г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А40-274543/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б. Красновой,
судей: |
С.Л. Захарова, Л.А. Москвиной, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-274543/18, принятое судьей ИА. Блинниковой,
по заявлению ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ФГБУК АУИПИК; ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248)
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1) ООО "Рента-групп", 2) Минкультуры России
о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации договора аренды от 26.03.2018 N 01-1/18-05 уведомлением от 12.07.2018 N 77/005/231/2018- 2700,
при участии:
от заявителя: |
Демин А.С. по дов. от 25.12.2018; |
от ответчика: |
Мацота Н.Э. по дов. от 26.12.2018; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - Заявитель, Учреждение, Агентство) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве по отказу в государственной регистрации договора аренды от 26.03.2018 N 01-1/18-05 уведомлением от 12.07.2018 N 77/005/231/2018-2700 и обязании Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве внести в ЕГРН запись о регистрации договора аренды от 26.03.2018 N 01-1/18-05 на помещения в объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: г. Москва, пер.1-й Колобовский, д.25, стр.1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Агентство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды у Управления не имелось, поскольку предмет договора индивидуально определен (весь объект) - в договоре указаны наименование имущества, его местонахождение и качественные характеристики помещения. Кроме того, считает необоснованным вывод суда о наличии отказа ТУ Росимущества в Москве в согласовании проекта приказа Минкультуры России.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Москве считает решение суда законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
ООО "Рента-групп" и Минкультуры России, привлеченные к участию в деле в качестве третьего лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, по результатам открытого аукциона между Агентством и ООО "Рента-групп" (далее - Арендатор) был заключен договор аренды от 26.03.2018 N 01-1/18-05 (далее - Договор), согласно которому Арендатору передаются во временное владение и пользование помещения, расположенные по адресу: г. Москва, пер. 1-й Колобовский, д. 25, стр.1 (далее - Объект), общей площадью 384,6 кв. м, на срок 10 лет.
Согласно п. 3.1 Договора Договор вступает в силу с момента его государственной регистрации.
Агентство обратилось в Управление Росреестра по городу Москве с заявлением о государственной регистрации Договора.
Уведомлением от 12.04.2018 N 77/005/231/2018-2700 Управление приостановило государственную регистрацию Договора, а уведомлением от 12.07.2018 отказало в государственной регистрации Договора по следующим основаниям:
- имеются противоречия в технических характеристиках объекта недвижимости;
- Территориальное управление Росимущества в г.Москве отказало в согласовании проекта приказа Минкультуры России о передаче в аренду Объекта.
Агентство, посчитав, что отказ в государственной регистрации Договора не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Агентства в сфере экономической деятельности обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, и распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, указано, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, а Минкультуры России в соответствии с п. 5.4.1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 N 590, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным федеральным государственным учреждениям.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р АУИПИК является подведомственным Минкультуры России учреждением.
В соответствии с уставом АУИПИК, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.09.2011 N 920, АУИПИК является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения функций, связанных с управлением, сохранением, популяризацией и использованием объектов культурного наследия, находящихся в оперативном управлении АУИПИК. Для осуществления своей деятельности, предусмотренной уставом, АУИПИК владеет и пользуется закрепленным за ним в установленном порядке в оперативном управлении имуществом.
Таким образом, АУИПИК в рамках своих полномочий комплексно осуществляет функции по использованию находящихся в собственности Российской Федерации и оперативном управлении АУИПИК объектов культурного наследия.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом N 218-ФЗ.
На основании части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о регистрации государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 29 и частью 1 статьи 14 Закона о регистрации при предоставлении документов для регистрации прав на недвижимое имущество Управлением осуществляется правовая экспертиза документов, целью которой является установление юридических фактов, являющихся бесспорным основанием для возникновения, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество. Представленные документы изучаются как на подлинность, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания с целью установления отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 N 7088/11 проверка законности сделки определена как установление соответствия формы, содержания и результата сделки действующему законодательству.
Из обстоятельств рассматриваемого дела следует, что 29.03.2018 в Управление поступили заявления N 77-0-1-71/3256/2018-417, 77/005/231/2018-2700 на государственную регистрацию договора аренды, государственный кадастровый учет части объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: г.Москва, пер.1-й Колобовский, д. 25, стр. 1, с кадастровым номером 77:01:0001093:1109.
В качестве правоустанавливающего документа в Управление представлен договор аренды от 26.03.2018 N 01-1/18-05 нежилых помещений здания, заключенный между ФГБУ культуры "АУИПИК" (арендодатель) и ООО "Рента-групп".
Согласно условиям вышеуказанного Договора арендодатель обязуется передать арендатору нежилые помещения общей площадью 384,6 кв.м, на 2-ом этаже, входящие в состав здания, расположенного по адресу: г. Москва, пер. 1-й Колобовский, д. 25, стр. 1, с кадастровым номером N 77:01:0001093:1109, общей площадью 731, 9 кв.м.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости площадь здания, расположенного по адресу: г. Москва, пер. 1-й Колобовский, д. 25, стр. 1, с кадастровым номером N 77:01:0001093:1109 составляет 731,9 кв.м.
Для осуществления государственного кадастрового учета части вышеуказанного объекта недвижимости в качестве приложений к техническому плану в Управление представлена техническая документация здания по адресу: г.Москва, пер.1-й Колобовский, д.25, стр.1, площадью 767,9 кв.м.
Как установлено Управлением, и следует из представленных документов, в отношении объекта недвижимости были проведены строительные работы, в результате которых изменилась площадь здания, а также границы застройки объекта капитального строительства. При этом, государственный кадастровый учет изменений вышеуказанного объекта не осуществлялся, техническая документация в Управление не представлялась.
Так, в целях выяснения изложенных обстоятельств Управлением направлены соответствующие запросы в адрес ГУЛ МосгорБТИ, Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее - Мосгосстройнадзор), исх. N 11- 1628/2018 от 26.04.2018; ТУ Росимущества в г. Москве, исх.N 11-1436/2018 от 12.04.2018.
Согласно ответу Мосгорстройнадзора (исх. N 09-3722/18-1 от 29.05.2018) проектная документация на строительство здания отсутствует, разрешение на строительство и на ввод вышеуказанного объекта недвижимости не выдавалось.
ФГБУ МосгорБТИ в ответе на запрос Управления (исх. N ИС-7720/18 от 11.05.2018) пояснило, что при проведении обследования объекта недвижимости в 2011 году зафиксирована перепланировка помещений и возведение пристроек, разрешительная документация для осуществления которых не предъявлялась.
Кроме того, письмом исх. N И22-09/11357 от 21.05.2018 ТУ Росимущества в г.Москве сообщило, что в рамках исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" ТУ Росимущества в г.Москве отказало в согласовании проекта приказа Минкультуры России о передаче в аренду федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Москва, пер. 1-й Колобовский, д. 25, стр. 1.
Порядок согласования распоряжения федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральным бюджетным учреждением, определен Положением об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения" (далее - Положение).
В соответствии с пп. "м" п. 3 указанного Положения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке согласовывает с учетом требований, установленных пунктом 4 настоящего Положения, распоряжение недвижимым имуществом федерального бюджетного учреждения, в том числе передачу его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством экономического развития Российской Федерации, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с федеральными законами.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что решения по вопросам, указанным в подпунктах "м" и "н" пункта 3 настоящего Положения, принимаются органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, по согласованию с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, за исключением решений в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации и Федерального агентства морского и речного транспорта (в отношении подведомственных ему федеральных бюджетных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), посредством размещения на портале проекта решения.
Отказ в согласовании проекта приказа Минкультуры России о передаче в аренду федерального недвижимого имущества и противоречия в технических характеристиках объекта недвижимости препятствует осуществлению регистрационных действий, в связи с чем вывод суда о законности действий Управления Росреестра по Москве является обоснованным.
Доводы Агентства о необоснованном указании судом на отказ ТУ Росимущества в Москве апелляционным судом отклоняются, как противоречащие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам (т.2 л.д.23). Данный отказ в установленном порядке недействительным не признан, поэтому обоснованно принят судом.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.02.2019 по делу N А40-274543/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б. Краснова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.