Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 сентября 2019 г. N Ф07-10521/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А21-13714/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Кузюра В.О. по доверенности от 09.01.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7987/2019) ООО "БСК-Сервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 по делу N А21-13714/2018 (судья С. Н. Сычевская), принятое
по заявлению ООО "БСК-Сервис"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
о признании недействительным предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БСК-Сервис" (ОГРН 1063906069402, ИНН 3906150561, место нахождения: Калининградская область, г.Калининград, ул.Горького, дом 98 офис 10; далее - ООО "БСКС", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Министерству регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253, место нахождения: г.Калининград, ул.Д.Донского, дом 1;т далее - Министерство, административный орган) с заявлением о признании недействительным предписания N ЖК-2/2162/СВМ/3760-о от 09.10.2018.
Решением суда от 04.02.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что ремонт и ввод лифтов в эксплуатацию не представлялся возможным, поскольку собственники 2-ого подъезда не проголосовали за ремонт лифтового оборудования. Кроме того, собственниками помещений в подъезде N 2 не начисляется плата за обслуживание лифта, в связи с чем произвести ремонтные работы в рамках технического обслуживания лифта не представляется возможным. Означенные факты, по мнению подателя жалобы, свидетельствуют о неисполнимости оспариваемого предписания,
поскольку расходы по содержанию общего имущества должны нести собственники помещений многоквартирного дома (МКД).
От Министерства поступил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве от 29.03.2019.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечило явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем, дело рассмотрено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением жителя дома N 15 по ул. Балтийской г. Светлогорска (вх. N 3760-О от 28.06.2017) и на основании приказа от 25.09.2017 N 4838 Министерством в отношении ООО "БСКС" проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки выявлены и отражены в акте проверки N ЖК-1/4838/СВМ от 05.10.2018 факты ненадлежащего содержания лифтового оборудования в МКД N 15 по ул. Балтийская в г. Светлогорске Калининградской области.
По результатам проведенной проверки Обществу вменены нарушения требований части 1, 2 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, пунктов 10, 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006, подпункта "в" пункта 4, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 N 416.
В связи с изложенным, 09.10.2018 Министерством в отношении Общества вынесено предписание N ЖК-2/2162/СВМ/3760-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, согласно которому Обществу в срок по 15.12.2018 необходимо выполнить в рамках технического обслуживанию лифтового оборудования 2-го подъезда д. 15 по ул. Балтийской г. Светлогорска следующие работы:
- обозначить демонтажные петли (повесить бирки) в лифтовой шахте;
- окрасить приямок лифтовой шахты;
- выполнить регулировку створок дверей кабины лифта;
- заменить сгоревшие лампы в кабине лифта;
- заменить плафон освещения шахты лифта;
- инициировать общее собрание собственников МКД по вопросу выполнения работ капитального характера по ремонту лифтового оборудования.
Общество, не согласившись с означенным предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Подпунктами "а" и "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" к числу лицензионных требований отнесено
- соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме), оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включаются, в том числе лифты, лифтовые и иные шахты.
Осуществление управляющей организацией технического обслуживания и ремонт лифтов входит в Минимальный перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 в соответствии с Правилами N 491.
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической эксплуатации жилищного фонда утверждены постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N170).
Пунктом 3.2.1. Правил N 170 установлено, что содержание лестничных клеток включает в себя техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования); в том числе обслуживание лифтового оборудования.
Пунктом 5.6.2 Правил N 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в том числе, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются).
Согласно пункту 5.10.1 Правил N 170 содержание, обслуживание и технический надзор за лифтами следует осуществлять специализированной организацией в соответствии с установленными требованиями и проводить линейными электромеханиками совместно с лифтерами (лифтовое обслуживание) или (при подключении лифтов к диспетчерскому пульту) линейными электромеханиками совместно с диспетчерами (операторами) и дежурными электромеханиками (комплексное обслуживание). Ликвидацию сбоев в работе лифтов в вечернее, ночное время и выходные дни должна осуществлять аварийная служба.
В силу пункта 5.10.2 Правил N 170 эксплуатирующая организация (владелец лифта - собственник здания, в котором находятся лифты, а также предприятия и организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся здания, в том числе кондоминиумы, товарищества, объединения собственников жилья и иные организации) обеспечивает содержание лифта в исправном состоянии и его безопасную эксплуатацию путем организации надлежащего обслуживания и ремонта.
Для этих целей эксплуатирующая организация обеспечивает, в том числе проведение технического диагностирования, обследования лифтов и вывод лифтов из эксплуатации при истечении установленного срока эксплуатации.
Из материалов дела следует и Обществом не оспаривается, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Светлогорск, ул. Балтийская, д. 15, осуществляется ООО "БСК-Сервис" на основании договора управления спорным МКД N 15-26С-С от 01.08.2015 (листы дела 7-22).
Помимо этого, согласно пункту 22 приложения N 2 к договору управления (лист дела 34), Общество приняло на себя обязательства по осуществлению работ, выполняемых в целях надлежащего содержания и ремонта лифта (лифтов) в многоквартирном доме.
За указанные работы, Обществом взимается плата с жителей МКД, она включена в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД, что также следует из Приложения N 2 к договору управления
Таким образом, в силу названных норм ООО "БСК-Сервис" обязано надлежащим образом содержать лифты и лифтовое оборудование многоквартирного дома как часть общего имущества собственников помещений, однако лифт в подъезде N 2 в МКД находится в нерабочем состоянии, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении Обществом своих обязанностей.
В обоснование своей позиции Общество указывает, что собственники помещений в подъезде N 2 многоквартирного дома не приняли решения о проведении ремонта общего имущества, следовательно, ремонт лифтов и лифтового оборудования приведет к перераспределению бремени несения расходов на содержание общего имущества собственников помещений на Общества.
Рассмотрев означенный довод, апелляционная коллегия обращает внимание, что Обществом не учитывает то обстоятельство, что управляющие организации выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности, а, следовательно, несение подобных расходов является их предпринимательским риском. Доказательств того, что требуется капитальный ремонт лифтового оборудования, Общество в материалы дела не представило.
Довод подателя жалобы о неисполнимости указанного предписания отклоняется апелляционной инстанцией исходя из следующего.
Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому оно выдано, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
Оспариваемое предписание правомерно адресовано ООО "БСК-Сервис", как управляющей организации спорного МКД. Содержание предписания в полной мере позволяет определить способ его исполнения и устранения выявленных административным органом нарушений со стороны Общества.
Оснований считать, что у Общества отсутствует реальная возможность исполнить предписание, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, оспариваемое предписание содержит законные требования и конкретные указания, которые необходимо совершить Обществу. При этом, данные требования направлены на устранение допущенных нарушений, следовательно, содержание предписания ясно позволяет определить какое нарушение Обществу необходимо устранить и каким способом, в связи с чем предписание отвечает принципам определенности и исполнимости.
Учитывая изложенное, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным, а также нарушающим права и законные интересы Общества не имеется, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы Общества, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 по делу N А21-13714/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.