город Ростов-на-Дону |
|
21 мая 2019 г. |
дело N А32-8521/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Конукоева А.Р. по доверенности от 28.04.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 по делу N А32-8521/2019, принятое в составе судьи Ивановой Н.В., по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд привлек предприятие к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 31 500 рублей. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие сослалось на то, что административным органом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих факт направления в адрес Лямзиной И.С. какого-либо почтового отправления, а равно и регистрируемого почтового отправления или почтового перевода, извещения о которых должны опускаться в почтовый ящик. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт недоставки какого-либо конкретного письма (простого либо заказного), иных почтовых отправлений, в связи с чем при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции совершение конкретного действия, а равно бездействия, выразившегося в недоставке конкретного почтового отправления, не установлено.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Управление в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. От управлении поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя подателя апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя предприятия, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, гражданка Лямзина И.С. обратилась в управление с жалобой от 14.01.2019, в которой указала на то, что сотрудники (ОПС) Краснодар-350087 не доставляют получателю корреспонденцию.
В письме УФПС Краснодарского края филиала ФГУП "Почта России" от 04.02.2019 N 9.2.5.3-16/510 указано на наличие отсутствия доставки корреспонденции, поступающей в отделение почтовой связи (ОПС) Краснодар-350087 Краснодарского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" в адрес гражданки Лямзиной И.С. по адресу г. Краснодар, ул. Окружная, д. 71, чем нарушаются права пользователя услуг почтовой связи на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу (т. 1 л.д. 36).
Управление, установив по результатам проверки нарушение оператором почтовой связи ФГУП "Почта России" п. п. 32, 46 (в) Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 N 234, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ст. ст. 14, 16, 17, 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" составило 20.02.2019 протокол об административном правонарушении N АП-23/4/542 в отношении ФГУП "Почта России" по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 23.1, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Краснодарского края для принятия решения по существу.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией). Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пункт 36 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание услуг связи.
В силу положений статьи 29 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Из материалов дела следует, что ФГУП "Почта России" осуществляет свою деятельность, в том числе на основании лицензии на оказание услуг почтовой связи от 11.04.2018 N 162571.
Согласно статье 19 Федерального закона от 17.07.1997 N 176-ФЗ "О почтовой связи", Права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 62 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", защита прав пользователей услугами связи при оказании услуг электросвязи и почтовой связи, гарантии получения этих услуг связи надлежащего качества, право на получение необходимой и достоверной информации об услугах связи и об операторах связи, основания, размер и порядок возмещения ущерба в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, возникающих из договора об оказании услуг связи, а также механизм реализации прав пользователей услугами связи определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Лицензии лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила).
На основании пункта 32 Правил почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи.
В подпункте "в" пункта 46 Правил определено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области связи.
В рассматриваемом случае имеет место нарушение порядка оказания услуг почтовой связи, что повлекло нарушение прав потребителя - пользователя услуг почтовой связи гражданки Лямзиной И.С. при предоставлении услуги почтовой связи - неполучение почтовой корреспонденции по своему почтовому адресу.
Довод о том, что территория, где проживает гражданка Лямзина И.С., относится к территории незавершенного строительства, судом не принимается.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" создано с целью предоставления услуг почтовой связи на территории Российской Федерации.
На официальном сайте ФГУП "Почта России" www.pochta.ru при указании адреса г. Краснодар, п. Российский, ул. Окружная. дом 71, определяется индекс 350087, из чего следует, что спорный адрес относится к зоне ОПС Краснодар 350087.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается жалобой гражданки Лямзиной И.С., письмом УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" от 04.02.2019 N 9.2.5.3-16/510, а также протоколом об административном правонарушении от 20.02.2019 N 23/4/542.
Довод о том, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт недоставки какого-либо конкретного письма, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно письму УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" от 04.02.2019 N 9.2.5.3-16/510 имеет место отсутствие доставки корреспонденции, поступающей в отделение почтовой связи (ОПС) Краснодар-350087 Краснодарского почтамта ОСП УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России" в адрес гражданки Лямзиной И.С.
Таким образом, наличие в деянии предприятия объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ФГУП "Почта России" выражается в том что, имея лицензию на оказание услуг почтовой связи, обязано было соблюдать установленные сроки обмена почтовой корреспонденцией, однако, ФГУП "Почта России" не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению. Наличие обстоятельств, создающих непреодолимые препятствия для соблюдения положений Правил, не установлено.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
По смыслу части 3 статьи 14.1 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок предусмотренный специальным разрешением (лицензией), который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, в связи с чем, в рассматриваемом конкретном случае не может быть признано малозначительным.
В силу пункта 6 статьи 24.5 Кодекса одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Постановлении от 15.01.20019, отмечает, что при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Поскольку правонарушение выявлено 15.02.2019, то на момент рассмотрения спора судом первой инстанции трехмесячный срок привлечения предприятия к административной ответственности не истек.
Административное наказание назначено судом с учетом требований статей 4.2, 4.3 КоАП РФ в пределах санкции части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции полно, всесторонне, объективно исследовал обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2019 по делу N А32-8521/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.