город Ростов-на-Дону |
|
20 мая 2019 г. |
дело N А53-41396/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 по делу N А53-41396/2018, принятое судьей Хворых Л.В.
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону
к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Восторг"
о взыскании финансовых санкций
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Ростова-на-Дону (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Восторг" (далее - заинтересованное лицо, общество) финансовых санкций в размере 1500 руб. за январь - март 2017 года.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что страхователь откорректировал ранее представленные сведения, а не представил вновь сведения на одно застрахованное лицо.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в УПФР в Советском районе г. Ростова-на-Дону от страхователя - ООО "Восторг" 07.02.2017 поступила исходная форма СЗВ-М за январь 2017 года, которая содержала сведения на 3 застрахованных лиц, 28.02.2018, то есть после законодательно установленного срока, страхователем самостоятельно представлена дополняющая форма СЗВ-М январь 2017 года на 1 застрахованное лицо от страхователя - ООО "Восторг".
03.03.2017 от страхователя - ООО "Восторг" поступила исходная форма СЗВ-М за февраль 2017 года, которая содержала сведения на 3 застрахованных лиц, 28.02.2018, то есть после законодательно установленного срока, страхователем самостоятельно представлена дополняющая форма СЗВ-М февраль 2017 года на 1 застрахованное лицо.
12.04.2017 от страхователя - ООО "Восторг" поступила исходная форма СЗВ-М за март 2017 года, которая содержала сведения на 3 застрахованных лиц, 28.02.2018, то есть после законодательно установленного срока, страхователем самостоятельно представлена дополняющая форма СЗВ-М март 2017 года на 1 застрахованное лицо.
Управлением проведена проверка по вопросу представления учреждением индивидуальных сведений, установленных Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон - N 27-ФЗ).
По результатам проверки управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от N 071S18180008351 от 17.04.2018, N 071S18180008354 от 17.04.2018., N 071S18180008356 от 17.04.2018.
05.06.2018 управлением вынесены решения N 071S19180010577, N 071S19180010576, N 071S19180010578 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за январь - март 2017 года в размере 1 500 рублей.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику выставлены требования от 11.07.2018 N 071S01180045485, N 071S01180045342, N 071S01180045614 со сроком исполнения до 31.07.2018.
Требование управления в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
В соответствии с положениями гл. 29.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражным судом Ростовской области определением Арбитражного суда Ростовской области от 04.12.2018 по делу А53-38224/2018 управлению в принятии заявления к обществу о выдаче судебного приказа на сумму 1 500 рублей за январь - март 2017 года отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Федерального закона N 212 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона N 212 нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое Федеральным законом установлена ответственность.
Пунктом 1 статьи 41 Федерального закона N 212 предусмотрено, что ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных Федеральным законом.
Подпунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 212 предусмотрено, что организацией признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ также предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.
Пунктом 2.2. статьи 11 указанного закона определено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВМ за отчетный период. Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Из материалов дела следует, что 07.02.2017, 03.03.2017 и 12.04.2017 общество по телекоммуникационным каналам связи представило в управление сведения персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - март 2017 года соответственно (с типом формы "исходная").
28.02.2018 общество представило в управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь - март 2017 года (с типом формы "дополняющая").
При этом судом установлено, что сведения в отношении спорных застрахованных лиц были представлены обществом 28.02.2018 впервые и не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за январь - март 2017 года (с типом формы "исходная"), представленных в Пенсионный фонд ранее.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Осуществив проверку поданных индивидуальных сведений, управление пришло к выводу о пропуске заявителем установленного для сдачи отчетности срока за январь - март 2017 года, в связи с чем, вынесло решения от 05.06.2018 N 071S19180010577, N 071S19180010576, N 071S19180010578 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в сумме 1500 рублей.
Между тем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии обжалуемого решения управлением не учтено следующее.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
При этом Федеральный закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.
В соответствии с письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Указанное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу. Из буквального толкования разъяснений, данных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации, следует, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Учитывая, что исходные сведения о застрахованных лицах за январь - март 2017 года направлены обществом в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок, а неполнота (недостоверность) изначально направленных сведений самостоятельно выявлена и устранена последним путем направления дополняющих сведений, в рассматриваемом случае, учитывая обстоятельства выявления управлением факта непредоставления страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь - март 2017 года после исправления соответствующих сведений, у управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку вина общества отсутствует в связи с реализацией последним права на исправление ранее поданных сведений.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 212-ФЗ, орган ПФР должен не только констатировать факт несвоевременного представления сведений, но и обязан был определить все элементы состава данного правонарушения. Между тем, причины расхождения представленных обществом за один период сведений, в ходе проверки управлением не устанавливались. Заполнение формы отчетности с нарушением срока, без исследования причин, в результате которых они были допущены, само по себе не свидетельствует о противоправном характере действия страхователя.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в виде назначения штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за нарушение сроков предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, в виде применения финансовых санкций в размере 1500 рублей.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.02.2019 по делу N А53-41396/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 названного Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.