтаж" долг в сумме 156 410 руб. 50 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5692 руб.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель утверждает, что предоставление Республикой Марий Эл субсидий юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат на выполнение работ в форме компенсации процентов за пользование кредитными средствами в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществлено в нарушение пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом, учитывая, что соглашением урегулирован вопрос предоставления средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на мероприятия, которые не отнесены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ к компетенции субъекта Российской Федерации, данное соглашение противоречит существу законодательного урегулирования соответствующего вида обязательства. Следовательно, оно заключено в нарушение пункта 3 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заявитель указывает, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл N 226 от 23.05.2016 при формировании проекта республиканской адресной инвестиционной программы на 2017 год предусмотрено выделение средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на погашение кредиторской задолженности за выполнение на объектах объемов работ в пределах суммы привлеченных АО "Марспецмонтаж" кредитов и возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитными ресурсами в январе - ноябре 2017 года. Тем самым, по мнению участника, уплаченные истцом проценты в декабре 2017 года возмещению заказчиком не подлежат.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о дате и месте судебного разбирательства. В заявлении от 16.04.2019 Министерство просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Истец в отзыве от 11.04.2019 указал, что с жалобой не согласен, также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, Первый арбитражный апелляционный суд считает судебный акт суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Республики Марий Эл N 195 от 21.07.2008 "Об утверждении Правил субсидирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок по кредитам, привлеченным подрядными (субподрядными организациями на строительство (реконструкцию) объектов республиканской адресной инвестиционной программы и объектов подпрограммы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013-2020 годы", установлены условия субсидирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, привлеченными подрядными (субподрядными) организациями на строительство (реконструкцию) объектов республиканской адресной инвестиционной программы.
Получателями субсидий являются юридические лица, привлеченные в установленном порядке в качестве подрядчиков (субподрядчиков) для строительства (реконструкции) объектов программ, и привлекающие кредиты банков для строительства (реконструкции) таких объектов. Субсидирование процентных ставок подрядным (субподрядным) организациям производится по кредитам, привлеченным на строительство (реконструкцию) объектов программ.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 15 Закона Республики Марий Эл от 20.12.2016 N 50-З "О республиканском бюджете Республики Марий Эл на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в 2017 году из республиканского бюджета Республики Марий Эл предоставляются субсидии юридическим лицам, привлеченным в установленном порядке в качестве подрядчиков (субподрядчиков) для строительства (реконструкции) объектов республиканской адресной инвестиционной программы и объектов подпрограммы "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Республике Марий Эл" государственной программы Республики Марий Эл "Культура Марий Эл на 2013 - 2020 годы", на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на строительство (реконструкцию) таких объектов.
11.04.2016 ОАО "Марспецмонтаж" (в настоящее время - АО
"Марспецмонтаж") (подрядчиком) и Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, действующим от имени Республики Марий Эл (государственным заказчиком), заключен государственный контракт N 0108200000116000007, в соответствии с условиями которого подрядчик обязался выполнить работы по строительству фельдшерских здравпунктов в рамках реализации государственной программы Республики Марий Эл "Развитие здравоохранения" в целях комплексного развития единой сети фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских здравпунктов в 2014-2018 годах, а государственный заказчик по правилам встречного исполнения обязался принять результат и оплатить выполненные работы.
25.05.2016 между ПАО "Норвик Банк" (кредитором) и ОАО "Марспецмонтаж" (заемщиком) заключен договор N 2021-9288, в соответствии с условиями которого кредитор открыл заемщику кредитную линию в сумме 46 656 500 руб. сроком действия по 30.11.2017 включительно в целях пополнения оборотных и внеоборотных средств для опережающего финансирования на выполнение работ по строительству фельдшерских здравпунктов по государственному контракту N 0108200000116000007 от 11.04.2016. При наличии кредитных ресурсов кредитор обязался предоставлять заемщику кредиты в пределах лимита выдачи денежных средств по кредитной линии в виде отдельных траншей путем перечисления денежных средств, предоставляемых заемщику в качестве кредитов, на расчетный (текущий) счет заемщика на условиях, предусмотренных договором, а истец принял на себя обязательство возвратить суммы кредитов и уплатить кредитору плату за пользование денежными средствами в размере и сроки, предусмотренные договором, а также выполнить иные обязательства в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом приложение к договору содержит информацию о сроке предоставления кредита, сумме транша и сроке возврата кредита.
Дополнительным соглашением от 30.11.2017 стороны внесли изменения в
пункт 1.1 раздела 1, согласно которому увеличили срок действия кредитного договора до 08.12.2017.
25.05.2016 между Министерством здравоохранения Республики Марий Эл (государственным заказчиком) и ОАО "Марспецмонтаж" (подрядчиком) подписано соглашение, по условиям которого государственный заказчик принял на себя обязательство по субсидированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, привлеченными подрядчиком на основании договора N 2021-9288 от 25.05.2016 о предоставлении кредитной линии.
Согласно пункту 1.5 соглашения от 25.05.2016 субсидия на возмещение затрат по уплате процентов по кредитному договору предоставляется исходя из величины процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, и составляет 16,5 % годовых. Основанием для расчета выплаты субсидий являются фактически произведенные подрядчиком за отчетный период расходы, на которые предоставляется субсидия (пункт 6.1 названного соглашения).
По данным истца, до ноября 2017 года ответчиком обязательства по соглашению исполнялись надлежащим образом и в срок. По документам, представленным для предоставления субсидий, возражений у ответчика не поступало.
18.12.2017 истец обратился к ответчику с требованием о возмещении затрат по уплате процентов в сумме 156 410 руб. 50 коп. за ноябрь, декабрь 2017 года. Поскольку оплата не была произведена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд счел, что ответчиком обязанность по предоставлении субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом за ноябрь-декабрь 2017 года в размере 156 410 руб. 50 коп. в рамках Соглашения от 25.05.2016 не исполнена и удовлетворил иск в заявленной сумме.
С выводом арбитражного суда апелляционная инстанция согласна в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями, приведенными в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", заявление о недействительности сделки (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В данном случае Соглашение от 25.05.2017, заключенное между Министерством и ОАО "Марспецмонтаж" и поставленное Министерством под сомнение, исполнялось последним с мая 2016 года по ноябрь 2017 года надлежащим образом и в установленный срок. В связи с этим, принимая во внимание положения части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений пункта 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что заявление ответчика о недействительности названного Соглашения не имеет правового значения.
Кроме того, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 03.10.2018 по делу N А38-1604/2018 Республике Марий Эл в лице Министерства отказано в удовлетворении иска о признании соглашения о предоставлении субсидий на возмещение затрат по уплате процентов за пользование кредитом от 25.05.2016 недействительным (ничтожным).
Следовательно, у Министерства возникло обязательство, вытекающее из соглашения от 25.05.2016, по субсидированию ОАО "Марспецмонтаж" за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл процентных ставок за пользование кредитными ресурсами, привлеченными последним на основании договора N 2021-9288 от 25.05.2016 о предоставлении кредитной линии.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно пункту 1.5 соглашения от 25.05.2016 субсидия на возмещение затрат по уплате процентов по кредитному договору предоставляется исходя из величины процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором, и составляет 16,5 % годовых. Основанием для расчета выплаты субсидий являются фактически произведенные подрядчиком за отчетный период расходы, на которые предоставляется субсидия (пункт 6.1 названного соглашения).
ОАО "Марспецмонтаж" по кредитному договору N 2021-9288 от 25.05.2016 были уплачены проценты по кредиту за ноябрь-декабрь 2017 года, что подтверждается документально.
Однако обязательство по предоставлению субсидии за указанный период в сумме 156 410 руб. 50 коп. Министерством не исполнено. Поэтому суд, руководствуясь положениями главы 22 Гражданского кодекса Российской Федерации "Исполнение обязательств", правомерно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в заявленной сумме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, поскольку являются правовой позицией Министерства, избранной в суде первой инстанции. Им дана надлежащая правовая оценка, и они обоснованно отклонены. Каких-либо новых обстоятельств, влияющих на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, в апелляционной инстанции не установлены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены (изменения) судебного акта не имеется. Судом правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 19.02.2019 по делу N А38-950/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.С. Родина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.