г. Пермь |
|
20 мая 2019 г. |
Дело N А60-64340/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гладких Е.О.
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аспабетдиновой Р.А.,
при участии:
от заявителя - Нестеров С.В. по доверенности от 10.01.2019,
от заинтересованного лица - представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 февраля 2019 года по делу N А60-64340/2018,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Аквамарин" (ИНН 6673088955, ОГРН 1026605630160)
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
товарищество собственников жилья "Аквамарин" (далее - ТСЖ "Аквамарин", товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент ГЖИСН СО, Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 10.08.2018 N 29-09-17-65.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.04.2018 (резолютивная часть решения объявлена 24.04.2018) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт о признании законным оспариваемого предписания.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо приводит доводы о существенных нарушениях судом норм материального права. Правила N 354 предусматривают начисление платы за услугу отопления исходя из общей площади помещения (жилого или нежилого), объема потребления тепловой энергии (по нормативу или по показаниям приборов учета общедомовых и индивидуальных) и тарифа, но не учитывают факт оборудования приборами отопления (радиаторами) жилого или нежилого помещения. Таким образом, на собственниках нежилых помещений лежит бремя по оплате коммунальной услуги - отопление, потребленное в целом в многоквартирном доме и распределенное между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Следовательно, начисление платы за отопление, коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, а также за содержание и ремонт общего имущества собственникам нежилого помещения (паркинг) многоквартирного дома является обоснованным и не противоречит требованиям пунктов 40, 42(1), 44, 54 Правил N 354, Постановлению N 491.
По мнению заинтересованного лица, на собственниках как жилых, так и нежилых помещений лежит бремя по оплате коммунальной услуги по отоплению, потребленной в целом в многоквартирном доме и распределенное между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, даже при отсутствии индивидуального потребления тепловой энергии. Собственник нежилого неотапливаемого помещения имеет долю в праве общей собственности на общее имущество во всем многоквартирном доме. Кроме того, понятие "отапливаемое помещение" отсутствует в законодательстве, а критерием для определения надлежащего предоставления коммунальной услуги по отоплению является поддержание определенной температуры воздуха в помещении. В силу физических свойств тепловой энергии, на поддержание определенной температуры воздуха в помещении влияют такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон и т.д. Следовательно, может возникнуть ситуация, при которой в помещении, в котором непосредственно не установлены отопительные приборы, поддерживается температура, идентичная температуре смежных отапливаемых помещений. Поскольку из технического паспорта на жилой дом N 18 по ул. Радищева и жилой дом N 39 по ул. Хохрякова города Екатеринбурга следует, что к нежилым помещениям относится стоянка машин (гараж), собственники нежилых помещений обязаны нести бремя по оплате коммунальной услуги - отопление, потребленное в целом в многоквартирном доме и распределенное между всеми собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направило, что на основании части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Департаментом в отношении ТСЖ "Аквамарин" проведена проверка, по результатам которой в адрес товарищества вынесено предписание об устранении выявленных нарушений N 29-09-17-65 от 10.08.2018.
Предписание выдано на основании акта проверки от 10.08.2018, согласно которому в действиях ТСЖ "Аквамарин" при начислении платы за коммунальную услугу отопления и выставления платы в платежных документах собственникам жилых и нежилых помещений домов N 18 по ул.Радищева и N 39 по ул. Хохрякова города Екатеринбурга имеются признаки нарушений пункта 54 Правил N 354, пункта 20 приложения N 2 к Правилам N354 в части неприменения в расчетах общей площади всех жилых и нежилых помещений данных домов. Также в акте указано, что начисление платы за услугу отопления проводится исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, которая меньше чем указанная в техническом паспорте на площадь машино-мест неотапливаемых помещений гаражей-стоянок, расположенных в указанных домах.
Товарищество, полагая, что указанное предписание департамента является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Порядок начисления платы за коммунальную услугу отопления на территории Свердловской области регулируется с 01.07.2016 Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Правила N 354 предусматривают начисление платы за услугу отопления исходя из общей площади помещения (жилого или нежилого), объема потребления тепловой энергии (по нормативу или по показаниям приборов учета общедомовых и индивидуальных) и тарифа.
Начисление платы проводится собственнику помещения или пользователю исключительно за потребленные услуги. В случае предоставления услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы подлежит уменьшению в соответствии с установленным Правилами N 354 порядком.
В силу положений пунктов 40, 44 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с абзацем 2 пункта 40 Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
В силу пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) Правил N 354.
Однако пункт 41 Правил предусматривает, что потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Как следует из материалов дела, все жилые и нежилые помещения в многоквартирных домах N 18 по ул. Радищева и N 39 по ул. Хохрякова города Екатеринбурга не оборудованы индивидуальными (квартирными) приборами учета тепловой энергии для целей отопления.
В домах есть неотапливаемые гаражи-стоянки с машино-местами, оформленные в долевой собственности.
В состав общего имущества входят крышная газовая котельная для предоставления услуг отопления и горячего водоснабжения в только доме N 39 и сторонним потребителям (в доме N 18).
В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации права, согласно которым объектом права в частности является гараж-стоянка общей площадью 5264,2 кв. м, 4295,3 кв. м, вид права - общая долевая собственность.
По мнению заинтересованного лица, в действиях заявителя имеются признаки нарушений пункта 54 Правил N 354, пункта 20 приложения N 2 к Правилам N 354 в части неприменения расчета общей площади всех жилых и нежилых помещений указанных домов поскольку начисление платы за услугу отопление проводится исходя из общей площади жилых и нежилых помещений (9 910,8 кв.м и 10 048,7 кв.м), которая меньше на 5 301,6 кв.м и 4 257,1 кв.м, чем указанная в техническом паспорте 15 121,4 кв.м и 14 305,8 кв.м соответственно с учетом площади машино-мест неотапливаемого помещения гаража-стоянки.
Таким образом, Департамент исходил из того, что товарищество неправомерно исключило из расчета спорные площади нежилых помещений машино-мест неотапливаемого помещения гаража-стоянки, и при расчете платы за отопление должно было использовать общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома независимо от факта их отопления.
Между тем, помещения спорных подземно-наземных автостоянок являются самостоятельным объектом недвижимости, указанные объекты не оборудованы средствами для оказания коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению, приборы учета указанных услуг также отсутствуют.
Изложенные фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что потребители коммунальных услуг в жилом помещении не получают коммунальных услуг в подземно-надземной автостоянке, услуги отопления и горячего водоснабжения не оказываются и пользователям автостоянки.
Между тем, по смыслу пункта 54 Правил N 354, пункта 20 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом того, что рассматриваемая формула предназначена для использования при расчете объема тепла, потраченного на отопление жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, в общую площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома должны включаться только отапливаемые помещения.
Иное толкование, которым руководствовался Департамент, приводит к тому, что на собственника неотапливаемого помещения будет возложена обязанность по оплате фактически неоказанной коммунальной услуги по отоплению такого помещения.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд апелляционной инстанции также принимает во внимание следующее.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С учетом указанных положений действующего законодательства, при отсутствии в нежилом помещении многоквартирного дома теплопринимающих устройств и приборов учета сам по себе факт влияния конструктивных и технических параметров многоквартирного дома на поддержание определенной температуры воздуха в нежилом помещении, не оборудованном отопительными приборами, не является основанием для взыскания с собственника данного помещения платы за отопление.
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ни закон, ни договор не предусматривают освобождение собственников гаража-стоянки от бремени содержания принадлежащего им имущества либо возложение такого бремени на лиц, не являющихся собственниками имущества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемое предписание исключает возложение на собственников гаража-стоянки бремени содержания принадлежащего им имущества пропорционально их доле в общей собственности и, напротив, возлагает такое бремя на лиц, не являющихся собственниками доли в общей долевой собственности, поскольку фактически содержит требование об объединении площади автостоянки и жилого дома при применении в расчетах по начислению платы за услугу отопления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое предписание не соответствует требованиям закона, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно принял решение о признании недействительным оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства, судом первой инстанции установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку основаны на неправильном понимании норм материального права и не опровергают выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 февраля 2019 года по делу N А60-64340/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.