г. Пермь |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А60-66555/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 мая 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Поляковой М.А., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Балдиной А.С.,
при участии:
от заявителя: представители не явились;
от ответчика: Токманцева Е.К. (удостоверение, доверенность от 25.12.2017);
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 февраля 2019 года,
принятое судьей И.В. Пшеничниковой
по делу N А60-66555/2018
по заявлению Администрации муниципального образования Алапаевское
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании отказа в государственной регистрации права незаконным, об обязании осуществить государственную регистрацию права,
установил:
Администрация муниципального образования Алапаевское (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 15.10.2018 N 66/999/001/2018-123147 об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на вновь созданный объект недвижимости: Расширение сетей газоснабжения газопровода высокого давления к ОАО "ВСМЗ". Газоснабжение ж.д. N 70 по ул. Горняков пос. Верхняя Синячиха, кадастровый номер: 66:01:2301013:284, расположенный по адресу: Свердловская область, р-н Алапаевский, пос. Верхняя Синячиха, о возложении на ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на вновь созданный объект недвижимости и выдать выписку из Единого государственного реестра недвижимости в установленный законом срок.
Решением арбитражного суда от 12.02.2019 (резолютивная часть от 06.02.2019) заявленные требования удовлетворены.
Решение суда от 12.02.2019 обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в нарушение распоряжения Комитета по управлению имуществом муниципального образования Алапаевское от 30.11.2010 N 637 договор аренды земельного участка для строительства газопровода заключен не был. Судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика об отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство газопровода. Ответчик считает, что материалами дела подтвержден факт выдачи разрешения на строительства и на ввод объекта в эксплуатацию без предоставления правоустанавливающих документов на землю. Для государственной регистрации не были предоставлены все необходимые документы. Также судом первой инстанции не дано оценки доводам ответчика об отсутствии доказательств возникновения на объект права муниципальной собственности. Выписка из реестра муниципальной собственности от 06.07.2018 N 1220 не подтверждает возникновение права собственности и не является правоустанавливающим документом. С заявлением о государственной регистрации обратилась Администрация муниципального образования Алапаевское как самостоятельное юридическое лицо, тогда как право собственности должно возникнуть муниципального образования Алапаевское. Ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу указывает, что орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство объекта капитального строительства, при рассмотрении вопроса о выдаче такого разрешения проверяет факт наличия у лица правоустанавливающих документов. Представленное разрешение на строительство не оспорено и недействительным не признано. С заявлением в регистрирующий орган также было подано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.07.2018 заявитель обратился к ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект: Расширение сетей газоснабжения газопровода высокого давления к ОАО "ВСМЗ". Газоснабжение ж.д. N 70 по ул. Горняков пос. Верхняя Синячиха, кадастровый номер: 66:01:2301013:284, расположенный по адресу: Свердловская область, р-н Алапаевский, пос. Верхняя Синячиха.
16.07.2018 ответчиком было принято решение N 66/999/001/2018-123147 о приостановлении с 16.07.2018 до 15.10.2018 осуществления действий по регистрации права собственности в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ на земельный участок, предназначенный для строительства сооружения.
15.10.2018 ответчиком было принято решение N 66/999/001/2018-123147 об отказе в государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 16.07.2018 на основании пункта 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Отказ ответчика в осуществлении государственной регистрации права собственности послужил основанием обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления государственного учета и (или) государственной регистрации.
Согласно статье 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что на государственную регистрацию заявителем представлены заявление о государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с недвижимым имуществом, государственной регистрации законного владельца закладной от 10.07.2018 N 66/999/001/2018-123147; паспорт представителя; доверенность от 10.01.2018 N 05; акт выбора и обследования земельного участка для строительства от 26.04.2006 N 37; разрешение на строительство от 01.02.2011 N RU66394000-4/H; постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 22.09.2010 N 490/10; постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 18.11.2010 N 579; акт N 59 от 01.06.2010 выбора и обследования земельного участка для проектирования и строительства газопровода высокого давления, с установкой ГРПШ, и газопровода низкого давления к жилому дому N 70 по ул. Горняков, в рп. Верхняя Синячиха, с перспективой газификации жилых домов по ул. Горняков; распоряжение Комитета по управлению имуществом муниципального образования Алапаевское от 30.11.2010 N 637; договор инвестирования строительства газопровода от 30.05.2011; акт приема-передачи от 26.01.2011; выписка из Реестра от 06.07.2018 N 1220; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.12.2013 N RU66394000-9/1, что подтверждается уведомлениями о поступлении информации об оплате государственной пошлины и приеме заявления и прилагаемых к нему документов на обработку от 10.07.2018 N 66/999/001 /2018-123147 и от 16.07.2018 N 66/999/001/2018- 124981.
В соответствии с частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Часть 7 статьи 51 ГрК РФ предусматривает, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимо предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы, в том числе: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; разрешение на строительство и т.д.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, при рассмотрении вопроса о выдаче таких разрешений проверяет факт наличия у лица правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Администрации муниципального образования Алапаевское от 22.09.2010 "Об утверждении акта выбора и схемы границ земельного участка для проектирования и строительства газопровода высокого давления с установкой ГРПб и газопровода низкого давления к жилому дому N 70 по ул. Горняков, в р.п. Верхняя Синячиха (с перспективой газификации жилых домов по ул. Горняков, Цветочная, железнодорожная) Огаркову Владимиру Васильевичу" утвержден акт выбора земельного участка от 01.06.2010 N 59 и схема границ земельного участка общей площадью 1380 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов), сформированного из границ ранее учтенного земельного участка, находящегося в государственной собственности и не закрепленного за конкретными лицами в кадастровом квартале 66:01:2301013, расположенного в 130 метрах по направлению на юг от ориентира (жилой дом), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: свердловская область, Алапаевский район, р.п. Верхняя Синячиха, ул. Горняков, 76, в соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации в действующей на тот момент редакции.
Согласно разрешению на строительство от 01.02.2011 N RU66394000 -4/H, выданному отделом по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования Алапаевское Огаркову Владимиру Васильевичу разрешено строительство объекта капитального строительства "Расширение сетей газоснабжения газопровода высокого давления к ОАО "ВСМЗ", Газоснабжение ж.д. N 70 по ул. Горняков пос. Верхняя Синячиха".
Таким образом, представленное разрешение на строительство от 01.02.2011 N RU66394000-4/H выдано уполномоченным на то органом местного самоуправления, не оспорено и не признано недействительным в судебном порядке.
Согласно пункту 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданное сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Пунктом 7 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Росрегистрации от 08.06.2007 N 113, предусмотрено, что документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструируемого, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 55 ГрК РФ для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию также необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок.
При этом, в силу положений части 6 статьи 55 ГрК РФ отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 ГрК РФ, является самостоятельным основанием для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При рассмотрении дела судом установлено и материалами дела подтверждается, что к заявлению администрации были приложены все документы, необходимые для государственной регистрации права, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 11.04.2012 N RU66394000-9/1.
Как верно указано судом первой инстанции, такие разрешения выдаются уполномоченным органом после предоставления, в том числе, правоустанавливающих документов на земельный участок. При этом в установленном законом порядке это разрешение не оспорено и не признано недействительным.
Данные обстоятельства свидетельствуют о проверке уполномоченным на то органом - Администрацией муниципального образования Алапаевское - факта наличия у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок, позволяющих выдать разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, построенного на соответствующем земельном участке.
Кроме того судом первой инстанции также учтено, что в соответствии с пунктом 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, в состав газораспределительных сетей входят: а) наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; б) внеплощадочные газопроводы промышленных предприятий; в) переходы газопроводов через естественные и искусственные препятствия, в том числе через реки, железные и автомобильные дороги; г) отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках; д) устройства электрохимической защиты стальных газопроводов от коррозии и средства телемеханизации газораспределительных сетей, объекты их электропривода и энергоснабжения.
Пунктом 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, установлено, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременении), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке.
В силу пункта 48 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей.
Таким образом, из содержания Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 следует, что собственник газораспределительных сетей может не являться собственником земельных участков, по территории которых проложены объекты, входящие в состав газораспределительных сетей, а лишь обязан не нарушать (соблюдать) права и интересы собственников земельных участков, поскольку земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими.
На основании изложенных норм права и с учетом установленных по делу фактических обстоятельств суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие у ответчика правовых оснований для отказа в осуществлении регистрационных действий и удовлетворил заявленные требования.
Ответчик в соответствии со статьей 65 и пунктом 5 статьи 200 АПК РФ не представил надлежащих доказательств, подтверждающих законность оспариваемого отказа.
Возложение на ответчика обязанности, связанной с устранением допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Ссылка ответчика на отсутствие доказательств возникновения на объект права муниципальной собственности судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанное обстоятельство не являлось основанием приостановления и отказа в государственной регистрации.
При рассмотрении дела судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в решении, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с правильной оценкой судом первой инстанции верно установленных фактических обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Решение суда от 12.02.2019 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ответчика согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 февраля 2019 года по делу N А60-66555/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.