город Томск |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А27-1656/2019 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (N 07АП-3589/2019(2)) на решение от 09.04.2019 (резолютивная часть принята 25.03.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1656/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Мишина И.В.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-т Советский, д. 74 А ГСП-1,ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 233 "Детский сад комбинированного вида" (650070, Кемеровская область, г. Кемерово, пр-т Молодежный, д. 5 корпус А, ОГРН 1024200713283, ИНН 4205006748) о взыскании 500 рублей финансовых санкций, без вызова представителей лиц, участвующих в деле.
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению N 233 "Детский сад комбинированного вида" (далее - Учреждение) о взыскании 500 рублей финансовых санкций за представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за май 2017 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 25.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ, заявленные требования удовлетворены частично: с Учреждения в доход соответствующего бюджета взыскана финансовая санкция в сумме 50 рублей по решению Пенсионного фонда от 05.09.2018 N 052S19180015127, а также в доход федерального бюджета взыскано 200 рублей государственной пошлины по делу; в остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, с заявлением об изготовлении мотивированного решения по делу в суд не обращались; с учетом абзаца 3 пункта 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", судом изготовлено мотивированное решение по своей инициативе 09.04.2019.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и взыскать финансовые санкции в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобе Пенсионный фонд указывает на отсутствие правовых оснований для уменьшения размера финансовых санкций.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 01.09.2017 Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за отчетный период - май 2017 года на 4 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 01.09.2017, унифицированным протоколом проверки отчетности от 01.09.2017 со статусом "Документ принят".
31.01.2018 Учреждение по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период - 2017 год.
По результатам проведенной предварительной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2017 год и представленных за 2017 год форм СЗВ-М, Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях по форме СЗВ-М за май 2017 года отсутствовали данные в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем в адрес страхователя 05.02.2018 почтовым отправлением направлено уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствия между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда от 01.02.2018, со сроком исправления ошибок в течение 5 (пяти) рабочих дней.
27.02.2018 Учреждение представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "отменяющая" за май 2017 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается извещением о доставке от 27.02.2018, унифицированным протоколом проверки отчетности от 27.02.2018 со статусом "Документ принят".
Пенсионным фондом составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.07.2018 N 052S18180014206.
По результатам рассмотрения указанного акта и материалов проверки, с учетом поступивших от Учреждения возражений на акт проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 05.09.2018 N 052S19180015127 о привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовой санкции в сумме 500 рублей.
Учреждению выставлено требование от 03.10.2018 N 7652SО1180053206 об уплате финансовых санкций в срок до 30.10.2018.
Неисполнение Учреждением требования в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании финансовых санкций.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции, установив факт совершения страхователем правонарушения и устранение выявленных Пенсионным фондом несоответствий в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за май 2017 года за пределами установленного срока, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения Учреждения от ответственности на основании пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н). Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности снижения назначенной финансовой санкции в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы Пенсионного фонда, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) и статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Учреждение является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции N 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Учреждения к ответственности в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о представлении страхователем недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за май 2017 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период май 2017 года - не позднее 15 июня 2017 года.
Учреждение в возражениях от 17.08.2018 на акт проверки, признало факт правонарушения по представлению неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за май 2017 года и не отрицало своей вины в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции признал доказанным факт совершения страхователем правонарушения и пришел к выводу о правомерном привлечении Учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Учреждение выводы Пенсионного фонда и суда первой инстанции о правомерности привлечения к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ по решению от 05.09.2018 N 052S19180015127, не оспаривает.
Вместе с тем, Учреждение в суде первой инстанции заявило о наличии оснований для снижения размера финансовой санкции в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств, а именно: с 2017 года работу по заполнению данных форм отчётности централизованная бухгалтерия Управления образования г. Кемерово передала в Учреждение, в штатном расписании МБДОУ N 233 не предусмотрена ставка ответственного за предоставление отчетности в Пенсионный фонд, данную работу пришлось выполнять неподготовленному специалисту впервые, приобретенная Учреждением программа СБИС не позволяла отследить изначально отправленный отчет в случае внесения корректировок в этот отчет, в связи с этим ошибка по одному сотруднику за май 2017 года была выявлена только в феврале 2018 года при представлении в Пенсионный фонд отчётности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, ранее выявить данную ошибку Учреждению самостоятельно не представлялось возможным, корректировка поданных сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц была проведена сразу же после выявления несоответствий в сведения, представление неполных (недостоверных) сведений произошло по независящим от Учреждения причинам, дошкольное учреждение является бюджетным, средств для оплаты штрафных санкций не имеет.
Согласно требованию от 03.10.2018 N 7652SО1180053206, с учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения (1 застрахованное лицо), размер финансовой санкции составил 500 рублей, что также не оспаривается Учреждением.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств судом или органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах ранее предусматривалась статьей 44 Федерального закона N 212-ФЗ, которая признана утратившей силу с 01.01.2015 (Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования").
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П назначаемые санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть справедливыми и соразмерными, конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного толкования и применения.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, полномочие суда на снижение размера штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, является конституционной прерогативой суда.
Учитывая изложенное и принимая во внимание конкретные обстоятельства совершения Учреждением вмененного правонарушения, суд первой инстанции, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости назначения наказания, обоснованно признал в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения, - отсутствие умысла у страхователя на совершение правонарушения и негативных последствий для бюджета, и правомерно уменьшил установленный Пенсионным фондом размер финансовой санкции в 10 раз, то есть до 50 рублей.
Довод Пенсионного фонда об отсутствии основания для уменьшения размера финансовой санкции, суд апелляционной инстанции отклоняет в связи с необоснованностью, поскольку вопрос о возможности снижения размера санкции вследствие применения смягчающих ответственность обстоятельств отнесен к судейскому усмотрению, выводы суда первой инстанции в этой части основаны на внутреннем убеждении, закону не противоречат и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, фактическим обстоятельствам дела, оснований для переоценки таких выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
По убеждению апелляционного суда, определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести и обстоятельствам вменяемого Учреждению правонарушения, не возлагает на Учреждение чрезмерного бремени по уплате штрафа, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи с чем не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 09.04.2019 (резолютивная часть принята 25.03.2019) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1656/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Кемеровской области, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.05.2019.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.